Все уроки, как люди, и похожи, и разны.
Если к ним приглядеться с различных сторон,
есть уроки, как светлый и радостный
праздник. Есть другие – как страшный,
мучительный сон.
В. Троцкий
Тема. Понятие о площади. Квадратный сантиметр.
Цели и задачи:
образовательные:
- дать понятие площадь и квадратный сантиметр;
- проводить работу по предупреждению смешивания понятий площадь и периметр, закреплять знания порядка действий в выражениях,
- повторение и закрепление основных тем раздела “Величины”,
- совершенствовать умение решать составные задачи, решение которых опирается на правило нахождения неизвестного слагаемого,
- учить детей применять полученные знания на практике.
развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся,
- умение работать сообща и дружно с одноклассниками, формировать качества взаимовыручки;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сопоставления;
- развивать умение аргументировать свое мнение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, уверенность в своих возможностях.
воспитательные:
- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности,
- заинтересованности и пытливости в процессе учения.создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за футбольную команду “Шахтёр”
Метод урока:
- по взаимодействию учителя и учащихся – диалог-общение;
- по способу решения задач – частично-поисковый;
- по способу умственной деятельности - развивающее обучение.
Форма урока:
фронтальная, в парах, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Структура урока: постепенное углубление в тему, гибкая, диалогическая.
I. Организационный момент
Дети поют “Гимн футбольной команды “Шахтёр”
Слова: К. Арсенева
Музыка: И. Крутого
Славься, родной “Шахтер”!
Никогда не изменит тебе
Небо футбольных звезд,
Где горит, как Млечный путь,
Свет твоих надежд.
Припев (2 раза):
Для тебя, “Шахтер”, зеленые поля,
Для тебя, “Шахтер”, навсегда судьба моя,
Для тебя, “Шахтер”, любви моей медаль.
Пусть тебе в чужих сияет городах
И хранит от поражений навсегда
Яркая футбольная звезда!
II. Мотивация учебной деятельности.
- Беспредельно богата талантами Донетчина. Славят наш родной край и художники, и певцы, и учёные, и политики, и, конечно, спортсмены. Мы горды тем, что наша футбольная команда “Шахтёр” своими достижениями и победами приумножает славу Донецкого края. Сегодня у нас необычный урок математики, потому что задания будут связаны с именем любимой команды. А ещё я предлагаю вам сыграть в футбол. Каждое правильно выполненное задание – это забитый гол. Итак, счёт 0:0. Начинаем игру.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Минутка чистописания
- Кто знает, в каком году была организована команда “Шахтёр”? (в 1936)
- Правильно. Из цифр 1, 9, 3, 6 составьте все возможные варианты четырёхзначных чисел первой тысячи и запишите их в порядке возрастания так, чтобы цифры не повторялись. (1369, 1396, 1639, 1693, 1936, 1963)
- Прочитайте числа. Молодцы! Вы забили первый гол. Счёт 1:0.
2. Фронтальный опрос.
- Какие величины выучили? ( единицы измерения длины, массы, времени)
- Какие знаете единицы измерения длины? ( мм, см, дм, м, км )
- Какие знаете единицы измерения массы? ( г, кг, ц, т)
- А единицы измерения времени? (с., мин., ч., сут., нед., мес., год, столетие или век )
- Переведите в меньшие единицы измерения:
1 км - … м
1 м - … дм
1 дм - …см
1 см - … мм
- Вы справились и этим заданием. Счёт 2 : 0
3. Задача на скорость.
- Среди данных примеров только один решён правильно. Найдите его, решите и замените в ответе цифры буквами. У вас получится слово.
101 х 8 = 880
730 – 40 = 590
360 : 4 = 120
201 х 3 = 603
900 : 3 = 340
640 – 120 = 570
1- а | 4 – у | 7 – е | 0 - о |
2- м | 5 - к | 8 - т | |
3 – л | 6 – г | 9 - з |
Ответ: 201 Х 3 = 603 ( гол ) Молодцы! Счёт 3:0
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
Умные люди повсюду нужны
Мы им сегодня помочь должны,
Станем учеными лишь на момент.
И проведем свой эксперимент,
Сделаем выводы и их докажем,
Свои наблюдения всем мы расскажем….
- Посмотрите внимательно на футбольное поле. Сравните, белой или зелёной краски использовали больше? Почему? (Площадь разметки меньше площади поля).
На парте у каждого ученика лежат вырезанные геометрические фигуры.
- Как можно сравнить площадь этих кругов? (Наложением)
- Круг какого цвета больше? (Чёрного).
- Сравните наложением треугольники. (Они равны, значит и площади их равны)
- Можно ли сравнить наложением прямоугольники? (Нет, сказать чётко, какой больше не можем.)
2. Решение проблемы.
- Что же делать? Переверните эти прямоугольники.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Стали мерки в три ряда,
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их пересчитать.
- Давайте сравним количество маленьких квадратиков, на которые разделены прямоугольники. ( Их по12, значит, площади фигур равны).
4. Введение понятия о квадратном сантиметре.
а) начертите квадрат со стороной 1 см; это и есть
квадратный сантиметр;
б) прочитайте правило в задании 646 на с. 117, выучите
его.
