Урок математики по теме "Буквенные выражения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новым математическим понятием “буквенные выражения”;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи;
  • учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Оборудование: текст “Латинский алфавит”; тряпичная кукла; модели печки, яблони, речки; избушка Бабы Яги из собранных геометрических фигур, карточки: 5 + ...,

5 + ... =8; таблица с латинским алфавитом; магнитные буквы латинского алфавита.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Пятиминутное чтение (по методике В.Н. Зайцева)

Текст “Латинский алфавит” (Приложение1).

III. Сообщение темы и целей урока

- Прочитайте тему урока.

(Тема:……………выражения)

- Что такое выражение?

(примеры)

- Прочитайте запись на доске

  • 5 + 3
  • 14 – (8 + 3)
  • 7 – 4

- Как одним словом назвать эти записи? (выражения)

- В выражениях присутствуют числа, значит эти выражения называются……..? (числовые)

- Что значит найти значение выражения? (решить, записанные на доске примеры)

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом выражений и научимся находить значения этих выражений.

IV. Устный счет

1. Индивидуальная работа по карточкам (1 ряд) 5 мин

Цель – отработка вычислительных навыков.

68 – 30 = 100 – 3 =
80 – 22 = 36 + 20 =
5 + 25 = 40 – 15 =
30 – 20 = 73 – 6 =

2. Коллективная работа

- Вспомните сказку “Гуси-лебеди”.

- Назовите главных героев.

- Какое горе случилось с девочкой?

- Давайте вместе с ней проделаем тот путь, который она прошла, разыскивая брата.

- Кто первый встретился ей на пути? (печка)

- С какими словами она обращалась к печке

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

А) Найди закономерность и вставь пропущенные числа – скажу.

3, 6, …, …, 15, …, …, 24

- Бежит девочка дальше – встречает яблоню.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Б) Восстанови равенства, поставь в окошко нужное число – скажу.

5 + ... = 15 ... + 15 = 20
... + 4 = 9 15 - ... = 8
90 + ... = 100 26 - ... = 19
... - 3 = 12 45 - ... = 39

- Долго бежит девочка – перед ней река.

- Почему я реку раскрасила белым цветом? (молочная)

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

В) Реши мою задачу – подскажу.

Дома девочка съела 7 пирожков с яблоками, а с малиной на 3 меньше. Сколько всего пирожков съела девочка?

(краткая запись на наборном полотне; решение записывают на доске в виде выражения)

(7 – 3) + 7 = 11 (п)

- Прибежала девочка к избушке, а избушка-то развалилась.

Г) Назовите одним словом фигуры, из которых состояла избушка.

(многоугольники)

Постройте избушку Бабы Яги.

- Какая фигура лишняя? Почему? (лишняя – треугольник, т. к. у него 3 стороны, 3 угла и 3 вершины, а остальные фигуры – четырехугольники)

Д) На какую геометрическую фигуру похож путь девочки?

(незамкнутая ломаная)

Определите длину пути.

15 м + 20 м + 30 м + 5 м = 70 м

V. Работа над новой темой.

- В избушке у Бабы Яги девочка нашла вот такую карточку 5 + ...

- Встречалась вам такая запись?

(и да и нет)

- А вот эта?

5 + ... = 8

(да)

- В записях с окошком было два числа.

- Что вы делали? (вставляли в окошко число, чтобы равенство было верным)

- В данное окошко можно поставить число? 5 + ...

(да)

- Давайте попробуем: 5 + 6; 5 + 5; 5 + 60 и т.д.

- Что у нас получилось? (числовые выражения)

- Какие числа можно поставить в окошко этой записи ... + 4?

(любые)

- Какие числа можно поставить сюда 6 - ...?

(здесь ряд чисел ограничен)

- Почему нельзя поставить число 7?

Вывод: Если в окошко вставлять различные числа, то получим разные числовые выражения.

- Прочитайте данную запись 5 + ...

(сумма чисел 5 и …..)

- Мудрые математики решили окошечко заменить латинскими буквами:

a

б

с

d

x

y

- Как записать с помощью латинских букв данную запись 5 + ...?

(на доске появляются записи: 5 + а 5 + х 5 + у и т.д.)

- Что мы записали? (выражения)

- Может кто-то догадался как они называются? (буквенные выражения)

VI. Закрепление

1. с. 64 чтение правила; с. 80 прочитывание латинских букв.

2. с. 65 № 2 Коллективная работа. Нахождение значений выражений.

Алгоритм:

  • прочитать выражение
  • записать
  • подставить
  • вычислить
  1. k + 7, если k = 10, k = 7
  2. если к = 10, то 10 + 7 = 17
  3. если к = 7, то 7 + 7 = 14
  • k – 7, k = 10, k = 7
  • если к = 10, то 10 – 7 = 3
  • если к = 7, то 7 – 7 = 0

VII. Повторение

1. Самостоятельная работа

Придумать задачу по краткой записи и решить ее.

I - 30 Сколько всего?
II - ? на 5 больше

VIII. Итог.

- С каким новым видом выражений познакомились?

- Какие латинские буквы запомнили?

- Чтобы найти значение буквенных выражений, что необходимо сделать? (алгоритм)