Интегрированный урок по математике и истории города на тему "Конкретный смысл умножения. Закрепление". 2-й класс обучения по программе 1—4

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1. Способствовать усвоению знаний о конкретном смысле умножения. Развивать навык устного счета, умение логически думать, решать задачи, усваивать геометрический материал.

2. Создавать условия для расширения кругозора учащихся, их словарного запаса.

3. Добиваться сплочения детского коллектива, воспитывать чувство гордости за свою Родину и патриотизма.

Оборудование:

  1. Звуковая запись “Гимн города”.
  2. Таблицы-схемы: “Морской бой”, “ Компоненты действия умножения.
  3. Раздаточный материал для работы в парах.
  4. Фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  5. Карта Московского района.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит гимн Санкт-Петербурга.

- Ребята, кто узнал это музыкальное произведение? Чему оно посвящено? Кто автор?

2. Краткая беседа по содержанию. Устный счет.

- Сегодня речь пойдет об одном из районов нашего замечательного города. Вы уже догадались, что это Московский район. Послушайте стихотворение о нашем районе, которое написала такая же ученица как и вы.

Много в городе районов
Но любимый мой один,
Весь в аллеях он зеленых,
Прост, уютен и красив!
Вот Московские ворота.
И кольцо блокады здесь.
Все в моем Московском есть.

(Сабеева Зоя 357 школа)

- Ребята, оказывается в этом году наш район празднует свой день рождения! Ему исполняется 88 лет! Основан район в 1919 году.

- Характеристика числа 88. Двухзначное, четное, его соседи 87 и 89, не круглое, можно разложить сумму разрядных слагаемых 80 и 8, для записи потребовалась одна цифра 8.

- Сколько лет будет Московскому району через 2 года?

- Решим задачи на эту тему.

- На территории района находится 35 школ и 55 детских садов. Сколько всего вместе детских образовательных учреждений? Много разных современных зданий, магазинов, больниц, спорткомплексов, кинотеатров. Но это еще и историко-архитектурный район, у нас много памятников военной славы России. Самый старый из них это Чесменский собор, память морской славы русских над турецкой армией. Мы тоже одержим победу в игре “Морской бой”. (5-6 заданий по таблице-плакату. Таблица1)

- Красивейшие триумфальные Московские ворота воздвигнуты в честь победы персидско-турецких войнах русскими силами. Ширина их 24 метра, длина 36 метров. На сколько больше ширина?

- Посчитайте колонны ворот. 2 ряда по 6 колон. Сколько всего?

- Венчает Московский проспект площадь Победы. На ней находится грандиозное сооружение в честь победы в другой войне уже с фашистами. В центре комплекса огромный обелиск высотой 48 метров. Разложите это число на сумму разрядных слагаемых (48=40+8). Разложите на сумму удобных (48=30+18). И одинаковых (48=12+12+12+12).

Хорошо, какую из этих трех сумм можно заменить действием умножения? Почему?

_ Что значит умножить? (Заменить суммой одинаковых слагаемых). Назовите компоненты умножения.

- Тема сегодняшнего урока так и звучит “ Конкретный смысл умножения. Закрепление.

3. Работа в парах.

– Ребята, поработаем в парах. У вас конверты с примерами. Всего 10 примеров. Одни примеры на умножение, другие на сложение. Каждому примеру сложение нужно подобрать соответствующий пример на умножение. Причем при проверке к примерам на умножение примените переместительный закон. Пара которая готова берется за руки и поднимает их домиком, они готовы к проверке. (2+2+2+2=2*4, 5+5+5=5*3, 4+4+4+4=4*4, 8+8+8=8*3, 9=9=9*2)

4. Решение уравнений, основанное на взаимосвязи компонентов действия умножения.

- Давайте повторим взаимосвязь между компонентами действия умножения. Как найти произведение? Как первый множитель, как второй? Посмотрим на таблицу-плакат, найдите неизвестные компоненты. (Таблица 2.) По данным каких столбиков можно составить уравнения? Почему? (х*3=9, 5+х=10). Решение на доске и в тетради.

5. Физкультминутка “ Если нравится тебе, то делай так!”

(После этой фразы учитель показывает разнообразные физические упражнения, которые выполняет весь класс).

6. Геометрический материал.

- Ребята, посмотрите на карту нашего района. Вы наверное заметили здесь множество улиц и проспектов, они прямые. На каких вы живете? Где бывали? Но замечали, что одни улицы и проспекты проходят рядом друг с другом, а другие пересекаются? Есть два интересных свойства прямых: параллельность и перпендикулярность. Посмотрите на карту, приведите свои примеры. А в нашем классе? Свойства которые мы назвали есть у определенных геометрических фигур, у квадрата и прямоугольника. Дадим характеристику этим фигурам, повторим нахождение их периметра.

- Устная работа с учебником. (стр. 67, 4). Какие три формулы нахождения периметра знаете? Какая более удобна, благодаря действию умножения?

Р=а+в+а+в

Р=а*2+в*2

Р=(а+в)*2

В более рациональную формулу подставляются числовые данные и периметр вычисляется устно. На доске запись решения и чертеж для коллективной проверки.

7. Решение задачи.

- Сегодня мы будем с вами решать задачу содержание которой напрямую связано с нашей повседневной жизнью. (стр. 67, 6). Один ученик у доски решает, остальные в тетрадях.

Было - 10 банок по 2 литра ?

Выпили - ?

Осталось - 2 литра.

1) 2*10=20 (л.) - всего было.

2) 20-2=18 (л.) - осталось.

2*10-2=18 (л.)

Ответ: 18 литров сока.

По ходу решения задачи комментируется то, что в первом действии чтобы получить литры радо применить переместительное свойство умножения. И самое главное для решения задачи использовался конкретный смыл самого действия умножения.

8. Повторение правил умножения на 0 и1.

- Сегодня на уроке много говорилось о нашем родном районе. Давайте же узнаем какой он для каждого из нас. (Любимый, родной, замечательный и т. д.). А все вместе мы расшифруем слово, правильно решив примеры на карточках. Каждый правильный пример соответствует букве. Еще при решении их нужно повторить правила умножения на 0 и 1.

1*25=25 (у)

15*1=16 (ч)

15*1=15 (ш)

10*0=0 (й)

1+25=26 (л)

0+10=10 (и)

- Решили правильно, а теперь расставьте полученные буквы в порядке убывания. Какое слово получилось? Хором прочитывается слово ЛУЧШИЙ. Почему для нас Московский район лучший? (Это наша малая Родина, мы здесь живем, учимся и т. д.)

9. Итог урока.

Выставление оценок. Домашнее задание стр. 67, 5,10.

Рекомендованная литература:

  1. Забрамная С. Д. , Костенкова Ю. А. “Развивающие занятия с детьми”.
  2. Перельман Я. И. “Живая математика”.
  3. Локалова Н. Т. “Как помочь слабоуспевающему школьнику?”.
  4. Пукинский Б. К. “Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов”.
  5. Горбачевич К. , Хабло Е. “Почему так названы?”.