в) ознакомьтесь с правилом записи единиц площади
(зад. № 646)
5. Выяснение разницы между площадью и периметром.
а) работа по таблице “Периметр и площадь”
- Как вычислить периметр?
б)проверка домашнего задания ( зачитывают решение задачи № 642, в которой находили периметр прямоугольника: P= ( 2 см 5 мм + 4см 5 мм ) х 2 = 14 см)
в) (работа в парах) находим периметры прямоугольников, которые сравнивали, вычисления записываем в тетрадь:
P = (3 + 4 ) х 2 = 14 см
P = ( 2 + 6 ) х 2 = 16 см
Мини-итог:
у одинаковых по площади прямоугольников
периметр разный;
площадь измеряется квадратными сантиметрами, а
периметр – сантиметрами
- Существует единая мера измерения площади – это квадрат.
Площадь маленьких фигур измеряют см2, площадь больших - дм2, м2, км2
- мм, см, дм, м, км – это линейные меры, а единицы измерения площади см2,
дм2, м2, км2, -это квадратные меры
- Молодцы, поработали хорошо, счёт становится 4:0 в вашу пользу.
6. Физкультминутка
V. Закрепление и осмысление знаний
1 мая 2008 года в городе Донецке будет сдан в эксплуатацию новый стадион. Он строится для вас. ( Показываю фото) Вопросы следующего задания будут связаны и с новым стадионом, и футболом. В тетрадях через запятую вы запишите только ответы.
1. Математический диктант
Запишите в метрах:
Запишите в тоннах:
- Во время строительства стадиона будет использовано 43000 ц стали (4300 т )
- Для конструкции крыши – на 500 т меньше (3800 т)
Запишите в минутах:
- Продолжительность двух футбольных таймов без перерыва полтора часа. Как долго длится один тайм? (90 мин.)
- Перерыв между таймами составляет 1/4 часть продолжительности 1 тайма. Как долго длится перерыв? (15 мин.)
- Судья имеет право назначить дополнительное время длительностью 300 секунд. Выразите эту величину в минутах. (5 мин.)
2. Взаимопроверка
- Поздравляю! Счёт 5:0.
3.Работа над задачей.
На нижнем и среднем ярусе стадиона 34700 мест для болельщиков. На среднем и верхнем ярусе – 31000 мест. Сколько мест на каждом ярусе отдельно, если всего их 52000 ?
а) запись краткого условия
б) беседа:
- Определите тип задачи ( На нахождение неизвестного слагаемого)
- Как найти неизвестное слагаемое? (Нужно из разности вычесть известное слагаемое)
- Можем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? Что узнаем в первом действии?
в) запись решения задачи: (одним из способов).
I способ
1) 52000
- 34700
17300 (м.) – на верхнем ярусе
2) 31000
- 17300
13700 (м.) – на среднем ярусе
3) 34700
- 13700
21000 (м.) – на нижнем ярусе
II способ
1) 52000
- 31000
21000(м.) – на нижнем ярусе
2) 34700
- 21000
13700 (м.) – на среднем ярусе
3) 31000
- 13700
17300 (м) – на среднем ярусе
Ответ: 17300, 13700, 21000 мест.
- Счёт 6:0!!! Вы справились с заданием!
3. Индивидуальная работа по карточкам (по уровням)
Карточка №1 (высокий уровень)
Из цифр 3, 8, 0, 1, 7 составь наибольшее и наименьшее пятизначное число. Найди их сумму и разность
Карточка №2 (достаточный уровень)
Найди разность чисел 832015 и 564278.
Проверь действием сложения
Карточка № 2 (средний)
Реши уравнение х -3875 = 6409
Карточка № 3 (начальный)
Подчеркни единицы измерения площади
1000 рабочих одновременно будут работать над строительством стадиона
Общая площадь строительной площадки (включая районы мобилизации) составляет 254907 м2.
Площадь земли (включая поле) на которой будет расположен стадион составляет 46780 м2.
Высота нового стадиона от уровня поля до высшей точки составит 54 м.
На стадионе будет 227 туалетных комнат, 471 кабинок и 333 раковин
Около 4300 тонн стали будет использовано во время строительства.
Примерно 3800 тонн стали будет использовано для конструкций крыши.
Общая площадь остекления стадиона примерно 24000 м2.
Общая площадь уровней стадиона 70000 м2.
Длина футбольного поля 105м , ширина - 68м, площадь натурального поля - 7668 м2 и 2201 м2 - синтетического поля.
Вычисли:
7688
– 2201
3. Повторение порядка выполнения действий в выражениях № 647 (3-й столбик)
- Счёт 7:0!
IV. Домашнее задание № 650, №651.
V. Итог урока.
- Откройте справочник “ Твой помощник” раздел “Величины”. С какой новой величиной познакомились?
- В каких единицах измеряли площадь прямоугольников?
- Что такое квадратный сантиметр?
- Молодцы! Вы сегодня выиграли матч. Поздравляю всех! На память от команды “Шахтёр” примите в подарок дневники.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою детвора
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Рефлексия.
– Покажите своё настроение.
Если у вас всё замечательно, и вы справились с заданиями, прикрепите эмблему “Шахтёра” на нашем футбольном поле.