Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.
Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования— важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе директора школы.
Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект (Приложение 1).
Качество образования учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой школьный коллектив.
От качества поставленной цели,
зависит успех всего образовательного процесса.
Целью и результатом качества образования в школе
должно стать целостное развитие растущего
человека, его готовность к самоопределению,
саморазвитию и творчеству, к самоорганизации
своей жизни.
Директор школы, как правило, рефлексирующий цели
и способы действия, умеющий предвидеть
результаты своих действий и действий школьного
коллектива должен грамотно направлять школьный
коллектив на достижение цели по улучшению
качества образования, опираясь на запросы
учеников, родительского сообщества и создать в
школе условия для воспитания человека
современно образованного.
Качество образования, зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения – это, прежде всего, правильная кадровая политика руководителя образовательного учреждения, а так же его деятельность по сохранению и поддержанию здоровья детей, важным является и создание материально-технической базы школы.
1. В современных условиях на первом месте по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Для этого необходимо создать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, постоянно мотивировать учителя к профессиональному росту и внедрению инновационных технологий в учебный процесс.
2. Важна сфера деятельности директора школы по созданию ресурсов сохранения и поддержания здоровья детей, т.к. именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом.
В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым.
3. Для успешной организации образовательного процесса в школе руководителю необходимо создать достойную материально-техническую базу. Оснащённость школы современной компьютерной сетью с выходом в Интернет, оборудование компьютерного класса и других учебных кабинетов школы с учетом санитарно-гигиенических норм, требований техники безопасности и противопожарных норм, режим функционирования столовой, соответствие мебели и посуды санитарно-гигиеническим и эстетическим нормам, возрастным особенностям детей – помогают создать условия в школе для творческого саморазвития личности, сохранить и поддержать здоровье детей.
Деятельность директора по ресурсообеспеченности способствует готовности школы выполнить социальный заказ, обеспечивает успешность обучения и качественность образования, способствует социальной адаптации учащихся.
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 БЛОК. Качество основных видов деятельности
- Качество управления
- Качество педагога
- Качество педагогической деятельности
- Качество ученика
Первый вид деятельности. Качество управления
Процесс управления в школе организуется директором на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организационную, образовательную и воспитательную деятельность. Создание нормативных документов, программы развития школы, годового и ежедневного планирования – это всё компетенция руководителя образовательного учреждения.
Второй вид деятельности. Качество педагога
В школе через систему мероприятий по
достижению целей организуется
самообразовательно-творческая деятельность
педагогов. Важную роль в профессиональном
становлении педагога играют правильно
спланированные и хорошо организованные
мероприятия по достижению целей.
Это важнейшее звено системы непрерывного
образования педагогического коллектива. Для
повышения профессионального роста учителя
используются следующие формы: самообразование,
курсы повышения квалификации, заочное обучение,
постоянно действующие семинары, педсоветы,
работа в методических объединениях.
Третий вид деятельности. Качество педагогической деятельности
Качество педагогической деятельности определяется хорошей организацией учебно-воспитательного процесса: учебной деятельностью, внеклассной и воспитательной работой.
Четвёртый вид деятельности. Качество ученика
Качество ученика руководитель школы может определить через накопление статистической информационной базы и управление качеством:
- Уровень образования;
- Уровень воспитания;
- Состояние физического здоровья;
- Уровень социального благополучия семей.
2 БЛОК. Качество результатов деятельности
Центральное место в процессе определения
результатов принадлежит руководителю школы,
которому приходится сталкиваться с возрастающей
сложностью новых задач и нести все большую
ответственность за принятые решения и конечные
результаты.
Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять
качеством образования, необходимо владеть
точной информацией о деятельности школы. Для
этого внедрена система педагогического
мониторинга в управление школой.
Фундаментальной основой механизма управления
качеством образования выступает
психолого-педагогичекий, медицинский и
социальный мониторинг. В нашей школе разработана
структура педагогического мониторинга,
составлена мониторинговая карта по различным
направлениям деятельности.
Мониторинговые исследования
осуществляются с учетом основных циклов
функционирования школы (учебная четверть,
полугодие, учебный год); внедренческих циклов,
жизненных циклов образовательных концепций и
программ; основных этапов школьного образования
(начальная, основная, средняя школа). В
мониторинговом исследовании используются
разные способы и каналы получения информации для
проведения оценивания и диагностики качества
образования:
- анализ статистических данных;
- анкетирование;
- экспертное оценивание;
- контент-анализ документов;
- квалиметрические методики и процедуры;
- заключения, решения и оценки официальных структур разных уровней.
Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для директора школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Он становиться профессионально мобильным. Осваивает новые социальные роли.