Использование Visual Basic для подготовки компьютерной программы для работы с текстом

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время при обучении иностранному языку широко используются компьютерные технологии. Многие преподаватели сами готовят компьютерные программы, используя презентации Microsoft PowerPoint. Анализируя материалы фестиваля педагогических идей “Открытый урок 2006/2007”, можно сделать вывод, что написано уже очень много, и будет написано еще больше: большинство представленных на сайте издательского дома “Первое сентября” программ не интерактивны. Не используются такие интерактивные возможности Microsoft PowerPoint как Карандаш (в некоторых версиях Перо или Фломастер), Заметки докладчика, Записная книжка, дающая возможность экспортировать ее содержимое в текстовый редактор Word. Слайды презентаций соединяются последовательно, я не нашла ни одной презентации, составленной на основе какого-либо разветвляющегося алгоритма. Никто не попытался установить на слайды элементы управления встроенной в Microsoft PowerPoint среды программирования Microsoft Visual Basic: тестовые поля, флажки, переключатели. К сожалению, мои многочисленные попытки использовать программируемые элементы управления Visual Basic – управляющие кнопки, встроенные в Microsoft PowerPoint, показали, что они работают плохо, или не работают совсем. Вполне возможно, что преподавателям иностранных языков пора обратить внимание на использование Visual Basic, распространяемый на дистрибутивах.

Просматривая материалы раздела “Преподавание иностранных языков” фестиваля педагогических идей “Открытый урок 2006/2007” я нашла только одного автора, который представил на фестиваль программы, составленные с помощью Visual Basic. Это Наталья Васильевна Баранович https://urok.1sept.ru/index.php?numb_artic=415666, статья “Электронное пособие к спецкурсу английской литературы “Шекспировская мастерская”. Наталья Васильевна предложила вниманию педагогической общественности две интерактивные программы в Visual Basic: кроссворд по теме и программу на установление соответствий. К сожалению, она не пояснила, сделала ли она эти программы сама, или с помощью учащихся, не описала, как вообще можно подготовить такие программы. Было бы интересно посмотреть и программные коды, ведь разобравшись в том, как можно сделать подобные программы, мы бы лучше поняли и педагогические подходы, лежащие в основе программных продуктов отечественных и зарубежных преподавателей иностранных языков и методистов.

Целью данной статьи является описание программы, подготовленной в Visual Basic и предназначенной для работы с текстом, которая отчасти сходна с программами, которые можно подготовить с помощью Microsoft PowerPoint, но имеет элементы интерактивности – всплывающие по щелчку командных кнопок окна. В качестве содержательного наполнения использован составленный мной текст “Electronic Dictionaries”. На мой взгляд, тема текста достаточно актуальна: студенты активно используют электронные словари разных типов. Текст состоит из трех смысловых частей:

  1. “Структура словарной статьи” - “Lexical Entry”, при написании которой использованы материалы книги Л.В. Минаевой “Лексикология и лексикография английского языка”, изданной в 2003 году;
  2. “Электронные словари за рубежом” - “Electronic Dictionaries Abroad”, при написании которой использованы материалы сайтов http://www.m-w.com/, http://dictionary.cambridge.org/ и электронное приложение к словарю Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English //A.S. Hornby. Sixth Edition. 2004;
  3. при написании третьей части текста “Электронные словари в России” - “Electronic Dictionaries in Russia” использованы материалы сайтов www.lingvo.ru, www.multitran.ru, www.promt.ru.

Текст, составленный мною, приведен в Приложении 1. К тексту имеются дополнительные материалы:

  1. Список новых слов Приложение 2.
  2. Вопросы для закрепления грамматических сведений Приложение 3.
  3. Вопросы для развития навыков устной речи по теме Приложение 4.
  4. Задание для разработки электронного словаря Приложение 5.

Список новых слов, вопросы и задания (Приложение 2 – Приложение 5) должны содержаться в файлах с расширением *.txt, так как они открываются для чтения программой Visual Basic.

Установка и запуск программы Visual Basic подробно описаны в книге И.К. Сафронова “Visual Basic в задачах и примерах” (2006). После установки программы в папке Program Files автоматически создается папка Microsoft Visual Studio, в которой содержатся компоненты Visual Basic. В ней надо найти и запустить приложение VB6. После этого откроется рабочее окно редактора Visual Basic. В общем случае оно содержит;

  • расположенную в центре форму (Рисунок 1), на которую мы поставим несколько элементов управления;
  • стандартную панель инструментов General (Рисунок 2);
  • окно свойств объекта Properties – Form1 (Рисунок 3);
  • окно Project – Project1.

