“Задача обучения заключается не в том,
чтобы сделать человека умнее, но в том,
чтобы сделать его ум культурнее…,
научить его ставить вопросы и направить
его на путь, ведущий к их решению.
..Развитой ум всегда может впоследствии
приобрести те сведения, которые ему
в жизни понадобятся”.
С.И. Гессен, “Основы педагогики.
Введение в прикладную философию”
Глубина и прочность знаний учащихся младших классов по предметам напрямую зависит от сформированности общеучебных умений и навыков. Груз ответственности за формирование главного инструмента познания ложиться на плечи учителя начальных классов, так как здесь закладывается фундамент надпредметных способов учебной деятельности. Одной из доминирующих причин у большинства детей, дающих временную неуспеваемость, является несформированность этих способов. Вот почему формирование общеучебных навыков должно пронизывать всю ткань учебного занятия каждого учителя. Необходимо периодически напоминать детям, какие именно умения необходимы для усвоения конкретного материала
Предлагаемая входная диагностика по изучению уровня учебно-организационных и учебно-информационных умений для 2-х классов, разработанные критерии оценивания, предполагаемые ответы дают возможность учителю начальных классов изучить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, провести необходимую коррекционную работу.
К учебно-организационным умениям выпускника младших классов относятся следующие умения:
- Самостоятельно готовить рабочее место.
- Самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня.
- Понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней.
- Работать в заданном темпе.
- Работать самостоятельно.
- Работать в паре, группе.
- Проверять и оценивать работу товарищей по классу, выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе, овладевать отдельными приемами контроля.
- Планировать учебные занятия в режиме дня.
Учебно-информационные умения к концу 4-го класса включают в себя следующее:
- Читать в соответствии с требованиями 100 – 120 слов в минуту;
- Уметь пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям; самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе художественного или научно-популярного текста;
- Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем, материалами приложения учебника, использовать образцы в процессе самостоятельной работы, самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы при изучении нового материала. Слушать чтение, рассказ, объяснения учителя, усваивать основные положения, воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе, слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу;
- Пересказывать текст своими словами, работать с рисунком, читать графики, работать с таблицами, пользоваться справочным материалом;
- Пользоваться рекомендательными списками, картотеками, указателями, справочной литературой, учиться ориентироваться в каталожной карточке, самостоятельно выбирать и читать книги и периодику, использовать их на уроках и факультативах;
- Отвечать на вопросы по тексту и теме в соответствии с их характером, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика, вести несложный диалог по теме на основе иллюстраций, учиться связно отвечать по плану, самостоятельно строить небольшой рассказ, сжато пересказывать содержание прочитанного или выслушанного текста, связно излагать свои учебные действия;
- Владеть основными и осваивать новые виды письменных работ: письмо другу, дневниковые записи.
Диагностическая работа во 2-м классе по изучению уровня сформированности ОУУН
Цель:
1. Изучить уровень учебно-организационных умений и навыков:
- Самостоятельно готовить свое рабочее место
- Понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней
- Работать в заданном темпе
2. Изучить уровень учебно-информационных умений и навыков:
- Ориентироваться в содержании учебника, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице
- Самостоятельно знакомиться с текстом
- Отвечать на вопрос к тексту
- Уметь самостоятельно формулировать вопрос к тексту
- Списывать текст
Оборудование: Учебник русского языка 2 класса 2 часть под редакцией С.В. Иванова
Задание для детей:
- Откройте в конце книги содержание учебника
- Найдите и запишите в тетрадь № страницы, на которой находится урок 86
- Откройте учебник на этой странице, найдите упражнение № 1
- Прочитайте задание, определите порядок работы и выполните все задания.
- Проверьте выполненную работу.
Урок 86 “Заголовок и текст”.
Упражнение № 1. Прочитай тексты. Подбери к
каждому из них подходящий заголовок. (Учитель
поясняет, что заголовки надо записать в тетрадь).
Объясни свой выбор. Запиши озаглавленный тобой
текст под цифрой 1.
Заголовки: Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.
Вариант правильно выполненной работы в тетради учеником:
Страница 20,21
- Снежное покрывало (о снеге)
- Красавицы сестрички (о снежинках)
- Портниха зима (об одежде на деревьях)
Снежное покрывало
Медленно кружатся снежинки. Одевают в белый наряд дома, деревья, землю. Природа уснула. Сладко спать под белым пушистым покрывалом!
Критерии оценивания работы учителем:
Задание | Баллы |
|||
Правильно найдена страница | Ответ правильный -2б | Не нашли -0 б. | ||
Правильно подобран заголовок к каждому тексту | Правильно подобраны заголовки ко всем трем частям-3б | 2б Правильно подобраны к 2 частям |
Правильно подобран к 1 части | Не подобраны заголовки-0б |
Списывание | Текст записан без ошибок | 5б | ||
Допущена 1 ошибка | 4б | |||
Допущено 2 ошибки | 3б | |||
Допущено больше 3 ошибок | 2б | |||
Затратили времени в минутах | 45 минут -2б | Больше 45 минут-1б |
Обработка результатов диагностической работы в программе ЕХСЕL
Критерии оценки: | ||||||||||||
(Максимально 14 баллов) | ||||||||||||
Самостоятельно готовит свое рабочее место | 1б-да, 0б-нет | |||||||||||
Понимает учебную задачу и действует в соответствии с ней | 1б-да, 0б-нет | |||||||||||
Работает в заданном темпе | 45 мин- | 2б, больше -1б | ||||||||||
Ориентируется в учебнике | 2б -да; 0б –нет | |||||||||||
Умеет подбирать заголовок к тексту | 3б, 2б, 0б | |||||||||||
Умеет списывать текст | без ошибок | 5; 4; 3; 2 |