В пору глобальных перемен в российской системе образования былое однообразие сменилось возможностью выбора школьных программ. Одно из направлений современного вариативного образовательного пространства России - дидактическая система академика Леонида Владимировича Занкова выдающегося ученого, сочетавшего в себе знания и талант психолога, дефектолога, педагога. Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Асмолов назвал Л. В. Занкова первопроходцем в создании систем развивающего обучения. Между тем, его жизнь в науке была нелегкой: лабораторию закрывали, печатные работы предавали забвению. Дидактическая система Л. В. Занкова долго прокладывала путь к сердцам учителей. Споры о ней не утихают и сегодня, несмотря на то, что у ученого немало сторонников и последователей. Очень часто негативно говорят о системе те, кто с ней мало знаком.
Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а, прежде всего, их существенные, взаимообусловленные связи. На их раскрытие и нацеливается мысль ребенка. Процесс развития младших школьников в системе Л.В.Занкова ни как нельзя рассматривать ограничившись рамками одного какого – нибудь учебного предмета. Только комплексный подход – через все учебные дисциплины обеспечивает хороший результат.
Система общего развития доказала свою целостность в условиях четырехлетней начальной школы. Сейчас разработаны и рекомендованы Министерством образования РФ учебно-методические комплекты по всем образовательным областям. Практика подтвердила высокую эффективность системы в новых педагогических условиях, поскольку ее цель – достижения оптимального общего развития каждого ребенка - совпадает с основной целью модернизация образования – построение личностно ориентированной развивающей модели школы.
Она дает учителю теорию и технологию развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
Внедрение дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова в образовательную среду Кабардино – Балкарской республики имеет долгий своеобразный, тернистый путь. История организации работы ведет отсчет с 19977 года, когда в Нальчике началась экспериментальная работа. В ней участвовали учителя городских школ № 4, 7, 11. Нам повезло что, мы встретились с В.С.Лаврентьевой, которая рассказала нам об этой системе, давала первые консультации. Валентина Сергеевна была просто влюблена в эту систему и зажигала огонек в наших сердцах. В первые годы эксперимента на базе наших городских школ проходили практические семинары, учителя обменивались мнениями. Сотрудники лаборатории из Москвы посещали и анализировали уроки наших учителей начавших работать по новой системе. Мы очень гордились тем, что были причастны к чему-то важному, к коллективу единомышленников. Очень дорого было для наших учителей внимание лаборатории, которой тогда еще руководил умный и душевно богатый человек – Л.В.Занков. Мы с нетерпением ждали отзывы и отчеты о ходе нашей работы по системе – там же были и замечания и одобрения. После смерти Л.В.Занкова, лаборатории не стало. Учителя – занковцы, мы уже так называли себя, стали разыскивать друг – друга по газетам, связывались с авторами учебников и путеводной звездой в этом стала Краснова М.И. (тогда я была студенткой Тульского педагогического института), где она была деканом. Благодаря этому система жила. А в Кабардино-Балкарии заслуга сохранения и развития дидактической системы в образовательном пространстве республики в то нелегкое время во многом принадлежит группе учителей – занковцев подвижников преданных и влюбленных в систему, среди них была и автор этих строк. С 1991 года началась, массовая апробация системы Л.В.Занкова во всех школах Кабардино-Балкарской республики включая и сельские. Учителя потянулись к ней. Расширение числа желающих работать по системе вызвало необходимость открыть центр развивающего обучения по дидактической системе академика Л.В.Занкова при ИПК в городе Нальчике ректором, которого в то время являлся доктор педагогических наук А.Х.Загаштоков. Руководить центром было мне Керженцевой Анне Владимировне, в его состав вошли учителя – занковцы. Хотелось бы с благодарностью отметить, что на помощь нашему центру пришла научно-исследовательская лаборатория “Школа Л.В.