Добрый день, уважаемые коллеги!
Свое выступление хочу начать словами К.Д. Ушинского, который считал нравственное воспитание “золотой оправой образования”. (Cлайд 1)
Основная цель современного образования – создание условий для формирования всесторонне развитой, физически здоровой, нравственно богатой, социально компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.
Наша школа ставит цель своей работы: формирование личности выпускника Казьминской школы, обладающего высоким уровнем компетенций для успешной социализации в современном обществе. Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе образования и воспитания молодого поколения. (Слайд 2)
Большие возможности для решения этих задач предоставляет система дополнительного образования нашей школы. Она позволяет развивать интерес к изучению и углублению знаний, как по предметам, так и выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей, умений и навыков в художественной деятельности, приобщение их к культурным ценностям, традициям народам.
Одним из важнейших средств формирования личности является укрепление школьного коллектива и традиций школы, эффективная педагогическая поддержка системы ученического самоуправления школьников. Яркими и запоминающимися для школьников стали праздники “День Знаний”, “День учителя”, “140-летие села Казьминское”, вечер посвящения учащихся 9 классов в старшеклассники, новогодние утренники, новогодний вечер. (Слайды 3,4). Воспитывающая роль таких мероприятий ценна тем, что в их проведении активную позицию занимают не только учащиеся, но и представители районной и местной администраций, СПК колхоза-племзавода “Казьминский”, родители, общественность, ветераны войны и труда, работники сельского ДК, настоятель прихода Казьминской церкви.
В школе существует целая подсистема, решающая задачу эстетического и этического воспитания личности, которая включает в себя наряду с общешкольными и классными мероприятиями всю систему дополнительного образования. В 2007году она представлена 9 клубами, 15 кружками, 6 спортивными секциями, 4 хореографическими (возрастными) группами, музыкальной студией с общим охватом в них более 625 учащихся, что составляет 89% от общего числа учащихся. Безусловно, одними из лучших являются такие объединения, как хореографический кружок “Маргаритки” (рук. В. Д. Гайворонская), (Слайды 5) в котором занимаются более 60 уч-ся; и кружки вокального и хорового пения (рук. Спиридонова О.Ж.), (Слайды 6) в которых занято более70 уч-ся. Традиционными можно назвать выступления этих детских коллективов на районных праздниках, посвященных дню Учителя, Рожеству, Пасхе, дню Защитника Отечества.
В школе продолжается активная работа информационного центра, проводятся музыкальные перемены, перемены поздравлений и др. Особо следует отметить работу школьной студии “Студия без названия”, выпустившей 7 фильмов, 16 видеороликов, которые успешно используются как нашей, так и другими школами района во внеклассных мероприятиях и для реализации регионального компонента на уроках. (Слайды 7,8)
Фильм “И свеча бы не угасла…”, представленный в этом зале на I Рождественских чтениях, не остался лежать на полке, а при содействии иеромонаха Игнатия в 2006 г. Был представлен на конкурсе православных средств массовой информации юга России, в котором участвовали субъекты всего южного федерального округа. Фильм получил высокую оценку, был отмечен специальным дипломом и иконой.
Большим интересом пользуется “Газета без названия”, (Слайд 9) в которой отражается все, чем “живет и дышит” не только школа, но и каждый классный коллектив.
В 2006г. руководители студии и редакционной коллегии О.Ж.Спиридонова и С.Н.Котов приняли участие в краевом фестивале детских и юношеских СМИ “На 45-ой параллели”, где были удостоены диплома “За верность профессии”.
Развитию творчества учащихся, раскрытию индивидуальных способностей и возможностей , эстетического вкуса способствует работа кружков прикладного творчества (Слайды 10) “Умелые руки” , “Деревообработка”, “Рукодельница” (руководители Комаров В. Г. и Калайтанова И.А.) (слайды 11,12)
Уже не первый год учащиеся нашей школы участвуют в выставках, конкурсах, олимпиадах, где неоднократно являлись победителями и призерами.
Особое внимание в нравственно- эстетическом воспитании в МОУ СОШ № 16 уделяется музейной педагогике, как наиболее перспективному направлению, обеспечивающему развитие у учащихся потребности в углубленном изучении истории и традиций родного края, умений самостоятельно добывать новые знания, способности к творчеству.
Невозможно воспитать полноценного гражданина нашего общества без духовного развития. И в этом особое место занимает тесное сотрудничество школы с настоятелем прихода Казьминской церкви иеромонахом Игнатием (Гайдашенко). Благодаря ему ежегодно пополняется фонд школьной библиотеки различной литературой, необходимой для образовательного процесса; также в музее пополнена выставка, посвященная истории церкви и распространения христианства на Кавказе; в церкви работает воскресная школа, которую посещают учащиеся 2-6 классов. (Слайды 13,14)
Уже не первый год настоятель прихода проводит благотворительные Рождественские елки для детей из малообеспеченных семей.
В 2006г в честь празднования 130-летия церкви с. Казьминского проводился конкурс “Золотые купола России”, в котором приняли участие все классные коллективы и юные художники. Каждая работа была отмечена грамотой, а победителем стал учащийся 6 класса Святохин Антон. (Слайды 15). Он представлял на конкурс 2 работы. Одна из них в настоящее время хранится в школьном музее, а вторая при содействии иеромонаха Игнатия представлена в этом году на Рождественской выставке в г. Кисловодске.
О сотрудничестве МОУ СОШ № 16 и воскресной школы можно говорить много, но хочется отметить участие Сулимкиной Дарьи во II Фестивале православной молодежи Ставрополья “Светлый ангел”, организованный Ставропольской и Владикавказской епархией. (Слайды 16)
За исследовательскую работу об истории церкви села Казьминское на этом Фестивале ученица 11 класса награждена дипломом II степени в номинации “Смирением возвышаемый”.
И в завершении своего выступления хочется подчеркнуть, что единственным и главным социальным институтом, который может и должен выполнять роль воспитателя подрастающего поколения XXI века, является школа в содружестве со всеми организациями, способствующими личностному развитию. (Слайды 17)
В результате такой работы повышается нравственно-эстетическая культура учащихся, формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства, вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей.