Цели урока:
- показать тайные общества декабристов,
- вскрыть причины выступления декабристов,
- путем анализа основных положений программ декабристов выявить наиболее преемственную программу для России,
- определить причины поражения.
- способствовать развитию информационной культуры учащихся,
- познакомить их с возможностями персонального компьютера.
- воспитывать уважение к истории России.
Эпиграф к уроку:
О, родина-мать, чтоб рабство попрать,
Восстань на трон, восстань на царей.
За правду свою, за доблесть в бою,
За вольный труд твоих детей…..(Из стихотворения П.И. Пестеля)
Оборудование:
- Компьютер и проектор
- Видеофильм “Звезда пленительного счастья”
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Презентация состоит из слайдов. По ходу на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.
План урока
- Введение.
- Основная часть урока:
- Особенности декабристского движения
- Первые общества декабристов
- Сравнительная характеристика программ тайных обществ
- Декабристы на Сенатской площади
- Причины поражения декабристов
- Историческое значение выступления декабристов
- Заключительная часть урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Вводное слово учителя
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства.
Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.
Декабристы не опирались на какой-либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.
Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества.
Слайд № 1 Особенности декабристского движения
- Первые носители освободительных идей – дворяне
- Высокие моральные качества передовой части дворянства
- Декабристские организации состояли из офицеров
- Декабристы не опирались на поддержку народа
- Первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия
- Вопросы классу
- Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 г.
- Что на ваш взгляд способствовало возникновению тайных обществ в России после Отечественной войны 1812 г.?
Вывод: Александру 1 под давлением большей части дворянства, под страхом народных выступлений пришлось отойти от своих либеральных планов. Александр 1 говорил:
“Когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце как десятипудовая гиря; от этого я устаю”
Слайд № 2 Причинами движения декабристов
(сравнивается с работой, выполненной учителем и учениками).
- Либеральные традиции русской общественной жизни
- Война 1812 г. и заграничные походы 1813-1814 г.г. (рост политического самосознания)
- Революционное движение в других странах и идеи европейского просвещения
Вывод
Кризисные явления нарастали во всех общественных сферах государства.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ
Работая в паре, учащиеся характеризуют первые тайные общества по плану:
(Работа с учебником с. 45) 5 мин.
1. Руководители организации
2. Цели, задачи организации
(Сравнивается с работой, выполненной учениками)
Слайд № 3 “Тайные общества в России”
Союз спасения
1816-1817 г.г
Союз благоденствия
1818-1821 г.г.
Слайд № 4 Характеристика общества “Союз
спасения”
Слайд № 5 Характер организации “Союз благоденствия”
- Более открытое общество, 200 членов.
- Ставило целью пропаганду и просвещение
Слайд № 6 Устав “Союза спасения”
Разработанная программа отсутствовала
- Введение конституции
- Уничтожение крепостного права.
- Существовал проект цареубийства
Слайд № 7 Программа “Союза благоденствия”
- Устав: “Зеленая книга”.
- Формирование передового общественного мнения, распространение нравственности, просвещения.
- Развитие благотворительности, смягчение нравов
- В перспективе – введение конституции, равенства граждан перед законом, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений.
Учитель. В 1821 г. тайный съезд “Союза благоденствия” в Москве объявил организацию распущенной. Так как правительство реформы не проводит. Руководители движения хотели отсеять колеблющихся и случайных людей и погасить подозрение уже осведомленного правительства, через поступившие доносы организовать новое законспирированное общество, способное к более решительным действиям.
В 1821 – 1822 г.г. возникло два новых общества
Северное – в Петербурге, во главе – Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Евгений Оболенский, К. Рылеев, А. Бестужев.
Южное – в армейских частях, расквартированных на Украине, во главе - Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин
Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями.
Учитель: Изучение программных документов декабристов (работа с документами по плану) проводится, в малых группах в течение 5 минут, обсуждение, планирование ответа – 3 минуты.
Ответы учеников уточняются, проверяются по слайду
Слайд № 8 Программа Северного общества
Конституция Н.М. Муравьева.
- Россия – федерация
- Император – исполнительная власть
- Конституционная монархия
- Двухпалатный парламент – законодательная власть
- Должности – выборные
- Отмена крепостного права (но основная масса земли у помещиков)
- Равенство всех перед законом, уничтожение сословий, введение гражданских прав
Слайд № 9 Программа Южного общества “Русская правда” П.И. Пестеля
- Единая неделимая республика
- Однопалатное Народное вече – законодательная власть
- Державная дума – исполнительная власть
- Верховный собор – контролирующая
- Отмена крепостного права (разделение земель на общественную и частную)
- Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод
По итогам работы обобщающая беседа по вопросам:
- Сравните проекты государственного и общественного устройства по “Конституции” Муравьева и “Русской правде” Пестеля. Укажите их сходство и различия.
- Какое значение имели эти программные документы для развития общественного мнения?
- Многие ученые считают, что введение в жизнь данных программ способствовало бы развитию буржуазных отношений. Подтвердите это мнение.
- Какой проект на ваш взгляд был более приемлем для России?
Группа, подготовившая рассказ о ходе восстания отчитывается о проделанной работе (используется видеофильм “Звезда пленительного счастья)
1) План восстания
2) Декабристы на Сенатской площади.
3) Восстание Черниговского полка (Карта)
Учитель: В историографии есть несколько мнение о выступлении декабристов: выступление декабристов это военная революция, восстание,
П.Н. Зырянов характеризует как ненасильственное по форме и чисто нравственное по содержанию.
Выслушивается мнение учащихся:
1) Как вы думаете, было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или мирным актом гражданского неповиновения
2) Могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 г.?
Группа аналитиков рассматривает вопросы:
1) о причинах поражения и историческом значении выступления декабристов
2) историческое значение движения декабристов
Аналитики подготовили слайды
Слайд № 10 Причины поражения декабристов
- Узкая социальная база, ориентация на заговор
- Недостаточная конспирация
- Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших
- Неготовность большей части общества к ликвидации самодержавия и крепостничества
Слово учителя: Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением 19 в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность. Направить все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как Пушкин, Грибоедов и другие.
Слайд № 11 Историческое значение выступления декабристов
- Первое в России движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу и открыто выступило против самодержавия
- Явилось началом революционного движения в России
- Домашнее задание п. 6 с. 45, п. 7 по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулина “История государства и народов России” 8 класс.
Устный ответ на вопрос: Попробуйте предположить, по какому пути развития могла бы пойти Россия в случае реализации:
А) программы Пестеля
Б) программы Муравьева
Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
Допустил ошибки – 7-8 баллов.
Не справился – 4-6 баллов
Как работала подгруппа, учебная пара?
Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 баллов
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 6 баллов
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось?
Итог урока. Благодарность ученикам за активную, интересную работу на уроке.
Примечание: Презентацию к работе, можно получить у автора.