Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Разделы: Начальная школа


Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.

Задачи:

  1. создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказках Х.К.Андерсена.
  2. создать условия для развития читательской памяти, внимания
  3. способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Форма урока: нетрадиционная- литературный конкурс

Оборудование:

  • трафарет ромашки
  • портрет писателя
  • карточки со словами, с заданиями
  • предметы и вещи
  • книги в типовом оформлении, сборники сказок
  • рисунки сказочных героев
  • рисунки и сочинения детей
  • цветные карандаши
  • жетоны
  • грамоты
  • трафареты цветов

Подготовка к уроку: чтение сказок Х.К.Андерсена (самостоятельно), нарисовать рисунок к любой сказке, творческое задание- сочинение: как можно по другому закончить сказку “Ель”.

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задач урока.
  3. Сообщение о писателе.
  4. Физкультминутка
  5. Викторина по сказкам Х.К.Андерсена(выбор жюри,представление команд)
  6. Итог урока. Награждение победителей.
  7. Рефлексия.

Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам советует балерина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево- вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5,повторяйте- кА опять:1,2,3,4,5.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь!

 Ход урока:

1.Орг момент.

-глазки на меня, вверх, вниз, влево, вправо, на гостей – улыбнитесь им, на меня.

Каждый день – всегда , везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

-сегодня у нас на уроке много гостей. К нам пришла библиотекарь …,она поможет оценить ваши познания в книгах.

2.Актуализация опорных знаний.

-О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.

-почему вы любите слушать и читать сказки?

-чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке- вымысел, фантазия)

-выберите книги со сказками. Как можно эти книги, что вы выбрали, разделить на две группы? Значит, какие бывают сказки?
(народные и литературные или авторские)

-конечно, нет ничего интереснее сказок. Вот и сегодня мы вспомним любимые сказки замечательного писателя из Дании. А отправиться в гости к сказкам нам поможет героиня произведения этого сказочника.

1)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.

(Дюймовочка)

Рост этой героини равен дюйму, т. е. 2,5 см.
Из какой она сказки? (“Дюймовочка”)

2) В какой сказке жаворонок описывает цветок, который появился у нас на доске?

“ … Какой миленький цветочек, в серебряном платьице, с золотым сердечком!”

(“Ромашка”)

3) Кому и в какой сказке солнечные лучи говорили: “Радуйся своей юности! Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам!”

( “Ель”)

4) Из каких сказок эти отрывки:

“Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светло-розовый цветок горошка. Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки. Этот день был для неё настоящим праздником.”

( “Пятеро из одного стручка”)

5) Грамзапись : “Гадкий утёнок”, “Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”

-Что объединяет эти сказки? Кто их написал?

Значит, какова тема нашего сказочного урока?

(Сказки Ханса Кристиана Андерсена)

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

  • вспомнить сказки Х.К.Андерсена
  • ответить на вопросы
  • находить в тексте нужные отрывки
  • думать, делать выводы

3.Сообщение об авторе.

-что вы знаете об авторе?

-Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: “Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену”,и отнёс тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.

Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.

-К уроку вы прочитали много сказок Андерсена и к любимым сказкам нарисовали рисунок. Представьте свои работы.

4.Викторина по сказкам.

-Узнаем, кто лучший читатель и какая семейка самая дружная.

Поможет мне самое справедливое и объективное жюри.(из числа гостей)

За каждый правильный ответ получаете лепесток от ромашки

Как вы будете работать в своих семейках? (Правила дружной работы)

-Итак, начинаем.

1 задание: назовите героя по его описанию.

  • Но всего милее была девушка, стоявшая на пороге в широко раскрытых дверях дворца. Она тоже была вырезана из картона: на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече- голубой шарф и на груди- блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки- она была …

(танцовщица из сказки “Стойкий оловянный солдатик”)

  • Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая .Дом у него был в двадцать раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда.

(крот из сказки “Дюймовочка”)

  • Позолоченные башмачки, юбочка, грациозно подколотая пунцовой розой, золотая шляпа на головке и посох в руке- разве не прелесть?

( пастушка из сказки “Пастушка и трубочист”)

2 задание: узнай предмет.

(в разных местах класса)

  • зеркало (“Снежная королева”)
  • вешалка (“Новый наряд короля”)
  • зонтик (“Оле-Лукойле”)

(Оле-Лукойле – гномик в красном колпаке – старый бог снов в Дании. В переводе на русский язык значит Оле-Закрой Глазки.)

3 задание: подбери иллюстрацию и книгу.(упражнение с книгами и рисунками детей)

Семейка получает отрывок из сказки. Надо найти книгу и рисунок, соответствующий данному отрывку.

  • Открыл солдат первую дверь и вошёл в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке …( “Огниво”)
  • У ворот стояла … .Боже мой, на кого она была похожа! (“Принцесса на горошине”)
  • Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали …(“Русалочка”)

4 задание: к какой сказке ты обратишься, чтобы быстро и точно ответить на вопрос словами автора? (упражнение с книгами и выборочное чтение)

  • В какие цветы обратились гадкие жабы?

(“Дикие лебеди” .А три жабы, прикоснувшись к Элизе, превратились в три красных мака.)

  • Кто жил в домике у старушки?

(“Гадкий утёнок”.В избушке жила старушка со своим котом и курицей.)

  • Сколько братьев было у солдатика?

(“Стойкий оловянный солдатик”. Двадцать четыре солдатика были совершенно одинаковые, а …)

5 задание: сочиняем свою сказку.

-На уроке мы прочитали сказку “Ель”. Это грустная сказка, и ёлочку очень жаль. Я попросила вас сочинить, как можно подругому закончить эту историю.

(проверка д/з)

-Чему учат сказки Х.К.Андерсена?

(учат нас быть добрыми, смелыми, скромными, трудолюбивыми)

6.Итог урока.

-Сегодня мы славно поработали. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?

  • вспомнили сказки?
  • отвечали на вопросы?
  • находили в тексте сказки нужные отрывки?
  • думали, подводили итоги?

(карточки переворачиваются и получается слово – пять)

-какую оценку получили?

-сейчас каждый подсчитайте свои жетоны. Кто получил …

Итак, самый лучший читатель в 1 семейке …, во 2 семейке …, в третьей семейке …

Похлопаем победителям.

-сейчас каждая семейка подсчитает общее количество жетонов.

Итак, лучшая семейка …

Похлопаем победителю.

Слово библиотекарю:

Награждение: бесплатный абонемент, дипломы: “Мы знаем сказки Х.К.Андерсена”

7.Рефлексия.

Дюймовочке и Ромашке пора возвращаться в свои сказки. Давайте на память подарим сказочным героям цветы. Раскрасьте свой цветок таким цветом, который соответствует вашему настроению.

(цветные карандаши, корзинка, цветочки)

Учитель проходит с корзинкой.

-сказочные герои говорят вам: “Спасибо”.

8.Домашнее задание.

-кому ещё захотелось почитать сказки Андерсена?

Читайте сказки Андерсена!