Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.
  • Усвоение нового согласного звука в, отсутствующего в родном языке, и написания букв В, в, учить читать слоги и слова с новой буквой.
  • Совершенствовать речевые способности, наглядно- действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность.

Организационная часть. Мобилизующий этап.

Упражнения рассчитаны на 2-3 минуты. В 1 классе это чаще всего упражнения с детскими игрушками. Учитель выкладывает на полочку, прикрепленную к классной доске, четыре игрушки (например: кукла, машина, вертолет, петух).

Учитель. Назовите хором выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить. (Дети называют, после этого закрывают глаза, а учитель переставляет две игрушки.) Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие игрушки поменяли свои места?

Дети: первоначально игрушки стояли в следующем порядке: кукла, машина, вертолет, петух. После перестановки они находятся в такой последовательности: петух, машина, вертолет, кукла. Поменяли свои места петух и кукла.

Работа по развитию устной речи учащихся по теме “Наша семья”. Сначала учитель задает классу вопросы со словами.

Учитель: – Вова, куда ты ходишь каждый день?

Вова: – Каждый день я хожу в школу.

Учитель: Вася, куда ходит твой папа каждый день?

Вася: Каждый день мой папа ходит на работу.

(Подобный же разговор проводится между самими детьми).

По “ленте букв” в форме игры повторяются ранее изученные согласные буквы. Почему они напечатаны в две строки? (Звуки д, б, звонкие, а остальные звуки глухие (т, п, с, к).

Организуется игра-соревнование “Кто составит больше слов?” из изученных букв.

Формулирование обучающимися темы и цели урока

На доске картинки, на которых изображены (корова, дерево, ветка, вилы).

Учитель: Назовите предметы, изображенные на картинках. (Дети называют).

С помощью чего мы назвали данные предметы?

Дети: Данные предметы мы назвали при помощи слов.

Учитель: Что такое слово?

Дети: Слово – это сочетание звуков, которое имеет значение.

Учитель: Еще раз назовем слова хором. Разделите эти слова на две группы: новый звук твердый и новый звук мягкий.

Учитывая признак, по которому мы делили слова, сформулируйте тему урока.

Дети: в словах корова, дерево новый звук твердый, а в словах ветка и вилы звук мягкий. Значит, тема сегодняшнего урока – звук [в], [в’] и буква, которая их обозначает.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Дети: Цель урока – познакомиться со звуками [в] [в’] и буквой, которая их обозначает. Учиться отмечать звуки [в] [в’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв;

Учиться читать слоги и слова с новой буквой.( Дети легко формулируют цель, используя приобретенный опыт подобной работы при ознакомлении с другими звуками и буквами).

Знакомство с новыми звуками

Во время знакомства с новыми звуками роль обучающихся существенно повышается. Они характеризуют новые звуки, делают необходимые выводы.

Учитель: Приступим к реализации поставленной вами цели. Эту работу мы выполним вместе с нашими гостями Ваней и Верой. (На доске – изображение девочки и мальчика, которым по ходу беседы дети выберут соответствующую одежду). Они пока ничего не знают о наших новых звуках. Давайте расскажем о них гостям. О каком звуке хочет услышать Ваня, а о каком Вера?

Дети: Ваня- о твердом, как и в имени ее, а Вера- о мягком, так как в его имени [в’].

Учитель: Произнесите первый звук слова Ваня, охарактеризуйте расположение видимых органов речи при его произнесении. (Дети произносят).

Дети: Во время произнесения звука [в] губы не растягиваются в стороны. Нижняя губа касается верхних зубов. Язык лежит свободно.

Учитель: Еще раз произнесите звук [в] и дайте его характеристику.

Дети: При произнесении звука [в] воздух проходит не свободно. Он встречает преграду, и его нельзя петь. Значит, звук [в] согласный. При его произнесении слышится только шум. Значит, он звонкий. Звук [в] произносится твердо. Значит, звук [в] твердый.

Учитель: Охарактеризуйте коротко звук [в].

Дети: Звук [в] согласный, звонкий.

Учитель: Произнесите первый звук слова Вера несколько раз перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

Дети: При произнесении звука [в’] нижняя губа плотнее касается верхних зубов. Язык чуть-чуть касается неба.

Учитель: Подробно охарактеризуйте звук [в’].

Дети: При произнесении звука [в’] воздух встречает преграду. Значит, звук [в’] согласный. При его произнесении слышится только шум. Значит, он звонкий. Звук [в’] произносится мягко. Значит, звук [в’] мягкий.

Учитель: Охарактеризуйте коротко звук [в’].

Дети: Звук [в’] согласный, звонкий, мягкий.

Учитель: Какого цвета костюм выберет Ваня?

Дети: Синего, так как звук [в] в имени твердый.

Учитель: Какого цвета платье выберет Вера?

Дети: Зеленого, так как [в’] в имени мягкий.

Учитель: Подведите итог этой части нашего урока.

Дети: Мы познакомились со звуком [в] и [в’].

Звук [в] согласный, звонкий, твердый. Звук [в’] согласный, звонкий, мягкий.

Знакомство с новой буквой

Нередко школьники формулируют задания к выполняемым на уроке упражнениям. Для этого они сопоставляют тему, очередную дидактическую цель и содержание уже проделанной работы.

