Изменившийся социально-экономический уклад жизни в нашей стране привёл к существенным преобразованиям всю образовательную систему государства, в том числе и систему специального (коррекционного) образования. Претерпели изменения содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром стали интересы ребёнка в новой социально-экономической ситуации, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, личностно-ориентированный подход, активная дифференциация, помощь психологов, дефектологов, медиков, пересмотр устоявшихся традиций и поиск новых путей решения основной задачи вспомогательной школы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.
Как учитель-практик я могу сказать, что на сегодняшний день проблемы обучения умственно-отсталых детей имеют слабое методическое освещение в теоретической литературе, недостаточные фрагментарные разработки в практической деятельности, отсутствуют современные психолого-педагогические рекомендации по обновлению содержания и организации образовательного процесса. Всё это значительно затрудняет работу, снижает эффективность педагогического воздействия на процессы коррекции и развития детей с недостатками интеллекта.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения и как следствие нелюбовь к процессу учения, отсутствие смысложизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми.
Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.
Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес- это приближение к формированию познавательной активности учащихся. В нем должны появиться элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, уверенно вытесняющее скуку и формализм.
Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования во вспомогательной школе передо мной встала задача: приблизить содержание образования к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.
Разработке теоретических проблем обучения умственно-отсталых школьников основам хозяйственной жизни посвящены труды Д. ВВиткаускайте (1993 год), Н. Павловой (1989, 1991, 1994), Т. Стариченко (1987, 1988, 1996). Вопросы формирования элементов экономических знаний в процессе трудового обучения (представление о рабочей дисциплине, о нормах выработки, качестве и производительности труда) освещаются в трудах Г.М. Дульнева(1969, 1981), Е.А.Ковалёвой (1985), С.Л.Мирского (1988, 1991) и других исследователей.
Ростки опыта есть и в работе педагогов нашей школы. На уроках национально-прикладного искусства, швейного дела, этике и психологии семейной жизни, воспитательских часах уделяется внимание ознакомлению детей с такими экономическими понятиями как себестоимость продукции, реальный доход, заработная плата, планирование расхода заработанных денег.
Но такое экономическое просвещение осуществляется разобщено. В условиях современных требований к подготовке выпускников этого недостаточно. Необходимо организовать целенаправленную экономическую подготовку учащихся в рамках учебного предмета.
Т.С. Терюкова (1) подчёркивает: “Экономка не может быть простым, рядовым предметом в школе, ведь после окончания уроков или школы она никуда не уходит и её нельзя, как надоевший учебник по геометрии, забросить за шкаф. Экономика постоянно вокруг нас, жить вне экономики просто невозможно”. Я полностью согласна с этими словами и считаю, что для учащихся школы 8 вида является актуальным изучение элементов экономических знаний с целью формирования у них моделей экономического поведения, приближённых к реальным условиям жизни.
Существующий в настоящее время недостаток информации по данной проблеме, а именно разработанная программа, методическая и учебная литература, натолкнул мою творческую мысль связать учебный предмет “математика” с элементарной экономикой, точнее дополнить существующую программу для 10 класса по математике простейшими экономическими понятиями.
Этот курс должен помочь умственно-отсталым учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках математики для решения конкретных жизненных финансовых задач:
- выработать первоначальные представления по экономике потребления;
- познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета;
- глубже понять сущность экономических понятий и взаимосвязей;
- формировать умение планировать, рассчитывать свои доходы и расходы;
- формировать уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам;
- ориентироваться в реальной финансовой ситуации и тем самым повысить эффективность работы по социализации выпускников в целом.
Очень большую помощь в своей работе я получила из цикла статей Т.Н.Стариченко опубликованных в журнале “Дефектология” (2,3,4).
Содержание моей программы преимущественно касается экономики семьи и личного потребления, поскольку именно в этой области нашим выпускникам неизбежно придётся принимать самостоятельные решения по различным финансовым вопросам.
В программу включены элементарные сведения о деньгах, ценах, о номинальной и реальной зарплате, о прожиточном минимуме, о налогах, а так же справки о том, где можно получить необходимую финансовую информацию.
