Цели урока:
- закрепить умение сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру;
- выражать в речи признаки сходства и различия;
- развивать умение продолжать закономерность;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, мышление, память, внимание;
- развивать речь, творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к сказке, дружеские отношения.
Тип урока: Закрепление.
Форма проведения урока: Урок - путешествие.
Место урока в учебном плане: 3 урока.
Методы:
- частично-поисковые (словесно-индивидуальный, практически-дедуктивный);
- проблемно-сообщающие (словесно-дедуктивный);
- исследовательские (практически-индивидуальный).
Оборудование:
- компьютеры;
- наборы карточек с геометрическими фигурами;
- таблички с названием свойств предметов;
- учебник "Математика 1" Л. Г. Петерсон;
- рабочие тетради по математике;
- цветные карандаши;
- картинки с изображением животных, растений.
Ход урока
1. Кинезиологические упражнения:
- «Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы).
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь).
- «Зоркие глазки» (служит для профилактики нарушения зрения).
2. Организационный момент:
1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
Больше дела, меньше слов.
2) Настрой на приятные переживания.
На доске схемы эмоций:
- радость;
- удивление;
- грусть;
- удовольствие.
- Какой схеме соответствует ваше настроение? Почему?
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и в знак приятного соседства скажите приятные слова.
3)
- Каким бы вы хотели увидеть сегодняшний урок?
- Кого бы вы хотели увидеть на уроке?
- Постараемся, чтобы задуманное сбылось?
3. Устный счет.
Школа – удивительный мир, который мы с вами уже начали открывать.
А вместе с нами его открывают сказочные герои.
(По мере выполнения учащимися задач в стихах на наборном полотне появляются картинки с изображением животных; все они разные по размеру и цвету).
1)
Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей.
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их:
- Есть хотите? –Да! Да! Да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один щенок
И уселся рядом с ним.На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
- А сколько убежало в лес?
Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без ложки.
Только я вбегаю в дом,
Лижет кашу языком.
С поросёнком ещё хуже:
Он опять купался в луже.
И козлёнок непослушный
Съел четыре грязных груши.
- Сколько было непослушных?
2)
- Как назвать всех одним словом? Что у них общее?
- Чем каждый из них отличается от остальных?
- Сколько их всего?
- Кто первый справа? Кто третий?
- Кто между щенком и кошкой?
- Кто находится перед щенком? после медвежонка?
- На какие группы можно разбить? Объяснить признак разбиения.
А кто будет сегодня нашим главным гостем узнаете, если отгадаете загадку:
Есть у Савки пятачок,
Два блинка и кренделек.
Без шнурков на нем ботинки,
А костюмчик из щетинки.(Поросенок).
3) - Подарим нашему гостю подарок?
Работа в парах.
Сделать бусы из геометрических фигур, установив закономерность. (У ребят на партах геометрические фигуры, разные по цвету, размеру и форме).
- В каких сказках встречается поросенок?
4) Сколько поросят спешат к нам узнаете, если будете думать и найдете верное решение.
Задача на развитие логического мышления.
Когда я шла на урок, то мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько всего бежало поросят?
-Как зовут их? В какую сказку попадем?
А вот и они: Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Наф-Наф.
На доске рисунки мордочек поросят, состоящие из геометрических фигур:
- Из каких геометрических фигур состоят мордочки?
- Где больше кругов? Где меньше прямоугольников?
- Сколько всего фигур в каждой мордочке?
- Придумать вопрос соседу по картинкам.
- Где жили поросята? Кто был самым опасным врагом.
- Где спасались поросята от волка?
Сотворим и мы полянку, дом построим мы на ней,
Чтоб жилось братишкам малым – еще лучше, веселей!
4. Актуализация опорных знаний.
1) Выполнив верно это задание, посадите деревья и цветы.
На наборном полотне предметы сгруппированы по цвету, форме, размеру.
(предлагается 3 варианта).
Посмотрите на группу предметов внимательно.
Закройте глазки. (делаются замены).
Откройте глазки.
– Что изменилось?
Назовите признаки.
2) Выполнение этого задания – залог появления животных в лесу.
Практическая работа в учебнике – тетради Л. Г. Петерсон. с 5 № 5, 6. Объяснить.
- Испытали какие–нибудь трудности?
3)
- А кого еще не хватает?
- Хотите ли знать, кто есть кто?
Нуф-Нуф упитаннее Наф-Нафа, а Ниф-Ниф самый худосочный. Кто из поросят самый упитанный?
- Нравится сказочная поляна? Хорошо потрудились?
Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
5. Закрепление. Работа на компьютере.(Приложение 1):
- Поиск закономерности.
- Нахождение лишней фигуры.
- Продолжение ряда.
- Обобщающее задание.
- О каких свойствах предметов думали, когда выполняли задания?
- Чего же недостает на полянке?
Дом построим мы большой и прочный,
Чтоб жилось всем весело и дружно!
6. Творческое задание.
Сконструировать домики для жителей полянки из геометрических фигур, применяя разные свойства предметов.
(На партах цветная бумага и ножницы).
7. Рефлексия:
- Урок подошел к концу и мне больше всего удалось …
- Сегодня на уроке мне было интересно …
- Я понял, что …