Урок русского языка 3-м класса, (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова"

Разделы: Начальная школа


 

Тема: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова»

Цели урока:

Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, поэзии, к природе.

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование:

  1. видеозапись «Времена года»;
  2. пейзажи осенней природы;
  3. карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2007.

Ход урока

I. Организационный момент

- Дорогие ребята! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не пугает и не смущает. Не волнуйтесь.
- Будем внимательными на уроке?
- Будем активными?
- Будем быстро, красиво писать?
- У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.

II. Чистописание

- Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.
- Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквой, которая у вас на столе. (д, т, в, л)
- Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.
- С какими буквами вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.
- Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли именно буквы – д, т, в, л?

(в словах могут обозначать непроизносимый согласный звук)

На доске: [д], [т], [в], [л]

III. Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

На доске: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)

- Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.

(Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)

Зеленый кружок – я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
Желтый кружок – на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный кружок – задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


п/п

Вопросы

Самоконтроль

Оценка группы

1

Какие согласные звуки называются непроизносимыми?

 

 

2

Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

 

 

3

Когда непроизносимый согласный звук четко слышится в слове?

 

 

4

Всегда ли в словах, в которых есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, один из них не произносится?

 

 

5

Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук?

 

 

6

Всегда ли можно подобрать проверочные слова?
Запишите словарные слова.

 

 

7

Напишите одно слово, чтобы в нем был непроизносимый согласный звук, который на письме обозначается той буквой, которую вы писали на чистописании.
Сколько в этом слове букв, звуков?

 

 

Ответы:

1 – стр.59
2 – стр.61
3 – стр.61
5 – стр.61
6 – стр.64

На доске:

праздник
лестница
чувство

V. Творческая работа

1. Вступительная беседа

 - Стоит прекрасное время года – осень. Осень – замечательный художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные предметы и явления в сказочные картины. Ее красота вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.
Издавна человек стремился запечатлеть невечные картины живой природы, сохранить для себя и других свои знания об окружающем его мире.

Видеозапись «Времена года». Природа осенью.

2. Минутка поэзии

- У вас была возможность найти стихотворения русских поэтов об осени. Пожалуйста, кто желает прочитать наизусть понравившиеся отрывки?
- А.С.Пушкин очень любил осень. И посвятил ей много своих произведений.

…Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

- Какое чувство, настроение вызывает у вас это время года?
- Вы поделились своими интересными мыслями, своими чувствами. Я тоже хочу поделиться своими чувствами.

Осень вызывает грустные чувства и печальное настроение.

- Давайте запишем это предложение. Пока в тетради пропустим одну строчку, я позже скажу, зачем мы это сделали. (Ученик комментирует запись предложения)
- Какие слова с непроизносимыми согласными в этом предложении?

Динамическая пауза

3. Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

 - А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради продолжаем писать второе предложение.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

 

радостное
чудесная
ненастные
поздней
яростный

 

 

 

 

В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

 

ужасная
красные
безобразной
прекрасное
звездное

 

 

 

 

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой весны.

 

небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники

 

 

 

 

Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Скоро все вокруг покроет очаровательное снежное покрывало. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

 

чудесный
праздник
поздней
гигантские
окрестность
прелестное
песню

 

 

 

 

 

- Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. Каждый ученик по одному слову.
- Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, сто у нас получилось. Первое предложение читаю я. А потом помощники читают свои предложения.
- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете?

(Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)

- Вы уже догадались, для чего мы пропустили строчку?
- Как можно озаглавить текст? Посмотрите на предлагаемые варианты.

Золотая осень.
Поздняя осень.
Ранняя осень.

- Объяснить, что значит «золотая осень»? А как называют раннюю осень (Бабье лето)
- Тема урока непроизносимые согласные звуки в корне слова. Эта орфограмма встретилась в заглавии? Как проверить слово поздняя? Запишем на первой пропущенной строчке заглавие.

VI. Итог урока

- Что было трудным на уроке?
- А что интересным?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте красные листья. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

№ п/п

Вопросы

Самоконтроль

Оценка
учителя

1

Объясняю, какие согласные звуки называются непроизносимыми

 

 

2

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

 

 

3

Знаю словарные слова

 

 

4

В группе помогал подбирать слова-синонимы для текста

 

 

5

Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

 

 


- Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?

Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!