Большой объём учебного времени в программе отведён выполнению практических заданий - решению арифметических задач прикладного содержания, связанных с изучаемой темой, составленных на реальном материале.
Часть заданий я взяла из статьи Т.Н. Стариченко (2). Задачи, в основном, составляла сама. Так же при выборе практических заданий и вопросов пользовалась учебником по экономике для 7-8 классов общеобразовательных школ.
Первые уроки по данному предмету показали, что у старшеклассников не достаточно сформированы адекватные представления о повседневной экономической действительности, слабо освоены практические навыки грамотного потребительского поведения. Это не голословное утверждение. Свои уроки я начинаю с небольшого анкетирования, цель которого выявить степень информированности учащихся по вопросам изучаемой темы, уровень сформированности представлений экономического характера. Для этого ребятам предлагаю ответить на вопросы или выбрать ответы из предложенного списка по степени их важности. Например, на уроке по теме “Денежные доходы семьи” я предлагаю таблицу:
“Виды денежных доходов”
№ | Виды денежных доходов | Величина дохода |
1. | Получение денег по наследству | |
2. | Получение денег в виде подарков | |
3. | Пенсия, стипендия, денежное пособие. | |
4. | Получение денег от родственников. | |
5. | Получение денег в долг. | |
6. | Заработная плата по месту основной работы. | |
7. | Выигрыш по лотерейным билетам. | |
8. | Денежная находка, клад. | |
9. | Денежные доходы от ведения подсобного хозяйства, оказание услуг. | |
10. | Заработок за счёт вторичной занятости (работа по совместительству, во внерабочее время). |
Своё представление о величине, значении каждого вида и источника перечисленных доходов ребята выражали словами “самый главный”, “важный”, “существенный”, “небольшой”, “так не бывает”. Я просила, чтобы ребята доказали свои ответы. Примерно 70% учащихся, в целом, правильно справились с заданием, но были и такие ответы как: “Денежная находка, клад – главный вид денежных доходов”, “Выигрыш по лотерейным билетам - важный источник денежных доходов”. Есть учащиеся которые надеются получать деньги в виде подарков или брать в долг. И уже потом, в ходе работы на уроке, выяснилось, что долги надо отдавать, а среди знакомых и родственников ни у кого нет ни одного счастливчика, нашедшего клад. И, как вывод по всей работе: самый главный источник доходов- это те деньги, которые ты сам смог заработать. А помогут тебе в этом знания, полученные на уроках и то мастерство, которое ты приобрёл в трудовых мастерских.
На уроке по теме “Потребности человека” я предлагала ребятам список потребностей человека и просила выбрать 5 наиболее важных на их взгляд.
Деньги нужны для:
- оплаты проезда в транспорте, покупки билетов;
- накопления богатств;
- уплаты штрафов;
- покупки продуктов питания;
- покупки мебели;
- покупки одежды и промышленных товаров;
- оплаты коммунальных услуг;
- покупки дома, квартиры;
- уплаты налогов;
- оплаты развлечений (бар, дискотека, игровые автоматы, отпуск);
- помощи бедным;
- оплаты за лечение и обучение;
- покупки книг, газет, журналов, посещение театров, выставок;
- одалживания другим людям;
- дарения, покупки подарков.
И снова только часть ребят правильно справилось с заданием, показав наиболее реальный выбор ответов. Для меня главным стала последующая работа на уроке, свободное общение ребят, их попытка доказать свой ответ на основе личного опыта, его анализа.
Я считаю, что полученные результаты можно использовать не только для планирования моих уроков, но и в других направлениях учебно-воспитательной работы школы.
Подводя итоги работы на уроке, был сделан вывод:
Семейная экономика
Доходы | Расходы |
заработная плата | питание |
подработка | квартплата |
оказание мелких услуг | коммунальные услуги |
премия | покупка одежды и обуви |
социальные пособия | накопление денег на крупные покупки |
доходы от ведения подсобного хозяйства |
Как правильно рассчитать свои доходы и расходы? – эта проблема прозвучала при подведении итогов урока. Ребята, практически самостоятельно, сумели её сформулировать. Это важный учебный результат. Значит, материал интересен учащимся, они понимают и оценивают его практическую направленность. Отсюда активизация мыслительной деятельности, познавательного интереса как благоприятный фон для формирования элементарной экономической грамотности.
