Цели:
- Формировать навыки правописания слов с безударными гласными в корне.
- Работать над умением разбирать предложение по членам и слова по составу; развивать мышление, речь, память.
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование: иллюстрации к сказке: мышонок, петушок, Баба-Яга; рисунок клетки, замка, деревьев, домика, моста через реку; сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с безударными гласными, но сначала скажите, вы любите сказки?
- Кто знает, что такое сказка?
Сказка- это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
- Ну что, хотите послушать и посмотреть сказку, а так же сами побывать в ней.
В мире много сказок грустных и смешных,
вот послушайте одну из них.
- Жил-был Мышонок и был у него друг Петушок. Однажды Баба-Яга украла Петушка, посадила в клетку и хотела съесть. Мышонок узнал об этом и хотел идти выручать своего друга, но злая Баба-Яга стала ему мешать. Она замкнула Мышонка в домике.
- Давайте поможем ему выйти из дома. Для этого нам нужно проверить домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
- Что нужно было сделать дома?
Упр. 234
Взаимопроверка. По цепочке зачитать слова, назвать вставленные буквы, корень, слово, которое подчеркнули.
- На какое правило в словах вставляли буквы?
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две ошибки?
-Вот мы и помогли Мышонку, отомкнули замок. Он вышел из дома и пошёл по тропинке. Вдруг откуда не возьмись, появился на дороге цветок.
3. Каллиграфическая минутка.
Маленькое солнце на моей ладошке-
Белая ромашка на зелёной ножке.
Цветок сорвать я захотел, а он впорхнул и улетел.
- Какой цветок может улететь? (бабочка)
- На какую букву похожа бабочка на цветке? (В)
- Какая это буква заглавная или строчная?
- Я напишу на доске, а вы пронаблюдайте, какое написание этой буквы, отрывное или безотрывное? (В)
- А сейчас положите тетради уголочком, возьмите правильно ручки,,сядьте ровно и выполните показ лучше, чем я.
- Молодцы! Помогли Мышонку преодолеть трудности.
- Идёт наш Мышонок дальше, не успокаивается Баба-Яга и снова на пути сделала препятствие. На дорожке выросли грибы, а на них написаны слоги: -кар-, -ква-.
- Кто любит такие слова?
4. Словарная работа.
- Чтобы угадать слова, которые зашифрованы на грибах, вам нужно открыть словари и найти слова со слогом –кар-, -ква-.
(Произнести вслух по слогам и записать)
Карандаш, картина, картофель, квартира, Москва.
-Что мы должны сделать с этими словами? (запомнить).
5. Повторение ранее изученного.
-Пошёл Мышонок дальше, а Баба-Яга наколдовала, и перед ним вырос дремучий лес, чтобы его перейти нужно выполнить задание.
- Вы готовы помочь?
- Здесь зашифровано предложение, разгадав ребус, мы должны записать предложение и подчеркнуть главные члены.
Весело светит месяц
- Назовите главные члены предложения.
- Чем являются остальные слова в предложении?
- Найдите слова с безударными гласными.
- Подберите проверочные слова, выделите орфограмму.
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
- Но это ещё не всё, нужно разобрать слово по составу. Слова нет, только записка с загадкой.
- Давайте отгадаем это слово и разберём его по составу.
Сама белая, маковка зелёная.
Летом мохнатенькая,
А зимой сучковатенькая.
(берёзка)
- Что такое корень?
- В этом слове спрятались две орфограммы, какие?
- Как проверить парные согласные в корне?
- Что мы должны сделать со словами с непроверяемыми гласными?
- Вот мы и помогли Мышонку пройти через дремучий лес. Но Баба-Яга сломала мост через реку и Мышонок не может по нему перейти реку.
- Чтобы отремонтировать мост, нам нужно выполнить несколько заданий.
6. Закрепление.
1. Посмотрите упр. 235
- Что нужно сделать?
- Итак, нам нужно к названиям признаков подобрать названия предметов, а к названиям предметов - названия признаков. Написать, под безударными гласными поставить точку, выделить корень, но сначала давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет, признак предмета?
(Учащиеся комментируют с места по цепочке).
- Что всегда необходимо помнить, подбирая проверочные слова к словам с безударными гласными?
Физминутка.
2. – А сейчас поработаем с сигнальными карточками.
Слова записаны на доске: с_довый, л_сник, пт_нец, гн_здо, г_ра, в_да, х_лмы, л_дяной, т_жёлый, пл_щадка.
- Что мы делали для того, чтобы вставить правильную букву?
3. Самостоятельная работа.
Дополнить стихотворение подходящими словами. Записать эти слова с проверочными.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на ……..(полях)
- Что такое озимь?
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки…….(зимы)
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок, на осеннюю грязь
Начал падать ………(снежок)
Проверка: назвать вставленные слова и проверочные.
- Итак, как проверить безударные гласные в корне слова?
4. Записать под диктовку предложение
Лесная тропинка лежит между деревьями.
- Есть ли здесь слова с проверяемыми гласными в корне?
- Назовите, подберите проверочные слова, выделите орфограммы.
- На какие ещё правила есть слова в этом предложении?
- Когда пишется мягкий разделительный знак?
- Давайте вернёмся к правописанию слов с безударными гласными в корне.
- Итак, как проверить безударные гласные в корне слова?
- Вот мы и помогли Мышонку перейти через реку. Он дошёл до своего друга, но опять беда. Баба-Яга посадила Петушка в клетку и повесила замок. Чтобы его отомкнуть, нужно послушать домашнее задание.
7. Домашнее задание.
- Посмотрите упр. 236 на стр. 83
- Вам нужно списать, вставить пропущенные буквы. Проверить написание пропущенных гласных проверочным словом из следующего предложения.
8. Итог урока.
- Вот отомкнули замок и Петушок на свободе. Мышонок с нашей помощью освободил своего друга. А Баба-Яга от злости ушла в дремучий лес и больше никогда не мешала.
Сказке конец, кто слушал молодец!