Преподавание в начальной школе. Открытый урок литературы

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить детей с новым литературным жанром.
  • Учить отличать текст пьесы (драмы) от текста рассказа или сказки.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать навыки выразительного чтения, умения передавать прямую речь, показывая состояние души действующих лиц.
  • Воспитание желания читать художественную литературу, любви к театру, уважения к работе актеров.

Оборудование: словари С.И.Ожегова, В.Даля

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

У.: Мы начинаем работать над новой главой. Давайте немного повторим. Какие литературные жанры вы знаете? (Проза, поэзия, басни, былины, драма.)

У.: Вы повторяли о каждом жанре. Что относится к прозе? (Рассказы, повести, романы, сказки могут быть написаны как в прозе, так и стихах.

У.: Пушкина сказки в стихах. У Маршака “Рассказ о неизвестном герое”

У.:

А бывают ли романы в стихах? (Мы читали отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)

Что еще можете рассказать о поэзии? (Хокку- японское трехстишье. Это тоже поэзия.)

У.: Но бывают и стихи написанные прозой, так писал И. Тургенев. (Читают стих о русском языке)

У.: Басни тоже бывают написаны как стихи в прозе. (Басни Эзопа, И. Крылова, С. Маршака)

У.: Бывают драматические произведения. С одной пьесой-сказкой мы знакомились. (12 месяцев С.Маршака)

У.: Чем отличается проза от пьесы? (Там есть действующие лица, она написана как диалог действующих лиц)

У.: В старших классах вы будете изучать пьесы В.Шекспира.

3. Исследование.

У.: Немного поработаем исследователями. Найдите в словарях В.И.Ожегова, В.Даля значение слов пьеса и драма.

У.:

Сегодня начинаем изучать произведение Мориса Метерлинка “Синяя Птица”.Это объемное произведение,но дано у нас в сокращении.

Морис Метерлинк-бельгийский драматург, поэт .С 1896 года жил во Франции,произведения писал на французком языке.

4. Открытие.

У.:

Откройте учебник на стр.20. Попробуйте определить к какому виду жанра художественной литературы отнесем это произведение?

А почему вы думаете, что это драма? (Есть действующие лица)

У.: Посмотрите, что обозначает слово феерия? (Феерия-это волшебное, сказочное зрелище)

У.: В чем композиционная особенность построения пьесы? (Текст делится на действия)

У.: Сколько будет действий? (6)

У.: Внутри действий есть картины. У картин свои названия.(Читаем)

У.: На что указывает название прозы? (О чем будет идти речь)

У.: А на что указывает название картины? (На место, где будет происходить действие или данная его часть)

У.: Что еще особенного в построении текста? (Есть список действующих лиц)

У.: Как вы думаете, а для чего нужен текст набранный мелким шрифтом, который предшествует высказываниям действующих лиц? (Высказывания детей)

У.: Пьеса, в отличии от прозаических произведений, повестей, рассказов, драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру, поэтому необходимы авторские указания, т.е. ремарки-пояснения автора к тексту пьесы, касающиеся обстановки, поведения актеров и т.д.

У.: Вернемся к началу феерии. Встречаются ли авторские ремарки внутри картины и в связи с чем? (Находят ремарки в тексте).

-Встают, бегут к окну…
-Прыгают от радости.
-Захватил всю скамью….

Они обозначают действия, которые выполняют герои.

(Указывают на выражение эмоций.)

У.: Все это как бы голос автора, так он обозначает свое присутствие.

5. Чтение пьесы до стр.24 (до прыгают от радости..)

У.:

Как вы думаете, а при чтении имена действующих лиц будем читать?

А что же будет читать автор? (Ремарки)

(Читаем по ролям)

У.: Давайте попробуем найти главную особенность пьесы. Из чего состоит основной текст? (Из высказываний действующих лиц, которые взаимодействуют, общаются между собой прямо на наших глазах)

Когда начинается феерия? (В Рождественскую ночь 25 декабря. В эту ночь возможны самые необыкновенные чудеса)

У.: Какие произведения мы уже читали о чудесах Рождественской ночи? (А.Чехов “Ванька”, сказка Э.Т.А.Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”)

У.: Какое легче читать произведение драматическое или прозаическое? (Драматическое. Оно требует большей выразительности, умения передавать происходящее голосом, актерского мастерства)

6. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно запомнилось из нашего урока?

7. Домашнее задание.

Читать по ролям до стр. 24.