Разработка интегрированного урока (английский + французкий языки)

Разделы: Иностранные языки


 

Введение

Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока (английский, французский языки) в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП). Технологию разработали американские ученые и преподаватели Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл.
Хочется сказать несколько слов об истории появления данной технологии в России. В 1997 году в рамках международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» 25 российских учителей из 5 городов были приглашены американским институтом «Открытое общество» на обучающие семинары. С тех пор многие учителя применяют эту технологию.
Данная технология позволяет решать задачи:

  1. Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  2. Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  3. Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  4. Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков.

Технология является универсальной, «надпредметной», в ее основе лежит трехступенчатая базовая модель. Дидактический цикл урока состоит из трех взаимосвязанных этапов: вызов (evocation) — осмысление (realization of meaning) —рефлексия (reflection).
Можно представить модель построения уроков в технологии РКМЧП следующей таблицей:


Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным текстом

Дискуссия

Урок-исследование

Вызов

Мозговой штурм
Ключевые слова
Кластер

Мозговой штурм

Вопросы

Парная мозговая атака

Осмысление

Таблица ПМИ

(Плюс/Минус/Интересно)

Чтение с остановками

Перекрестная дискуссия (поиски аргументов «за» и «против»)

Заполнение таблицы
З-Х-У

(Знаю/Хочу узнать/Узнал)

Рефлексия

Возвращение к кластеру
Концептуальная таблица

Кластер

Эссе

Дальнейшее целеполагание


Данная технология обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В сотрудничестве учителя и учащихся удается значительно увеличить время устной практики каждого ученика на уроке, дать возможность каждому ребенку сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.
В рамках данной технологии авторы проводят уроки иностранного языка и интегрированные уроки. Материалы одного из таких уроков предлагаются ниже. Данный урок рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательной школы.


План открытого урока иностранного языка
(английский + французский языки)

Тема урока:

«Мечты и планы на будущее»

Цель урока:

Сформировать коммуникативные и грамматические навыки, отработать лексические единицы и речевые обороты по данной теме.

Рабочие материалы к уроку:

Распечатки диалогов на 2-х языках (Приложение 1).
Концептуальные таблицы для индивидуальной работы учащихся с диалогом (Приложение 2).
Рисунок на доске — кластер.
Рисунки и фотографии (для стадии вызова)

Ход урока


1. Стадия вызова.

На доске расположены рисунки и фотографии, изображающие известных людей и достопримечательности Англии и Франции.
Вопрос: О чём, по вашему мнению, мы сегодня будем говорить?
Как только прозвучали слова планы, мечты, учителя на двух языках на доске формируют кластер в виде дерева. Используя приём «мозговой штурм», «ключевые слова» учащиеся перечисляют понятия связанные с темой урока.

2. Стадия осмысления.

    1. Чтение двуязычного диалога, заполнение концептуальной таблицы.
    2. Обсуждение результатов работы с таблицей.
    3. Дополнение кластера (примерный вид кластера представлен на Рисунке).

Примечание:

Для перехода к стадии рефлексии необходимо повторить грамматику, используемую в исходном тексте: в английском языке – Second Conditional, во французском языке – Conditionnel Present.

3. Стадия рефлексии.

Ученики работают в парах, обыгрывая данную тему в своих диалогах.
Желающие от каждой пары рассказывают группе о мечтах и планах на будущее своего собеседника.

4. Подведение итогов работы на уроке и домашнее задание.

Учителя объявляют, что оценка за работу над данной темой будет
критериальной, т.е. оцениваются три вида речевой деятельности: чтение,
говорение, письмо (домашнее задание).

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать письмо зарубежному другу, пригласить его в Москву, узнать о его планах и мечтах, давая совет, что стоит посмотреть. В письме необходимо использовать материал урока.

Литература:

  1. Д. Клустер, «Что такое критическое мышление», газета «Русский язык», 2002, № 29.
  2. И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, «Критическое мышление: технология развития», СПб, 2003.
Fran Linley et al., “Snapshot” Pre-Intermediate, Pearson Education Ltd,