ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать монологическую речь учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: филворд, рисунки, таблицы с опорными словами “диалог”, “монолог”, “реплика”, костюм Карлсона, маски волка и лисы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.
(чтение хором)
Начинается урок
Он пойдет ребятам в прок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
II. Речевая разминка.
- Для того, чтобы подготовить речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем разминку.
1) Упражнение “свеча”.
Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через
рот.
2) А-О-У-Э-Ы-И
Вдох - прочитывание ряда гласных на выдохе с постановкой ударения на различные гласные.
3) Работа со стихотворением.
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
- Чтение с различной громкостью от шепота до
крика.
- Чтение с различной интонацией (вопросительной,
восклицательной и различным логическим
ударением).
III. Проверка домашнего задания.
- Молодцы, хорошо справились с разминкой. А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
Филворд.
- Найдите слова-понятия, с которыми
познакомились в разделе “Текст” (текст,
цитата, аннотация).
- Дайте определение этим понятиям.
- Дома вы самостоятельно составляли аннотацию
своей любимой книги. Расскажите о ней так, чтобы в
библиотеку за этой книгой выстроилась очередь.
(ответы детей)
IV. Изучение нового материала.
- Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. И вы знаете, некоторые волшебные ключики, которые помогают “открыть”, понять текст. Сегодня на уроке познакомимся с тем, какие, какие бывают тексты, как в них хранится информация. Итак, тема сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.
- Что же обозначают эти новые понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь “Толковым словарем”.
(учащиеся самостоятельно работают со словарем)
- Как видите, не все понятия содержатся в одном словаре. Чтобы найти нужную информацию, надо просмотреть несколько справочников.
Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих.
V. Закрепление.
- Закончите мое предложение: “Я начинаю
разговор, ты … (продолжаешь)”.
- Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами)
– новое слово. Это - … (диалог).
- Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты
только слушаешь. Это - … (монолог).
- Рассмотри рисунки. Расскажи, под какими ты бы
написал “монолог”, а под каким “диалог”?
<Рисунок1>
<Рисунок2>
<Рисунок3>
<Рисунок4>
- В каких ситуациях обычно возникает диалог?
- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
- С какими людьми приятно вести диалог, а с какими
не очень?
VI. Работа с учебником.
Задание № 12 с.13.
- Перед вами два текста. Прочитайте их.
- Какой из них является монологом? Диалогом?
(Чтение вслух)
- Кто участвовал в диалоге?
- Кто произносил монолог?
- Обратите внимание на форму записи диалога и
монолога?
- Чем она отличается?
- А теперь попробуем разыграть диалог.
(Работа в парах. Заслушиваются 3-4 пары учеников)
Задание № 14 с. 14
- В этом диалоге из известной русской сказки недостает одной реплики. Внимательно прочитайте диалог, восстановите и допишите реплику.
(Инсценировка диалога в масках.)
- К нам в гости пришел сказочный герой.
(Выходит ученик в костюме Карлсона)
- Я самый упитанный, самый воспитанный –
мужчина в полном расцвете сил. Я – лучший в мире
пожарный, лучший рисовальщик петухов.
- Что прозвучало из уст героя?
- А теперь поучаствуйте в диалоге с Карлсоном. Вы
можете соглашаться с ним или не соглашаться.
Задание № 16 с.16. (Чтение по ролям разговора Карлсона с ребятами)
- Чего добивался Карлсон?
- В какой момент ребята перестают соглашаться с
ним?
VII. Физминутка. (проводит сказочный герой)
VIII. Закрепление.
- Карлсон пришел не с пустыми руками, он просит помочь выполнить следующее задание.
(Выполнение задания № 15, с.15)
- В этом диалоге перепутаны реплики. Попробуйте
восстановить их последовательность.
- Докажи, что у тебя получился текст.
IX. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке?
- С какими видами текста познакомились?
- Чем монолог отличается от диалога?
- Какое задание вызвало наибольшие трудности?
- Какое задание понравилось больше всего?
X. Домашнее задание.
№ 13 с.14. (чтение по ролям)