Урок музыки во 2-м классе по теме "Куда ведет нас танец?" "Три "жемчужины" П.И. Чайковского

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Познакомить детей с балетами П.И. Чайковского: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
  2. Развитие музыкального мышления учащихся.
  3. Воспитание музыкально грамотного слушателя.

Оборудование:

  • аудиозапись «Вальс» из балета «Спящая красавица»,
  • «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»,
  • «Вальс» из балета «Щелкунчик»,
  • «Марш деревянных солдатиков»,
  • иллюстрации к этим балетам; шкатулка, три жемчужины,
  • портрет композитора.

1. Организация детей.

Вход детей под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

- Здравствуйте, ребята. А вы узнали музыка, какого композитора сейчас прозвучала?

(П.И. Чайковского)

- Правильно, П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой этого композитора. Скажите мне, а какой «кит» прозвучал?

(марш)

- Правильно, марш. А какие два «кита» вы ещё знаете?

(танец и песня)

- Молодцы, танец и песня. Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, куда может привести один из трёх «китов» - танец.

2. Слушание.

Посмотрите сюда, (учитель показывает детям три жемчужины на руке) сегодня нам в этом помогут эти три волшебные жемчужины. У каждой из них есть название. Вам интересно как они называются? Об этом вы узнаете, если будете меня внимательно слушать. Послушайте, как об одной из жемчужин сказал поэт И.Л. Сельвинский:

«Смычки легко затрепетали,
И, нежно выгибая тальи,
В просветах голубых полос
Лебяжье стадо пронеслось.
Оно летело, словно дым
От музыкального дыханья,
В самом полёте отдыхая,
Струясь движением одним…»

(вывешивается иллюстрация к балету «Лебединое озеро»)

- Ребята, может из вас кто-то догадался по иллюстрации и этим словам о каком балете П.И. Чайковского идёт речь?

(балет «Лебединое озеро»)

- Правильно, балет «Лебединое озеро». А вы знаете, почему балет так называется? В этом балете есть две героини: белая лебедь – Одетта и чёрная – Одиллия.

(вывешивается на магнитную доску иллюстрация с лебедями)

- Но одна из них настоящая, но заколдованная принцесса, а другая – дочь коварного колдуна. Кто из вас догадался, которая из них настоящая принцесса?

(белая лебедь).

- Конечно, белая лебедя – это принцесса Одетта. Вы, наверное, слышали самый известный фрагмент из балета, который называется «Танец маленьких лебедей». (Да) Как балерины в танце держатся за руки? Покажите.

- Правильно. Вы сейчас тоже также возьмёте за руки друг друга, и мы послушаем и станцуем на местах «Танец маленьких лебедей».

(звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

- Молодцы! Так как называется первая жемчужина?

(Ответ детей. Кладу первую жемчужину в шкатулку.)

- А теперь мы с вами узнаем. Как называется вторая жемчужина. Ребята, скажите, какой недавно прошёл праздник?

(Новый год)

- Правильно, Новый год. Так вот действие следующей музыкальной истории начинается с того, что в одном доме готовятся к новогоднему празднику. Ждут гостей. В гости к детям приходит старый мастер игрушек. Он дарит детям деревянные щипцы для колки орехов в виде маленького уродливого человечка – Щелкунчика.

(вывешиваю иллюстрацию щелкунчика)

- У Щелкунчика огромный рот, в который вкладываются орехи, чтобы он их разгрызал. Несмотря на его уродство, Щелкунчик понравился девочке Маше, она чувствует к нему жалость и нежность. Ночью ей приснился сон. На Щелкунчика напало войско мышей во главе с огромной крысой. Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с ними, но силы были неравными. Тогда на помощь пришла Маша. Она бросила в предводителя мышей туфельку, и всё войско разбежалось. Щелкунчик же, победив своего врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну. В волшебном царстве феи Драже начинается празднество. Ребята, вы любите праздники? (Да) Сейчас мы с вами попадём на праздник, где все веселятся и танцуют. И каждый из вас может движением рук делать различные движения, которые вам подсказывает характер данной музыки.

(звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

- Какие молодцы, как вы красиво танцевали на празднике. И, я думаю, вы сможете мне сказать, как называется наша вторая жемчужина?

(балет «Щелкунчик»)

- Правильно, балет «Щелкунчик». (кладу жемчужину в шкатулку)

3. Знакомство и разучивание новой песни.

(прикрепляю к магнитной доске иллюстрацию «Спящая красавица»)

- Ребята, посмотрите сюда. Вы узнали, герои, какой сказки изображены на этой иллюстрации? Да, «Спящая красавица». Послушайте, что я вам сейчас спою.

(исполнение учителем песни «Спящая принцесса» Г. Гладкова.)

- Ребята, вам понравилась песня? Её написал композитор Г. Гладков, она называется «Спящая принцесса». Сейчас мы её с вами разучим.

«Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Раз – вздох и запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи всё свободно,
Петь приятно и удобно».
Ребята, внимательно слушайте и повторяйте за мной слова.

(Разучивание слов припева песни по фразам, дети повторяют вслед за учителем.)

«Принцесса спит сто лет, сто лет,
А храбреца всё нет и нет.
И если рыцарь не найдётся,
Принцесса так и не проснётся».

- А теперь споём вместе со мной.

(исполнение припева песни)

- Сейчас мы с вами песню исполним так: я пою запев песни, а вы все вместе поёте припев. А для тех, кто ещё не очень хорошо запомнил слова припева, вот небольшая подсказка.

( слова припева написаны на плакате, прикреплённом к магнитной доске).

Исполнение песни с учителем.

- Ребята, сколько лет спала принцесса?

(сто лет)

-А принц её разбудил? (Да) И потом они жили, наверное, долго и счастливо. В сказке, когда принц поцеловал и разбудил принцессу, то вместе с принцессой проснулось всё королевство, и начался бал. И мы снова с вами попадём на праздник, на бал к «Спящей красавице».

(звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица»)

- Правда, ребята, чудесная музыка! Как, наверное, красиво танцевали под это вальс «Спящая красавица» и принц. И вы мне теперь конечно скажите, как называется третья жемчужина?

( «Спящая красавица»)

- Правильно, «Спящая красавица». (кладу жемчужину в шкатулку)

- Ребята, кто из вас запомнил названия всех трёх жемчужин?

(«Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»)

- Молодцы! Ребята, «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» - эти балеты действительно во всём мире считаются «жемчужинами» среди всех балетов П.И. Чайковского. Друзья, так куда же привели нас танцы П.И. Чайковского?

(в балет)

- Правильно, в балет. Молодцы, вы сегодня на уроке все хорошо работали и были внимательными слушателями. Урок окончен.

(выход детей из класса под «Марш деревянных солдатиков»)