Тема: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова»
Цели урока:
Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, поэзии, к природе.
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Оборудование:
- видеозапись «Времена года»;
- пейзажи осенней природы;
- карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2007.
Ход урока
I. Организационный момент
- Дорогие ребята! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не пугает и не смущает. Не волнуйтесь.
- Будем внимательными на уроке?
- Будем активными?
- Будем быстро, красиво писать?
- У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.
II. Чистописание
- Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.
- Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквой, которая у вас на столе. (д, т, в, л)
- Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.
- С какими буквами вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.
- Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли именно буквы – д, т, в, л?
(в словах могут обозначать непроизносимый согласный звук)
На доске: [д], [т], [в], [л]
III. Целеполагание
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
На доске: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.
IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)
- Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.
(Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)
Зеленый кружок – я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
Желтый кружок – на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный кружок – задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
№ п/п |
Вопросы |
Самоконтроль |
Оценка группы |
1 |
Какие согласные звуки называются непроизносимыми? |
|
|
2 |
Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? |
|
|
3 |
Когда непроизносимый согласный звук четко слышится в слове? |
|
|
4 |
Всегда ли в словах, в которых есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, один из них не произносится? |
|
|
5 |
Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук? |
|
|
6 |
Всегда ли можно подобрать проверочные слова? |
|
|
7 |
Напишите одно слово, чтобы в нем был непроизносимый согласный звук, который на письме обозначается той буквой, которую вы писали на чистописании. |
|
|
Ответы:
1 – стр.59
2 – стр.61
3 – стр.61
5 – стр.61
6 – стр.64
На доске:
|
|
|
V. Творческая работа
1. Вступительная беседа
- Стоит прекрасное время года – осень. Осень – замечательный художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные предметы и явления в сказочные картины. Ее красота вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.
Издавна человек стремился запечатлеть невечные картины живой природы, сохранить для себя и других свои знания об окружающем его мире.
Видеозапись «Времена года». Природа осенью.
2. Минутка поэзии
- У вас была возможность найти стихотворения русских поэтов об осени. Пожалуйста, кто желает прочитать наизусть понравившиеся отрывки?
- А.С.Пушкин очень любил осень. И посвятил ей много своих произведений.…Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…- Какое чувство, настроение вызывает у вас это время года?
- Вы поделились своими интересными мыслями, своими чувствами. Я тоже хочу поделиться своими чувствами.
Осень вызывает грустные чувства и печальное настроение.
- Давайте запишем это предложение. Пока в тетради пропустим одну строчку, я позже скажу, зачем мы это сделали. (Ученик комментирует запись предложения)
- Какие слова с непроизносимыми согласными в этом предложении?
Динамическая пауза
3. Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради продолжаем писать второе предложение.
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья. |
радостное |
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо. |
ужасная |
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой весны. |
небесный |
Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Скоро все вокруг покроет очаровательное снежное покрывало. Природа напевает прощальную тихую мелодию. |
чудесный |
- Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. Каждый ученик по одному слову.
- Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, сто у нас получилось. Первое предложение читаю я. А потом помощники читают свои предложения.
- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете?
(Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)
- Вы уже догадались, для чего мы пропустили строчку?
- Как можно озаглавить текст? Посмотрите на предлагаемые варианты.
Золотая осень.
Поздняя осень.
Ранняя осень.
- Объяснить, что значит «золотая осень»? А как называют раннюю осень (Бабье лето)
- Тема урока непроизносимые согласные звуки в корне слова. Эта орфограмма встретилась в заглавии? Как проверить слово поздняя? Запишем на первой пропущенной строчке заглавие.
VI. Итог урока
- Что было трудным на уроке?
- А что интересным?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте красные листья. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
№ п/п |
Вопросы |
Самоконтроль |
Оценка |
1 |
Объясняю, какие согласные звуки называются непроизносимыми |
|
|
2 |
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов |
|
|
3 |
Знаю словарные слова |
|
|
4 |
В группе помогал подбирать слова-синонимы для текста |
|
|
5 |
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы |
|
|
- Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?
Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!