Цели урока:
Образовательная:
- знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII – XIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова;
Воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма, негативного отношения к агрессивной политике стран – завоевателей;
Развивающая:
- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с исторической картой, документальными источниками.
Оборудование:
- карта “Османская империя в XIV – ХVI в.в.” (мультимедиа) – Приложение 1,
- комплект “Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков” (автор: Донской Г.М., издание: “Просвещение”, 1992 г.),
- набор заданий для повторения.
Структура урока:
- Мотивационная беседа. Ознакомление с целями урока и планом изучения темы.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новой темы.
- Подведение итогов.
- Комментирование домашнего задания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Учитель сообщает тему урока, цели изучения данной темы: “Сегодня на уроке мы познакомимся с положением стран на Балканском полуострове, с возникновением Османского государства и узнаем о начале завоевания им Балканского полуострова”.
- Повторение темы “Народы доколумбовой Америки”.
Учащиеся получают задания:
№1. По очертаниям определить страну или континент и подписать название: Америка, Индия, Китай, Япония;
№2. Разделить на 2 группы рисунки – пиктограммы: 1 группа – достижения хозяйства Китая (шелк, фарфор, порох, бумага), 2 группа - достижения хозяйства индейских народов, которые были восприняты другими народами (картофель, кукуруза, табак, какао, подсолнечник, помидоры);
№3. Выберите из списка (ацтеки, арабы, индийцы, инки, майя) народы Америки и соотнесите название народа доколумбовой Америки (ацтеки, майя, инки) и показанное на картосхеме очертание государства, созданного ими.
Ответ: 1 – инки, 2 –майя, 3 – ацтеки;
№4. Выпишите из списка растения, которые выращивали народы доколумбовой Америки: картофель, чай, помидоры, рис, кукуруза, тутовые деревья, просо, пшеница, какао, овес, лен, подсолнечник.
Ответ: картофель, помидоры, кукуруза, какао, подсолнечник;
№5. Соотнести достижения хозяйства и культуры с народами их создавшими:
1) Майя 2) Ацтеки 3) Инки |
А) приручение лам Б) ввели в математике “нуль” В) узелковое письмо Г) 7 урожаев в год Д) самый точный календарь Е) сложные операции на черепе |
Ответ:1- Б, Д, 2 – Г, 3 – А, В, Е
№6. Рассмотреть иллюстрации на карточке и сделать вывод, какому народу принадлежат данные памятники культуры. Ответить на вопросы:
- где жил народ;
- главные занятия;
- что удивительного о нем можно рассказать?
Устный опрос:
- Как произошло заселение американского континента?
- Как называют коренных жителей Америки и почему?
- Чем занимались народы доколумбовой Америки? В каком занятии они добились наибольших успехов? Каких достижений в хозяйстве других континентов они не знали?
- Назовите 3 наиболее развитых народа доколумбовой Америки. Где они проживали?
- Рассказать о достижениях наук народа майя.
- Рассказать о державе ацтеков.
- Каких достижений в науке достигли индейцы – инки? Что удивительного они открыли?
Затем учитель проверяет задания и выставляет оценки.
- Изучение нового материала.
План:
- Общие черты государств Балканского п –ва в ХIII – ХIV в.в.
- Османское государство.
- Завоевания турок – османов.
Учитель ставит проблемный вопрос: “Посмотрите на карту: в ХIII в. на северо - запад Малой Азии из Средней Азии перекочевало 400 кибиток с племенем турок, а в ХVI в. в их подчинении оказался Ближний Восток, Северная Африка, Балканский п-в – возникла Османская империя. Выясните, каковы были причины успехов османских завоеваний”.
1. Первыми подверглись завоеваниям Балканские страны.
Работа с картой:
Болгария – в ХII в. после борьбы с Византией самое большое государство на Балканском п-ве, ХIV в. – феодальная раздробленность, распад на 3 независимых государства.
Сербия – в ХIV веке сильное государство, при короле Стефане отвоевывает земли у Византии, но после его смерти Сербия распалась на множество княжеств.
