Цели:
- познакомить учащихся с традицией театральных представлений в Древней Греции, связанных с их религией;
- дать представление о видах театральных постановок;
- показать, что театр был для греков школой воспитания высоких гражданских чувств.
Оборудование:
- Доска, оформленная в виде театральной сцены ( занавес, закрывающий боковые края и верхнюю часть доски). На доске эпиграф: “ Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты”.
- Рисунки детей, изображающие сцены из комедии (рисунок 1), трагедии (рисунок 2), театральные маски (рисунок 3).Рисунки 1 и 2 закрыты занавесом.
- Раздаточный материал ( карточки с описанием типов театральных пьес на английском языке).
- Учебник “История древнего мира”, 5 класс (Вигасин, Годер, Свентицкая).
- Сообщения учащихся (об Эсхиле, Эзопе)
Ход урока:
1. Изучение нового материала.
А) Возникновение театра (объяснение учителя).
Все мы любим театр, но не все знают, что произошел театр в Древней Греции. Сегодня нам предстоит приоткрыть занавес в этот удивительный мир-театр.
С незапамятных времен по Греции ходили сочинители песен и поэм, которые исполняли свои произведения под аккомпанемент кифары. Их называли рапсодами. Когда они приходили в селение, то собирали большое количество слушателей. Позже стали появляться люди, которые записывали свои произведения. Нам известны поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.(VIII век до н.э.)
Позже авторы не только описывают события, но и с юмором или иронией относятся к их героям. Один из них – Эзоп (VII век до н.э.)
Сообщение учащегося (приложение 2).(Возможна декламация басни Крылова “Лиса и виноград”).
До сих пор мы говорили об устных сказителях.
Вопрос классу: Как же возникли представления на сцене?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно прочесть в учебнике миф о Дионисе.
(После прочтения дети говорят о праздновании Великих Дионисий, когда люди наряжались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам-сатирам. Они разыгрывали в лицах сцены из жизни Диониса)
Учитель: Да, эти представления возникли из торжеств, воспевающих бога-винодела. Проводились они в декабре, конце января и в марте. На них устраивались соревнования на лучшую песню, которую исполняла группа певцов, называвшаяся хором. В 534г. до н.э. победу в афинских празднествах одержал жрец Феспид, который придумал замечательную новинку. Он ввел исполнителя, который обменивался репликами с руководителем хора, и это был первый актер и первый диалог в истории театра.
Это были первые театральные представления.
Б) Здание театра. (Эвристическая беседа).
Задание классу:
Прочтите в параграфе 39 пункт 1 на стр.179-180 информацию о здании театра и запишите в тетрадях из каких частей состояло здание театра.
Беседа:
Из каких частей состояло здание театра?
Ответы:
- театр - места для зрителей;
- орхестра - круглая площадка, на которой находились хор и актеры;
- скене – постройка, примыкающая к орхестре, где хранятся костюмы.
С конца V века до н.э. строители стали создавать здания театра по всей Греции. Только в Аттике их было больше 10. Все актеры в театре были мужчины и выступали в масках.
В) Виды представлений. (Эвристическая беседа с использованием карточек с текстами на английском языке).
Учитель: У вас на партах лежат карточки с текстами на английском языке. Прочтите их внимательно и переведите. Вы узнаете, какие пьесы ставились на древнегреческой сцене. Опишите их.
Учащиеся рассказывают содержание карточки 1. (Приложение3)
Записываем в тетрадях:
Типы пьес:
Трагедии | Комедии |
Рассказ о доблести и чести, cерьезные, заканчивались гибелью героев | полные клоунских трюков и забавных недоразумений |
Учитель:
Отцом комедии был Аристофан. Он так писал о роли театра:
“Как наставники учат мальчишек уму,
Так людей уже взрослых - поэты”.
Первыми греческими трагиками были:
Эсхил - ввел второго актера Вопрос классу: Что
имел в виду Еврипид Аристофан?
Софокл - ввел третьего актера. Чему учил театр?
Портрет Софокла есть в учебнике на стр. 181.
Сообщение о трагиках (приложение 1).
Г) Работа в группах.
Учитель: Сейчас мы прочтем отрывки из трагедии Софокла “Антигона” (стр. 181-182 учебника) и комедии “ Птицы” (стр.182-183) и вы попробуете показать фрагменты этих пьес, используя реквизит у вас на партах.
Класс делится на две команды. Мальчики-актеры, а девочки помогают им одеться.
Занавес открывается - рисунок 1 - задание для первой команды (комедия)
Рисунок 2 – задание для второй команды (трагедия).
2.Закрепление изученного материала (беседа).
После просмотра сценок:
За что Софокл прославлял человека?
Что вызывает осуждение поэта?
А в чем отличие греческого театра от современного? Есть ли между ними сходство?
Мы говорили, что актеры выступали в масках. Посмотрите внимательно и попробуйте определить к какому типу представлений могут быть использованы эти маски? На доске - рисунок 3.
А чем сейчас заменяются маски?
А вы любите театр?
Какие театры в нашем городе вы посещаете?
Какие постановки вам больше нравятся?
3.Подведение итогов - выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 39, ответы на вопросы.
Рисунок по содержанию любимого спектакля (для выставки ко дню театра).