Внеклассное мероприятие по математике. Турнир смекалистых и находчивых

Разделы: Математика, Внеклассная работа


"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упустить случая сделать его занимательным".

Б.Паскаль

Цели турнира:

  • Привить познавательный интерес к предмету математики, развить скорость логического мышления, культуру общения и культуру математической речи.
  • Задорные состязания содействуют сплочению коллектива, укрепляя дружбу участников.

Ход турнира

Турнир проходит в состязаниях двух команд: мальчиков и девочек. Команда мальчиков – БАМ, девочек – ПУПС.

I. Приветствия команд.

БАМ ПУПС
Будем активно мыслить! Пусть ум победит силу!

Этот турнир ждали мы
По нему стосковались умы.
Будем же мы веселиться,
Смеяться и шутить.
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И вам победу не отдадим.
Придётся попотеть и постараться:
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу!

II.Разминка.

а) Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1) а) Сколько месяцев в году содержат не менее 30 дней? (11, все кроме февраля)
б) Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь за 2 часа путешествия? (30 км) б) В полдень из Москвы отправляется поезд в Санкт-Петербург со скоростью 80км/ч. В то же время из С-Петербурга в Москву выходит навстречу первому поезду другой поезд. Оба поезда идут без остановок. Какой из поездов будет находиться при встрече на большем расстоянии от Москвы? (расстояния равны)

Задание в) кто быстрее ответит на вопрос стихотворения Сергея Боброва о хорошо известном вам числе:

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить, все как есть:
3 – четырнадцать – пятнадцать –
девяносто два и шесть…

(число П)

Следующий III конкурс. Ведущий объявляет: конкурс художников, к столам приглашаются по 3 человека от команды, для них даётся задание, пользуясь геометрическими фигурами, нарисовать символ года прошедшего, идущего и будущего за 10 минут, в это время ведущие проводят конкурс с болельщиками.

  1. Чему равно произведение первых трёх натуральных чисел? (6)
  2. Назовите массу одного кубического метра воды. (1 тонна)
  3. Сколько секунд в одном часе? (3600 секунд)
  4. Какой угол образуют пути двух туристов, если один идет на север, а другой на восток? (90?)
  5. Выглянув в окно поезда на крутом повороте железной дороги, пассажир увидел, что впереди 9 вагонов, а позади 7 вагонов. Сколько вагонов в поезде? (17 вагонов)
  6. Крышка стола имеет 4-е угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется? (5 углов)
  7. У семи братьев по одной сестре. Много ли сестёр в семье? (одна)
  8. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой съели по конфете? Сколько конфет было съедено? (3 конфеты)
  9. Летели три страуса, одного убил охотник. Сколько страусов полетели дальше? (Страусы не летают, ни одного)
  10. Сумма каких трех натуральных чисел равна их произведению (1*2*3=1+2+3)
  11. В названии какой сказки встречается число, которое в старину называли дюжиной? ("Двенадцать месяцев")

Члены жюри оценивают конкурс художников и подводят предварительные итоги по командам.

Ведущий объявляет конкурс пословиц, содержащих числа.

Первая команда говорит одну пословицу другая ей в ответ другую пословицу и так далее, кто говорит последнюю пословицу тот и побеждает. (Например, 7 раз отмерь 1 раз отрежь, в ответ один в поле не воин и так далее).

Следующий конкурс ведущий объявляет конкурс слов:

а) есть слова, которые в себе содержат число (например, 100 – стог, стол, столица.., 3 – смотри, внутри, трико.., 40 – сорока, 5 – опять), а какие слова знаете вы?
б) есть слова перевёртыши(например, нос – сон, ток – кот), а какие слова знаете вы?
в) есть слова, читающиеся и слева и справа – шалаш, топот, казак, а какие слова знаете вы?

Члены жюри снова подводят итоги и объявляется Музыкальный конкурс.

Нужно членам команд пропеть или хотя бы проговорить строчку (а лучше куплет) из песни, содержащую числительное. (Например, "Жили у бабуси два веселых гуся…", в ответ "1000000-1000000-1000000 алых роз…").

Этот конкурс бывает захватывающим, весёлым и казалось, что на этом можно и закончить турнир, но нет ещё один конкурс "Знаете ли вы их?"

а) Кто автор первого русского учебника по математике? (Магницкий)
б) Кто из Великих русских писателей занимался составлением математических задач? (Л.Н. Толстой)
в) Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)
г) Кто из русских учёных считал, что математика им в порядок приводит? (Ломоносов)

Члены жюри зачитывает результаты, и заканчивают турнир словами:

Вот окончилось наше состязание.
Интересно Вам было или нет?
Наступила пора расставаться,
С миром чисел, чудес и побед.
Вы усердно решали и слушали,
И подумав немного, мы решили,
Что все Молодцы!
Поэтому всем сладкие гостинцы!

Членам команд и болельщикам раздаются конфеты.

Литература:

  1. Игнатьев Е.И. "В царстве смекалки".
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе.
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебниками математики.
  4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.
  5. Детская энциклопедия по математике.