Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.
Задачи:
- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказках Х.К.Андерсена.
- создать условия для развития читательской памяти, внимания
- способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Форма урока: нетрадиционная- литературный конкурс
Оборудование:
- трафарет ромашки
- портрет писателя
- карточки со словами, с заданиями
- предметы и вещи
- книги в типовом оформлении, сборники сказок
- рисунки сказочных героев
- рисунки и сочинения детей
- цветные карандаши
- жетоны
- грамоты
- трафареты цветов
Подготовка к уроку: чтение сказок Х.К.Андерсена (самостоятельно), нарисовать рисунок к любой сказке, творческое задание- сочинение: как можно по другому закончить сказку “Ель”.
План урока:
- Орг.момент.
- Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задач урока.
- Сообщение о писателе.
- Физкультминутка
- Викторина по сказкам Х.К.Андерсена(выбор жюри,представление команд)
- Итог урока. Награждение победителей.
- Рефлексия.
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам советует балерина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево- вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5,повторяйте- кА опять:1,2,3,4,5.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь!
Ход урока:
1.Орг момент.
-глазки на меня, вверх, вниз, влево, вправо, на гостей – улыбнитесь им, на меня.
Каждый день – всегда , везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
-сегодня у нас на уроке много гостей. К нам пришла библиотекарь …,она поможет оценить ваши познания в книгах.
2.Актуализация опорных знаний.
-О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.
-почему вы любите слушать и читать сказки?
-чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке- вымысел, фантазия)
-выберите книги со сказками. Как можно эти
книги, что вы выбрали, разделить на две группы?
Значит, какие бывают сказки?
(народные и литературные или авторские)
-конечно, нет ничего интереснее сказок. Вот и сегодня мы вспомним любимые сказки замечательного писателя из Дании. А отправиться в гости к сказкам нам поможет героиня произведения этого сказочника.
1)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка)
Рост этой героини равен дюйму, т. е. 2,5 см.
Из какой она сказки? (“Дюймовочка”)
2) В какой сказке жаворонок описывает цветок, который появился у нас на доске?
“ … Какой миленький цветочек, в серебряном платьице, с золотым сердечком!”
(“Ромашка”)
3) Кому и в какой сказке солнечные лучи говорили: “Радуйся своей юности! Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам!”
( “Ель”)
4) Из каких сказок эти отрывки:
“Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светло-розовый цветок горошка. Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки. Этот день был для неё настоящим праздником.”
( “Пятеро из одного стручка”)
5) Грамзапись : “Гадкий утёнок”, “Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”
-Что объединяет эти сказки? Кто их написал?
Значит, какова тема нашего сказочного урока?
(Сказки Ханса Кристиана Андерсена)
-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- вспомнить сказки Х.К.Андерсена
- ответить на вопросы
- находить в тексте нужные отрывки
- думать, делать выводы
3.Сообщение об авторе.
-что вы знаете об авторе?
-Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: “Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену”,и отнёс тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.
Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.
-К уроку вы прочитали много сказок Андерсена и к любимым сказкам нарисовали рисунок. Представьте свои работы.
4.Викторина по сказкам.
-Узнаем, кто лучший читатель и какая семейка самая дружная.
Поможет мне самое справедливое и объективное жюри.(из числа гостей)
За каждый правильный ответ получаете лепесток от ромашки
Как вы будете работать в своих семейках? (Правила дружной работы)
-Итак, начинаем.
1 задание: назовите героя по его описанию.
- Но всего милее была девушка, стоявшая на пороге в широко раскрытых дверях дворца. Она тоже была вырезана из картона: на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече- голубой шарф и на груди- блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки- она была …
(танцовщица из сказки “Стойкий оловянный солдатик”)
- Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая .Дом у него был в двадцать раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда.
(крот из сказки “Дюймовочка”)
- Позолоченные башмачки, юбочка, грациозно подколотая пунцовой розой, золотая шляпа на головке и посох в руке- разве не прелесть?
( пастушка из сказки “Пастушка и трубочист”)
2 задание: узнай предмет.
(в разных местах класса)
- зеркало (“Снежная королева”)
- вешалка (“Новый наряд короля”)
- зонтик (“Оле-Лукойле”)
(Оле-Лукойле – гномик в красном колпаке – старый бог снов в Дании. В переводе на русский язык значит Оле-Закрой Глазки.)
3 задание: подбери иллюстрацию и книгу.(упражнение с книгами и рисунками детей)
Семейка получает отрывок из сказки. Надо найти книгу и рисунок, соответствующий данному отрывку.
- Открыл солдат первую дверь и вошёл в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке …( “Огниво”)
- У ворот стояла … .Боже мой, на кого она была похожа! (“Принцесса на горошине”)
- Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали …(“Русалочка”)
4 задание: к какой сказке ты обратишься, чтобы быстро и точно ответить на вопрос словами автора? (упражнение с книгами и выборочное чтение)
- В какие цветы обратились гадкие жабы?
(“Дикие лебеди” .А три жабы, прикоснувшись к Элизе, превратились в три красных мака.)
- Кто жил в домике у старушки?
(“Гадкий утёнок”.В избушке жила старушка со своим котом и курицей.)
- Сколько братьев было у солдатика?
(“Стойкий оловянный солдатик”. Двадцать четыре солдатика были совершенно одинаковые, а …)
5 задание: сочиняем свою сказку.
-На уроке мы прочитали сказку “Ель”. Это грустная сказка, и ёлочку очень жаль. Я попросила вас сочинить, как можно подругому закончить эту историю.
(проверка д/з)
-Чему учат сказки Х.К.Андерсена?
(учат нас быть добрыми, смелыми, скромными, трудолюбивыми)
6.Итог урока.
-Сегодня мы славно поработали. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?
- вспомнили сказки?
- отвечали на вопросы?
- находили в тексте сказки нужные отрывки?
- думали, подводили итоги?
(карточки переворачиваются и получается слово – пять)
-какую оценку получили?
-сейчас каждый подсчитайте свои жетоны. Кто получил …
Итак, самый лучший читатель в 1 семейке …, во 2 семейке …, в третьей семейке …
Похлопаем победителям.
-сейчас каждая семейка подсчитает общее количество жетонов.
Итак, лучшая семейка …
Похлопаем победителю.
Слово библиотекарю:
Награждение: бесплатный абонемент, дипломы: “Мы знаем сказки Х.К.Андерсена”
7.Рефлексия.
Дюймовочке и Ромашке пора возвращаться в свои сказки. Давайте на память подарим сказочным героям цветы. Раскрасьте свой цветок таким цветом, который соответствует вашему настроению.
(цветные карандаши, корзинка, цветочки)
Учитель проходит с корзинкой.
-сказочные герои говорят вам: “Спасибо”.
8.Домашнее задание.
-кому ещё захотелось почитать сказки Андерсена?
Читайте сказки Андерсена!