Учитель: Знакомство с новыми звуками состоялось. Пора перейти к работе с буквой. (На доске изображены разные ранее изученные буквы и новая буква В.)

Найдите среди данных букв новую. (Дети находят изображение новой буквы –В.) Как она называется?

Дети: Это буква “Вэ”. (Если дети называют неверно, учитель обращает внимание на название буквы.)

Учитель: На какие предметы похожа буква “вэ”? (Дети называют.)

Палочка,
Рядом две ровные дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки.

С новой буквой мы познакомились. Что будем делать далее в соответствии с целью урока?

Дети: Мы будем читать слоги.

Чтение слов с новой буквой

Учитель: Покажем Ване и Вере, как мы умеем читать слоги. Ва, Во, Ву, Вы, Ви, Вэ. Дети читают слоги- слияния сверху вниз. Молодцы! Ване и Вере очень понравилось, как вы прочитали.

Чтение слов с новой буквой

Во-ва, И-ван, Вар-ва-ра, бук-ва, двор, ва-лен-ки, во-ро-на, ко-ро-ва, де-ре-во, дро-ва, тра-ва, во-ро-та.

Учитель: Наши ребята решили прогуляться по деревне. И где же они пришли во двор или на парке?

Дети: Они пришли во двор, так как в названии есть звук в.

Учитель: Около чего они остановились: у ворот или у калитки? Почему? Дети отвечают.

Собака где стояла у ворот или на улице? (У ворот.) Дети пошли дальше. Что было на дворе, трава или сено? (Трава.) Кто стояла там? (Корова.) Что ест корова? (Траву.) Какая птица сидит на дереве? (Ворона.)

Новое слово, с которым школьники знакомятся на уроке, они предопределяют сами, выполняя самые разнообразные задания, стимулирующие их познавательные и интеллектуальные способности.

Физкультминутка

Физкультминутка – это продолжение урока. Дальнейшее осознание и освоение его содержания, но с тем условием, что действия детей не требует серьезной мыслительной деятельности.

Ветер дует нам лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше”- выпрямляются.

Чтение связного текста по букварю

Двор.

Вот двор. Вот ворота. У ворот собака. На дворе трава. Там стоит корова. Корова ест траву. На дереве сидит ворона. Тут Вова. У Вовы топор. Он колет дрова.

Вопросы по содержанию прочитанного.

Кто ест траву? Корова ест траву. Кто сидит на дереве? На дереве сидит ворона. Кто колет дрова? Вова колет дрова.

Заучивание наизусть скороговорки. На дворе трава, на траве дрова.(Повторяем несколько раз).

Загадки.

Не ботинки, не сапожки,
Но их носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой. (Валенки).

Две плетенки, Две сестренки,
Из овечьей пряжки тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).

За водой идут.
Песни звонкие поют.
Слезы льют. (Ведра).

Кто зимой холодной.
Бродит в лесу.
Злой, голодный? (Волк).

Без ног и без крыльев оно.
Быстро летит.
Не догонишь его. (Время).

Работа на тетрадях.Чистописание.

Письмо буквы В, в. (Учитель показывает печатную и прописную букву). Пишем прописную. Списывание предложений. Вот двор. Там стоит корова.

Игра. Камень- вата. Эту игру можно провести в качестве упражнения в определении звуков по мягкости и твердости. Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым[ в ](встает команда “камня”), то с мягким[ в’ ](встает команда “ваты”). (Вилка, варежки, веник, волк, вьюга.)

Игра. Узнайте звук. Вставайте, если услышите в слове звук [в,в’ ]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить и т.д.

Отгадайте слово. Один из учеников выходит за дверь, учитель называет слово со звуком [в, в’]. Дети составляют с ним предложения. (Например, со словом вода могут быть такие предложения: Мы принесли ведро родниковой воды. Поменяйте воду в аквариуме! Из крана капала вода. Вода в реке была холодная. Вчера у нас отключили горячую воду. Овощи и фрукты обязательно надо мыть перед едой.)

Ученик входит в класс и просит детей (по своему выбору или выбору учителя) назвать предложения, внимательно их выслушивает, находит в них общее слово и таким образом отгадывает, с каким словом дети придумывали предложения.

Считалка.

Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть, воеводу выбирать.
Воевода – из народа, выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец, Становись в самый конец!

И можно использовать на уроке занимательные кроссворды, анаграммы, ребусы.

Итог урока

Учитель. С какими звуками и какой буквой мы познакомились?

Дети. Мы познакомились сегодня со звуками [в] и [в’] и буквой “вэ” (на письме в).

Учитель. Дайте характеристику звукам [в] и [в ‘].

Дети. Звук [в] согласный, звонкий, твердый. Звук [в’] согласный, звонкий, мягкий.

Учитель. Назовите слова со звуками [в] или [в ‘] и, которые не называли на уроке.

Подготовка таких уроков – это всегда для учителя захватывающий творческий процесс. А их проведение – каждодневный праздник для учителя и обучающихся, на котором совместная деятельность ведет к большой и единой цели: к любви и познанию великолепного явления. Которое называется русским языком.

Использованная литература:

  1. Борисов П.П. Букварь. Якутск, 1997.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991.