Урок обучения грамоте по "Букварю" Т.М. Андриановой

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление знаний учащихся об изученных буквах, правописании слов ЖИ – ШИ.
  2. Развивать умения и навыки правильного, слогового выразительного, сознательного чтения. Работать над развитием внимания, логического мышления, речи.
  3. Воспитывать трудолюбие, логическое мышление, речь.

Оборудование:

Учебник Т. М.Андриановой « Букварь», карточки для индивидуальной работы, слоговые таблицы, «звуковые» карточки, конверты со словами пословиц, иллюстрации профессий, набор книг для работы в «читальном» зале, выставка книг.

Ход урока

I. Организация класса.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!

II. Введение в тему.

- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего вы ходите в школу учиться?

- Прочитайте тему нашего урока:

Все профессии нужны,
Все профессии важны.

- Сегодня на уроке мы не только поговорим о разных профессиях, но и выполним много интересных заданий, которые потребуют вашего внимания, знаний, активности.

III. Игра «Смекай, отгадывай».

Работа с разрезной азбукой:

1) распределить буквы на две группы:

А О Д Р Э В

- назовите их в алфавитном порядке,

2) назовите лишнюю букву, докажите:

Ф Г П Т Б И К

Индивидуальные задания:

1) на карточках из конверта выбрать название лишней профессии.

2) рассмотреть картинки и ответить: что перепутал художник в изображении профессий.

Проверка:

1. консультанты.
2. комментирование.

IV. Речевая разминка.

а) чтение по слоговой таблице (на выдохе, меняя громкость, изменяя скорость)

б) ШАЛАШ КАМЫШ ЛАНДЫШ ТИШИНА СТОРОЖ

- Читаем вместе, с ударением.
- Какое слово лишнее?
- Какие орфограммы встретились?
- Найдите слово, которое читается одинаково и слева, и справа.
- Найдите слово, в котором при перестановке слогов получится новое слово.

в) работа в парах.

НЕ ЖИВУТ УЖИ, ГДЕ ЖИВУТ ЕЖИ.

- Прочитайте скороговорку.
- Расскажите скороговорку друг другу на ушко.
- Кто может сказать скороговорку быстро?

V. Физминутка «Доскажи словечко».

Трактор водит …(тракторист),
Электричку…(машинист),
Стены выкрасил…(маляр),
Доску выстругал…(столяр),
В доме свет провел…(монтер),
В жаркой кузнице…(кузнец),
Кто все знает - молодец!

VI. Работа с учебником.

а) Словарная работа.

- Перед чтением текста прочитаем трудные слова, которые встретятся в нем.

Дал – подал - раздал забавные (подберите синоним)

Игра - игрушки

праздник

Дар – дарит - подарок

Нина Антоновна

- Что можно сказать о цепочках слов

- Какие орфограммы встретились в словах

Шаблоны

- Кто может объяснить значение этого слова.

- Обратимся к рубрике «Оказывается» (по словарю):

«шаблон» - образец, по которому изготавливают одинаковые изделия.

- А теперь обратимся к Букварю.

б) Чтение текста учителем

- Послушайте текст и ответьте: для кого дети делали поделки.

в) ученики читают «жужжащим чтением»

г) чтение «цепочкой»

- Что мы прочитали (текст)

- Сколько в нем предложений. Докажите.

- О каком уроке говорится в тексте.

- Что делали дети на уроке.

- Какое название вы бы дали тексту.

- Найдите слова с сочетанием ШИ.

- Какое предложение отличается по интонации.

- Найдите и прочитайте предложение, в котором сообщается, что раздала учительница детям.

- Для кого ребята шили эти игрушки.

- Какими вышли игрушки.

- Понравились игрушки малышам.

VII. Гимнастика для глаз.

VIII. Работа с пословицами.

а) – О труде народ придумал много пословиц.

- Прочитайте пословицы в учебнике.

- Как объясните.

- Как применить их к школьной жизни.

б) Работа в группах.

Дети получают конверты с «рассыпавшимися» пословицами, которые им надо собрать.

Труд корит, а лень портит.
Кто не работает, тот не ест.
Терпение и труд все перетрут.

в) – А теперь составьте отгадки на наборном полотне.

Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот и ум приобретет,

Зубастый зверёк
Грызет со свистом дубок.

Всех на свете обшивает, $
Что сошьет – не надевает.

Сам – металлический,
Мозг – электрический,
Людям помогает,
Работу облегчает.

- С какими профессиями связаны эти предметы.

- Кроме этих профессий есть много других, которые тоже важны и необходимы. Назовите профессии ваших родителей.

- Об одной из профессий наша творческая группа подготовила миниатюру.

г) – Посмотрите миниатюру и назовите профессию.

Разговор по телефону.

Видит как-то гражданин,
Что сарай горит один.
Он звонит по 01, срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать, но, как говориться,
Я звоню вам, так сказать, чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть, тут такое дело…
Можно трубку положить, все уже сгорело.

- Почему я вижу на ваших лицах улыбку.

- Что не так сделал гражданин.

- Как сделать, чтобы пожарные остались без работы.

д) Самостоятельная работа.

- Группа «поиск» приготовила загадки о профессиях. Фишкой вы будете закрывать картинку с изображение нужной профессии.

Клавиатура, монитор,
В работе я пока не скор.
Вот справа мышь, а слева диск,
Но что в компьютере за писк.

Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.

Кто в дни болезней
Всех полезней.
И лечит нас от всех болезней.

Вот на тракторе на новом
Сено я везу коровам.
И охапку на весу
Я буренке поднесу.

- Проверьте:

- Мы сегодня вспомнили многие профессии. Давайте подумаем, откуда некоторые профессии получили свое название.

IX. Работа со словом.

Учитель – учит - …(педагог)
Повар – варит - …(кок)
Летчик – летает - …(пилот)

- Какое другое название имеют эти профессии.

X. Выставка книг.

- С темой труда связано многие произведения наших писателей. В одном из стихотворений В. Маяковского есть такие строчки:

У меня растут года, будет и 17.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься.

- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите.

XI. Читальный зал.

- Мы сегодня много полезного и интересного сделали на уроке.

- А закончить урок я предлагаю работой в “читальном зале”.

XII. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Что главное вы поняли из нашего разговора?

- Что нового узнали?

- Что особенно интересного было для вас?

- Были ли у кого-то трудности на уроке?