Организационный момент. Положение о проведении конкурса (см. Приложение), представление жюри, жеребьевка для 1 конкурса “Домашнее задание”.
Задание №1 “Домашние задание” (в конкурсе может участвовать весь класс).
В соответствии с результатами жеребьевки команды проводят представление богатырей, костюмов и легенд (максимальная оценка – 5 баллов). Время выполнения конкурса – до 5 минут.
Задание №2 “Знакомые все лица” (конкурс для красна девиц).
Девицам необходимо из предложенного перечня героев указать имена русских богатырей (за каждое правильно указанное имя – 1 балл). Время выполнение конкурса – 1 минута.
Илья Муромец | Соловей-разбойник | Добрыня Никитич |
Тугарин | Василий Игнатьевич | Маринка Кайдаловна |
Жидовин | Батыга | Авдотья Рязаночка |
Салтан Салтанович | Костя Новоторженин | Вахрамей Вахрамеевич |
Забава Путятична | Алеша Попович | Волотоман Волотоманович |
имена богатырей выделены жирным шрифтом
Задание №3 “Змей Горыныч” (конкурс для богатыря и дружинников).
В былинах и сказках богатыри часто сражаются не только с людьми, но и с волшебными существами. Сейчас мы их попробуем изобразить. Обозначим дистанцию, которую должны преодолеть наши богатыри. Три человека становятся рядом, им связывают ноги, получается как бы четыре ноги. По сигналу “Змей!” тройка начинает движение к финишу, причем крайние участники должны как бы махать крыльями. Побеждает команда, которая быстрее всех закончит эстафету. Начинаем эстафету по звуковому сигналу. Результаты определяют по количеству набранных командой баллов (I результат – 5 баллов; II результат – 4 балла; III результат – 3 балла и т.п.).
Задание №4 “Танцы, танцы, танцы…” (конкурс для богатырей и красна девиц).
Богатыри не только успевали бороться с волшебными существами, но и активно участвовали в народных праздниках и обрядах. Богатырю и красна девице предлагается исполнить русский лирический танец. Максимальная оценка – 5 баллов.
Задание №5 “Народное слово” (конкурс для богатырей).
Богатырям необходимо собрать пословицу о Родине. Открываем конверты по звуковому сигналу. Время выполнения задания – 2 минуты.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке;
- На родной стороне и камешек знаком;
- Своя земля и в горсти мила;
- Сторонушка и не дальняя, да печальная;
- На чужой стороне и ребенок ворог.
Задание №6 “Кто кого” (конкурс для всей команды).
Конкурс заключается в перетягивании командой каната. По жеребьевке команды встречаются в соревновании попарно, затем сильнейшие – в финале). Начинаем перетягивать канат по звуковому сигналу. Результаты состязания определяется по количеству побед (1 победа – 1 балл, 2 победы – 2 балла и т.п.).
Задание №7 “Скачки” (конкурс для коней).
Аллю'р – способ хода, бега лошади (ша'гом, ры'сью, карье'ром, и'ноходью, гало'пом). Соотнести различные виды аллюра лошади с описанием каждого из них (максимальная оценка – 5 баллов). Время выполнения конкурса – 1 минута.
Вид аллюра | Описание |
1. ша'гом | а) мерно переступая, не бегом |
2. ры'сью | б) способ бега, при котором одновременно выносятся вперед ноги передняя левая и задняя правая или передняя правая и задняя левая |
3. карье'ром | в) самый быстрый конский бег |
4. и'ноходью | г) способ бега, при котором одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые |
5. гало'пом | д) бег, при котором лошадь идет вскачь |
Задание №8 “Ловкая дружина” (конкурс проводится для дружинников).
Дружинникам необходимо умело (ловко) сработать в паре. Один дружинник бросает кольца, а другой с помощью кольцеброса ловит их. Расстояние между дружинниками должно быть 3 метра. Побеждает дружина, которая сможет больше поймать колец.
Задание №9 “Устаревшие слова” (конкурс проводится для коней).
Язык постоянно меняется. Старые, устаревшие слова уходят из лексического оборота. Участникам конкурса – коням, которые разговаривают на своем (лошадином) языке будет, наверное, проще определить значение предложенных устаревших слов. Для конкурса приглашаются кони. Вам необходимо соотнести устаревшие слова и их значение. Время выполнения конкурса – 1 минута.
Устаревшее слово | Значение |
бурна'стый | рыжий |
кау'рый | светло-бурый, впрожелть |
крякови'стый | крепкий |
мумрены'й | замурованный |
червле'ный | красный |
ярый | белый, чистый |
Задание №10 “Древнерусский язык” (конкурс для красна девиц).
Девицам необходимо выразительно прочитать отрывок из былины “Алеша Попович и Тугарин” и записать его перевод на современный язык. Время на подготовку – 5минут.
Задание №11 “Попади в цель” (конкурс для богатыря и дружинников).
Участникам команды необходимо с определенного расстояния (например, 3 метра) поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки. Победитель этапа определяется по сумме набранных командой баллов (I результат – 5 баллов; II результат – 4 балла; III результат – 3 балла и т.п.).
Псни собранныя П.Н.Рыбниковымъ/Подъ редакцiей А.Е. Грузинскаго.
– Изданiе фирмы “Сотрудникъ школъ”. М. – 1909. – С.172-173.
Задание №11 “Сделал дело – гуляй смело” (конкурс для всей команды).
Часто богатыри бывали на княжеском пиру. Посмотрим, как наши богатыри вместе со своей командой смогут показать себя за столом. К сожалению, времени на еду отводится мало, поэтому команде необходимо как можно скорее “управиться со столом”. Напоминаем, что коня нужно кормить. Побеждает та команда, которая быстрее всех оставит стол чистым. Жюри имеет право давать штрафные балы за беспорядок. Начинаем трапезу по звуковому сигналу. Количество баллов, полученное командой, определяется по времени выполнения задания (I результат – 5 баллов; II результат – 4 балла; III результат – 3 балла и т.д.).
Рисунки (Приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении спортивно-творческого праздника “Богатырские бои” среди учащихся 7 классов
Цели и задачи:
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувств подростков.
Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие команды от каждого класса в составе:
- Богатырь
- Дружинники (2 человека)
- Красна девица
- Конь
Порядок проведения конкурса:
Команда выполняет ряд заданий, установленных конкурсом. Домашнее задание для команды: костюм, легенда о богатыре (можно использовать былины). Домашнее задание для богатыря и красна девицы выучить русский лирический танец.
В перерывах между состязаниями могут быть организованы дополнительные игры-соревнования для болельщиков.
Оценивает конкурс жюри в соответствии с критериями оценки.
Критерии оценки:
- Соответствие тематике
- Оригинальность
- Оформление
- Костюмы
- Результативность выполнения заданий (быстрота, ловкость, сила, интеллектуальный потенциал и пр.).
Жюри конкурса:
Администрация школы, старшие вожатые, руководители танцевальных коллективов школы, учителя русского языка и литературы.
Награждение:
В конце конкурса жюри подводит итоги. Победители награждаются почетными грамотами и памятными подарками, участники конкурса – сувенирами.