Немалое удивление (и моё и ребят) вызвали уроки по темам “Расчёт размера заработной платы” и “Решение задач на расчёт стоимости продуктов питания”. Рассчитывая размер основной заработной платы , мы брали следующие данные:
- оклад рабочего бюджетной организации (уборщица, няня в детском саду, санитарка, конюх, возчик, сторож, дворник и т.д.) составляет примерно 475 рублей;
- к окладу идут следующие надбавки:
северные 80%;
районный коэффициент 70%;
сельские 20%;
вредность (за работу в тяжёлых условиях, на улице) 10- 20%; - из всего дохода вычисляется подоходный налог в размере 13%;
- к заработной плате положено окружное социальное пособие в размере 2000 рублей.
Результат расчёта ошеломил ребят, он показался им очень маленьким. Это результат жизни в условиях интерната, изолированность от реальных финансовых перспектив. И, вновь, перед нами встал вопрос: “А как прожить на эти деньги?”, а значить и интерес к последующим нашим урокам. Меня же удивило другое: выпускники слабо представляют себе не только реальную экономическую ситуацию за пределами школы, но и имеют смутное представление о правилах устройства на работу. На уроке был разыгран ряд практических ситуаций “ Я пришёл устраиваться на работу (в школу, детский сад, офис ЖКХ)”, с последующим анализом действий учащихся и моими комментариями к ним. Хочется надеяться, что наши выпускники не будут соглашаться работать по 12 часов в сутки, без выходных, за продукты или место в общежитии, а сумеют более-менее юридически грамотно продать свой труд.
Интерес у ребят вызвали задачи на расчёт размера сдельной заработной платы. Вот примеры таких задач.
1) Распиловка 1 кубометра дров в ЖКХ стоит 75 рублей. Плюс надбавки: северные 80%, районный коэффициент 70%, вредность 20%, удалённость 10%. Минус подоходный налог. В день можно распилить примерно 5-6 кубометров дров.
Сколько рублей вы можете заработать за один месяц?
А за распиловку 500 кубометров дров?
При работе над этой задачей было задано много вопросов: “ А кто даст пилу, бензин, запчасти?”, “ А если я буду пилить своей пилой, мне будут доплачивать?”, “А кто будет грузить дрова на машину?, “А за погрузку дров положена доплата? Сколько?”, “А как узнать, сколько напилено (т.е. объём поленницы)?”. И снова прорабатывались и анализировались ситуации, как правильно оформить трудовой договор, какие вопросы обсудить с работодателем, какие математические знания необходимы в этой ситуации, чтобы тебя не обсчитали и не обманули, как договориться с частным нанимателем о цене своей работы, чтобы и себе выгодно и человека ценами не отпугнуть.
2) Оклейка обоями 1квадратного метра помещения стоит 60 рублей. Сколько денег вы получите, если оклеите комнату размером с этот класс?
И снова идут вопросы, а значит и мыслительная деятельность и усвоение знаний, и закрепление простейших экономических умений и навыков.
3) Задачи прикладного содержания:
- Как рассчитать стоимость ремонта забора, тротуара, крыльца, мебели, покраски или побелки помещения?
- Как рассчитать стоимость связанной или сшитой одежды?
- Сколько стоит вскапывание огорода площадью 4 сотки?
Числовые данные (по возможности) стараюсь не давать, прошу, чтобы ребята сами попытались определить эти числа, а потом анализируем их ответы. Многие из этих задач проигрываем как практические ситуации, что позволяет конкретизировать содержание условия задачи.