Рисунок 1. Рабочее окно Visual Basic, в центре которого находится форма

Рисунок 2. Окно свойств объекта Properties – Form1

Рисунок 3. Стандартная панель инструментов

В окне Properties – Form1 установим следующие свойства формы: выберем цвет BackColor (1, Рисунок 2) и введем название формы в свойстве Caption (2, Рисунок 2).

Установим на форму элемент SSTab (3, Рисунок 3), представляющий собой три вкладки, в свойстве Caption каждой вкладки введем название фрагмента текста.

Установим на форму четыре командные кнопки CommandButton (4, Рисунок 3). В свойстве Caption каждой из командных кнопок введем их названия.

На каждую вкладку установим элементы Label (5, Рисунок 3), и в свойстве Caption каждого из элементов Label введем фрагмент текста, установим цвет – свойство BackColor – белый.

Получившаяся форма показана на Рисунке 4.

Рисунок 4. Внешний вид разрабатываемой формы

Дважды щелкнув левой кнопкой мыши по любой командной кнопке, например, по кнопке New Words, войдем в окно редактора кодов Project1 – Microsoft Visual Basic [design] – [Dictionaries (Code)] (Рисунок 5) .

Рисунок 5. Окно редактора кодов

В окне редактора кодов введем программу для командной кнопки New Words:

Private Sub Command1_Click()
Dim FileNum As Integer
Dim txt As String
Dim alltxt As String
FileNum = FreeFile
'открываем файл в режиме чтения
Open "pril2.txt" For Input As FileNum
'запускаем цикл
Do Until EOF(FileNum)
'считываем строку из файла с номером FileNum и кладем ее в переменную txt
Line Input #FileNum, txt
'теперь к переменной alltxt добавляем содержимое переменной txt - строки и vb-константу vbCrLf (Chr(13)+Chr(10)), т.к. каждая строка должна быть с новой строчки
alltxt = alltxt + txt + vbCrLf
Loop
'закрываем файл с номером FileNum
Close #FileNum
'выводим содержимое переменной alltxt
MsgBox alltxt
End Sub

Это будет выглядеть так, как показано на Рисунке 5.

Для кнопок Questions on Grammar, Questions on Dictionaries, Programming Task в шестой строке программы вводим соответственно “pril3.txt”, “pril4.txt”,“pril5.txt”.

Выполнив набор команд RunStart проверим, как работает подготовленная нами программа, и сохраним ее с помощью набора команд FileMake Project1.exe.

Размер получившегося файла Project1.exe (в обозначениях сайта фестиваля педагогических “Открытый урок” pril6.exe) составляет 28 кбайт. Для обеспечения нормальной работы программы файлы pril2.txt, pril3.txt, pril4.txt, pril5.txt, pril6.exe нужно сохранять на компьютере в одной папке. При открытии файла pril6.exe компьютер выдаст предупреждение о том, что это файл неизвестного издателя. Учитывая, что не каждый рискнет открыть и сохранить его на своем компьютере, на Рисунках 6 – 10 приведен общий вид получившейся программы и всплывающие по щелчку командных кнопок окна.

Рисунок 6. Внешний вид получившейся программы

Рисунок 7. Окно, всплывающее по щелчку командной кнопки New Words

Рисунок 8. Окно, всплывающее по щелчку командной кнопки Questions on Grammar

Рисунок 9. Окно, всплывающее по щелчку командной кнопки Questions on Dictionaries

Рисунок 10. Окно, всплывающее по щелчку командной кнопки Programming Task

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минаева Л.В. Лексикология и лексикография английского языка. – М.: СТУПЕНИ, 2003. – 224 с. – На англ.яз.
  2. Сафронов И.К. Visual Basic в задачах и примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2006.
  3. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English //A.S. Hornby. Sixth Edition. 2004.
  4. Материалы сайтов http://www.m-w.com/, http://dictionary.cambridge.org/, www.lingvo.ru, www.multitran.ru, www.promt.ru.

Приложение 6