Цели:
- познакомить с новым математическим понятием “буквенные выражения”;
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи;
- учить рассуждать, используя ранее полученные знания.
Оборудование: текст “Латинский алфавит”; тряпичная кукла; модели печки, яблони, речки; избушка Бабы Яги из собранных геометрических фигур, карточки: 5 + ...,
5 + ... =8; таблица с латинским алфавитом; магнитные буквы латинского алфавита.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Пятиминутное чтение (по методике В.Н. Зайцева)
Текст “Латинский алфавит” (Приложение1).
III. Сообщение темы и целей урока
- Прочитайте тему урока.
(Тема:……………выражения)
- Что такое выражение?
(примеры)
- Прочитайте запись на доске
- 5 + 3
- 14 – (8 + 3)
- 7 – 4
- Как одним словом назвать эти записи? (выражения)
- В выражениях присутствуют числа, значит эти выражения называются……..? (числовые)
- Что значит найти значение выражения? (решить, записанные на доске примеры)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом выражений и научимся находить значения этих выражений.
IV. Устный счет
1. Индивидуальная работа по карточкам (1 ряд) 5 мин
Цель – отработка вычислительных навыков.
68 – 30 = | 100 – 3 = |
80 – 22 = | 36 + 20 = |
5 + 25 = | 40 – 15 = |
30 – 20 = | 73 – 6 = |
2. Коллективная работа
- Вспомните сказку “Гуси-лебеди”.
- Назовите главных героев.
- Какое горе случилось с девочкой?
- Давайте вместе с ней проделаем тот путь, который она прошла, разыскивая брата.
- Кто первый встретился ей на пути? (печка)
- С какими словами она обращалась к печке
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
А) Найди закономерность и вставь пропущенные числа – скажу.
3, 6, …, …, 15, …, …, 24
- Бежит девочка дальше – встречает яблоню.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Б) Восстанови равенства, поставь в окошко нужное число – скажу.
5 + ... = 15 | ... + 15 = 20 |
... + 4 = 9 | 15 - ... = 8 |
90 + ... = 100 | 26 - ... = 19 |
... - 3 = 12 | 45 - ... = 39 |
- Долго бежит девочка – перед ней река.
- Почему я реку раскрасила белым цветом? (молочная)
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
В) Реши мою задачу – подскажу.
Дома девочка съела 7 пирожков с яблоками, а с малиной на 3 меньше. Сколько всего пирожков съела девочка?
(краткая запись на наборном полотне; решение записывают на доске в виде выражения)
(7 – 3) + 7 = 11 (п)
- Прибежала девочка к избушке, а избушка-то развалилась.
Г) Назовите одним словом фигуры, из которых состояла избушка.
(многоугольники)
Постройте избушку Бабы Яги.
- Какая фигура лишняя? Почему? (лишняя – треугольник, т. к. у него 3 стороны, 3 угла и 3 вершины, а остальные фигуры – четырехугольники)
Д) На какую геометрическую фигуру похож путь девочки?
(незамкнутая ломаная)
Определите длину пути.
15 м + 20 м + 30 м + 5 м = 70 м
V. Работа над новой темой.
- В избушке у Бабы Яги девочка нашла вот такую карточку 5 + ...
- Встречалась вам такая запись?
(и да и нет)
- А вот эта?
5 + ... = 8
(да)
- В записях с окошком было два числа.
- Что вы делали? (вставляли в окошко число, чтобы равенство было верным)
- В данное окошко можно поставить число? 5 + ...
(да)
- Давайте попробуем: 5 + 6; 5 + 5; 5 + 60 и т.д.
- Что у нас получилось? (числовые выражения)
- Какие числа можно поставить в окошко этой записи ... + 4?
(любые)
- Какие числа можно поставить сюда 6 - ...?
(здесь ряд чисел ограничен)
- Почему нельзя поставить число 7?
Вывод: Если в окошко вставлять различные числа, то получим разные числовые выражения.
- Прочитайте данную запись 5 + ...
(сумма чисел 5 и …..)
- Мудрые математики решили окошечко заменить латинскими буквами:
a |
б |
с |
d |
x |
y |
- Как записать с помощью латинских букв данную запись 5 + ...?
(на доске появляются записи: 5 + а 5 + х 5 + у и т.д.)
- Что мы записали? (выражения)
- Может кто-то догадался как они называются? (буквенные выражения)
VI. Закрепление
1. с. 64 чтение правила; с. 80 прочитывание латинских букв.
2. с. 65 № 2 Коллективная работа. Нахождение значений выражений.
Алгоритм:
- прочитать выражение
- записать
- подставить
- вычислить
- k + 7, если k = 10, k = 7
- если к = 10, то 10 + 7 = 17
- если к = 7, то 7 + 7 = 14
- k – 7, k = 10, k = 7
- если к = 10, то 10 – 7 = 3
- если к = 7, то 7 – 7 = 0
VII. Повторение
1. Самостоятельная работа
Придумать задачу по краткой записи и решить ее.
I - 30 | Сколько всего? |
II - ? на 5 больше |
VIII. Итог.
- С каким новым видом выражений познакомились?
- Какие латинские буквы запомнили?
- Чтобы найти значение буквенных выражений, что необходимо сделать? (алгоритм)