На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания ребята узнавали в магазине цены на основные продукты и рассчитывали стоимость завтрака, обеда и ужина по меню своей группы. Сначала казалось, что всё это стоит не так уж и дорого. Но, подсчитав, сколько стоит питание в месяц- схватились за голову, особенно при сопоставлении месячного дохода и суммы расхода на питание. Таким образом, вновь “открыли” проблему. Следующий этап на уроке- решение задачи, взятой из работы Т.Н.Стариченко (3), следующего содержания: на сумму в 60 рублей купи себе продукты на один день. Решая эту задачу, ребята подгоняли варианты ответов под заданную сумму, не задумываясь о других сторонах решения. Обычный ответ получался таким: пачка спагетти (18 рублей), буханка хлеба (16 рублей), 100 грамм масла (12 рублей), банка рыбных консервов (14 рублей). Начинаем анализировать полученные результаты с вопроса : “Что можно приготовить из этих продуктов?”. И снова выясняется, что умения планировать в конкретной ситуации, рационально использовать денежные средства у ребят отсутствует. Конечно, сформировать эти умения на ограниченном количестве уроков, да ещё и в отрыве от реальных жизненных проблем невозможно. Но заставить задуматься – можно, а это уже положительный факт.
Далее, опираясь на статистику, сообщаю ребятам, что примерно 50% заработной платы уходит на питание. Рассчитываем, сколько это рублей и подходим к мысли, что, получив свои деньги, половину сразу же стоит отложить отдельно- это на продукты. Какие-никакие, а элементарные основы планирования всё же формируются. Закрепляется этот навык при решении задач. Выводом является то, что можно сократить расходы на питание за счёт своего подсобного хозяйства, огорода, даров леса, рыбалки, оказания услуг соседям.
Особенно меня порадовал правильно сделанный вывод по итогам работы: рассчитывать можно только на те деньги, которые ты сам заработаешь, нужно научиться жить на те средства, которые имеешь в реальном доходе.
Работая по данной теме, решая задачи, проводя расчёты, я затронула тему о вредном потреблении- алкоголе, сигаретах, наркотиках (3). Было предложено подсчитать ущерб от приобретения 1 бутылки водки. В итоге пришли к выводу, что можно потерять до половины своей зарплаты. Решение подобных проблем и задач - хороший материал для реализации воспитательных целей урока, повышения эффективности работы по социализации выпускников в целом.
Особое внимание ребят на уроках обращаю на то, где взять информацию по интересующим финансовым вопросам. Учу: если возникают вопросы по заработной плате - обратись в бухгалтерию, расценки на коммунальные услуги узнай в бухгалтерии ЖКХ, сведения о прожиточном минимуме, повышении зарплаты, льготах можно узнать из СМИ, специальной литературе, сведения хозяйственно-бытового характера можно получить от соседей, знающих людей. Обращаю внимание на культуру общения с работниками бухгалтерии, точность формулировки интересующего вопроса, что тоже не мало важно в процессе социализации умственно-отсталых детей.
Учебный материал 4 четверти это прикладная геометрия, дополненная практическим материалом простейших экономических задач: площадь, меры площади, меры земельных площадей и решение практических задач на вычисление площади огорода, теплицы, квартиры, на расчет нормы высева картофеля, овощей, рассады. Решаем задачи на расчёт количества пиломатериала для строительства бани, стайки, теплицы, проводим расчёт себестоимости этих работ, экономической выгоды для семьи. В программу входит решение задач необходимого количества краски, извести, обоев, пиломатериала для ремонта квартиры, расчёт стоимости ремонта. Все эти знания, умения, навыки нужны любому человеку в практической жизни. Как показывает опыт, жизненно-необходимые представления об экономической действительности, о разумном потреблении, умение планировать, рассчитывать можно и нужно формировать у учеников вспомогательной школы, особенно у детей, проживающих в интернате, выходцев из неблагополучных семей.
Литература:
- Терюкова Т.С. Экономика в школе: мифы и реальность// Школьный экономический журнал № 4. 1998.
- Стариченко Т.Н. К вопросу об экономическом практикуме во вспомогательной школе // Дефектология №2. 2000.
- Стариченко Т.Н. Программно- методические материалы по курсу “Экономический практикум” в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида // М: Издательство НЦ ЭНАС., 2003.
- Стариченко Т.Н. Экономика. Практикум. // М: Издательство НЦ ЭНАС., 2004.
- Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. // М: Вита-пресс., 2001.
- Юдилевич А.Я. Инновационное обучение во вспомогательной школе // Дефектология № 2 . 1996.
- Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы- интерната // Дефектология №2. 1995.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии №3. 1999.
Приложение здесь!