Византийская империя – утратила могущество после IV крестового похода, территория уменьшилась, в городах распоряжаются итальянские купцы, население разорено, налогов собирается мало, казна пустеет; Византийская империя вела непрерывные войны с независимыми княжествами на Балканском п-ве.
Вывод: все государства Балканского п-ва ослаблены междоусобными войнами и взаимной враждой.
2. Итак, в ХIII в. В Малую Азию из Средней Азии в 400 кибитках прибыло племя турок, один из вождей - Осман объединил соседние княжества и создал единое государство - Османское. Осман был провозглашен султаном (новый термин – записать!), а турки стали называться османами. Осман: стремление к захватам. Поддержка:
-Война и грабеж – главные источники обогащения воинов – землевладельцев (Феодалы);
-Мусульманское духовенство: “Священная война против неверных”, “Султан – тень бога на земле”.
3. I половина ХIV – завоевание владений Византии в Малой Азии.
Выполнение учащимися задание №1 из Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков: “Византийцы обратились за помощью к болгарскому царю, но получили ответ: “Когда придут к нам турки, тогда и будем защищаться от них”. Как следует оценить такое отношение правителей балканских государств к опасному врагу?”.
Убедившись в слабости Балканских стран, османы перешли от набегов к завоеваниям в Европе захватили значительную часть владений Византии, император – вассал султана, должен был платить дань и участвовать в походах.
Затем – вторжение в Болгарию. Несмотря на опасность, феодалы не смогли объединиться. В конце ХIV Болгария попала под власть султана на пять веков.
В 1389 г. большое войско вторглось в Сербию. Решающая битва произошла на Косовом поле.
Выполнение учащимися задания №2 из Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков:
“Объясняя причины поражения сербов, современник писал: “Знайте, что поганые (турки) смелы и мужественны не сами по себе, а благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, и мы сами куем им победу”. Подтвердите это высказывание фактами битвы на Косовом поле”.
“Поиск”: учащиеся ищут ответ в тексте учебника.
Опережающее задание: сообщение ученика о подвиге Милоша Обилича.
Составление опорного конспекта:
Вывод:
- ослабление Византии,
- войны между славянскими народами помогли туркам – османам к концу ХIV в. подчинить Малую Азию и Балканы.
Учитель: О судьбе Византии мы узнаем на следующем уроке. А сейчас ответьте на проблемный вопрос: “Каковы были причины успехов османских завоеваний ?”.
- Закрепление.
1 ученик отвечает по опорному конспекту.
Работа с картой:
Учитель: Покажите на карте территории, завоеванные турками – османами в ХIV в.?
Блиц – опрос (учащиеся отвечают: да, нет ):
- Междоусобные войны ослабили и Балканские страны и Византию (да)
- Болгария и Сербия объединились с Византией против турок – османов (нет)
- Турки – османы объявили “Священную войну против неверных” (да)
- Турецкая армия превосходила войско сербов в битве на Косовом поле (да)
- После убийства Милошом Обиличем султана, турецкая армия дрогнула и отступила (нет)
- В конце ХIV Болгария и Сербия попали в зависимость от турок – османов (да)
- Византия сохранила все свои владения в борьбе с турками – османами (нет).
“Узнай имя” ( о ком идет речь в тексте):
- “Он был правителем одного из княжеств турок, граничивших с византийскими владениями. Ему удалось сплотить турецкие племена в единое государство” (Осман).
- “Вдруг некто с притворством сказал, что принял ислам, умоляя принять его в ряды победоносного войска. И когда был допущен поцеловать ногу светлого государя, неустрашимо направил он в тело царя нож, спрятанный в рукаве” (Милош Обилич).
- Учитель подводит итоги урока, спрашивает учащихся, что нового они узнали на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.
- Комментирование домашнего задания: читать с.209 – 217 Истории Средних веков. 6 класс. (Авторы: Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. Издательство: “Дрофа ”, 2004 г.)