Занкова” Тульского ИПК. Туляки помогли приобрести методическую литературу и учебники. Центр ставил перед учителями задачу изжить формализм в преподавании, гуманизировать процесс обучения и воспитания в школе, поднять общую культуру педагогического труда. Учителя –занковцы много работали над собой, творчески подходили к каждому уроку в отдельности. Ежегодно в центре были организованы курсы повышения квалификации для работающих учителей, где рассматривались различного рода вопросы практического и теоретического плана. В работе курсов по подготовке учителей начальных классов в первые годы принимала участие к.п.н. Краснова М.И., которая являлась у нас научным руководителем центра. С помощью курсов наши учителя каждый на своем уровне познали сущность дидактической системы, преодолевая трудности перехода от традиционной системы, ломку привычных психологических установок. А.Х.Загаштоков, стоявший у истоков создания центра говорит: “ Было время – мне как ректору Института повышения квалификации учителей республики приходилось неоднократно доказывать актуальность создания центра Л.В.Занкова, но время все расставило на свои места. С гордость я могу заявить, открытие Центра явилось своевременным внедрением в образовательную среду республики. К системе Л. В. Занкова потянулись учителя сельских школ, где обучение идет на родном и русском языке. Система увлекла их своим доброжелательным отношением к ученику. В практике они встретились еще с одной трудностью дети плохо владели русским языком. Им было трудно понять учителя, особенно на уроках литературного чтения, окружающего мира. Учебники были на русском языке!!! Дети не понимали значения многих слов. Тогда наш Центр задумался как помочь учителю!? Желающему реализовать систему Л.В.Занкова. много было мнений. Даже Министерство образования и науки КБР решилось на такой шаг, как перевести учебники на родной язык. Это свершилось, но проблема осталась. Центр предложил учителям сельских школ другой вариант выхода из ситуации. Первый год обучения (подготовительный класс) детей шестилетнего возраста учителя готовили к работе по новой системе по учебникам национальной школы. Говорили с ними на русском языке, изучали буквы, звуки, акцентировали внимание на развитии речи. На уроках математики осваивали счет в пределах десяти, учились по новому строить уроки старались чтобы процесс познания шел от детей. А уже в первом классе учителя и школьники полностью были готовы обучаться по учебникам системы Л.В.Занкова, изданные на русском языке. Имея резерв времени, (за счет того, что с буквами были знакомы с подготовительного класса) азбуку изучали быстро и переходили к учебнику русский язык раньше и изучали русский язык и литературное чтение не торопясь. В процессе последующих лет обучения младших школьников учителя национальных школ продолжали изучать русский язык имея к этому времени уже какой –то фундамент знаний. Ученики занковских классов сельских школ не выглядели хуже городских в общем развитии, что подтверждали тесты и анализы контрольных работ. Сейчас в нашей республике по системе Л.В.Занкова работают учителя в Терском, Черекском, Эльбрусском районах, а так же городах Прохладный, Майский, Терек. Число работающих приближается к двуустам. Оказывая методическую помощь учителям занковцам сельских школ центр не только ведет учет ( кто где работает) но и выезжает в районные школы республики, проводит консультации на местах, разъясняет учителям общие психолого-педагогические особенности системы, в то же время очень важные и волнующие вопросы построения обучения. К ним относятся анализ содержания и построения учебников в этой системе и их роли в решении задачи общего развития учащихся. Не всякая система обучения изначально заботится, о том, как чувствует себя в ней слабый (не очень одаренный) ребенок. Очень важен взгляд Л. В. Занкова – дефектолога, психолога, педагога на эту проблему. В его дидактике ничто не может быть так значимо для результативности учебного процесса, как интерес к учению всех детей. На уроке не должно быть места целям, "чуждым" ученику. Задачу развития ребенка в процессе его обучения, Занков ставил на первый план. Сельские учителя с большим желанием относятся к работе по системе Л.В.Занкова. Они о системе говорят так:
“За системой - будущее, она заставила пристально наблюдать за развитием каждого ребенка, больше знать, вглядываться в жизнь детей, понимать их психологию”.
“Система Л.В. Занкова открыла нам глаза. Она внесла изменения во взаимоотношения с учащимися. На неудачи в учении мы теперь смотрим не как на вину ученика, а как на его временные затруднения”.