Урок по истории древнего мира "Древнегреческий театр", 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели:

  • познакомить учащихся с традицией театральных представлений в Древней Греции, связанных с их религией;
  • дать представление о видах театральных постановок;
  • показать, что театр был для греков школой воспитания высоких гражданских чувств.

Оборудование:

  • Доска, оформленная в виде театральной сцены ( занавес, закрывающий боковые края и верхнюю часть доски). На доске эпиграф: “ Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты”.
  • Рисунки детей, изображающие сцены из комедии (рисунок 1), трагедии (рисунок 2), театральные маски (рисунок 3).Рисунки 1 и 2 закрыты занавесом.
  • Раздаточный материал ( карточки с описанием типов театральных пьес на английском языке).
  • Учебник “История древнего мира”, 5 класс (Вигасин, Годер, Свентицкая).
  • Сообщения учащихся (об Эсхиле, Эзопе)

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

А) Возникновение театра (объяснение учителя).

Все мы любим театр, но не все знают, что произошел театр в Древней Греции. Сегодня нам предстоит приоткрыть занавес в этот удивительный мир-театр.

С незапамятных времен по Греции ходили сочинители песен и поэм, которые исполняли свои произведения под аккомпанемент кифары. Их называли рапсодами. Когда они приходили в селение, то собирали большое количество слушателей. Позже стали появляться люди, которые записывали свои произведения. Нам известны поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.(VIII век до н.э.)

Позже авторы не только описывают события, но и с юмором или иронией относятся к их героям. Один из них – Эзоп (VII век до н.э.)

Сообщение учащегося (приложение 2).(Возможна декламация басни Крылова “Лиса и виноград”).

До сих пор мы говорили об устных сказителях.

Вопрос классу: Как же возникли представления на сцене?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно прочесть в учебнике миф о Дионисе.

(После прочтения дети говорят о праздновании Великих Дионисий, когда люди наряжались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам-сатирам. Они разыгрывали в лицах сцены из жизни Диониса)

Учитель: Да, эти представления возникли из торжеств, воспевающих бога-винодела. Проводились они в декабре, конце января и в марте. На них устраивались соревнования на лучшую песню, которую исполняла группа певцов, называвшаяся хором. В 534г. до н.э. победу в афинских празднествах одержал жрец Феспид, который придумал замечательную новинку. Он ввел исполнителя, который обменивался репликами с руководителем хора, и это был первый актер и первый диалог в истории театра.

Это были первые театральные представления.

Б) Здание театра. (Эвристическая беседа).

Задание классу:

Прочтите в параграфе 39 пункт 1 на стр.179-180 информацию о здании театра и запишите в тетрадях из каких частей состояло здание театра.

Беседа:

Из каких частей состояло здание театра?

Ответы:

  • театр - места для зрителей;
  • орхестра - круглая площадка, на которой находились хор и актеры;
  • скене – постройка, примыкающая к орхестре, где хранятся костюмы.

С конца V века до н.э. строители стали создавать здания театра по всей Греции. Только в Аттике их было больше 10. Все актеры в театре были мужчины и выступали в масках.

В) Виды представлений. (Эвристическая беседа с использованием карточек с текстами на английском языке).

Учитель: У вас на партах лежат карточки с текстами на английском языке. Прочтите их внимательно и переведите. Вы узнаете, какие пьесы ставились на древнегреческой сцене. Опишите их.

Учащиеся рассказывают содержание карточки 1. (Приложение3)

Записываем в тетрадях:

Типы пьес:

Трагедии Комедии
Рассказ о доблести и чести, cерьезные, заканчивались гибелью героев полные клоунских трюков и забавных недоразумений

Учитель:

Отцом комедии был Аристофан. Он так писал о роли театра:

“Как наставники учат мальчишек уму,
Так людей уже взрослых - поэты”.

Первыми греческими трагиками были:

Эсхил - ввел второго актера Вопрос классу: Что имел в виду Еврипид Аристофан?
Софокл - ввел третьего актера. Чему учил театр? Портрет Софокла есть в учебнике на стр. 181.

Сообщение о трагиках (приложение 1).

Г) Работа в группах.

Учитель: Сейчас мы прочтем отрывки из трагедии Софокла “Антигона” (стр. 181-182 учебника) и комедии “ Птицы” (стр.182-183) и вы попробуете показать фрагменты этих пьес, используя реквизит у вас на партах.

Класс делится на две команды. Мальчики-актеры, а девочки помогают им одеться.

Занавес открывается - рисунок 1 - задание для первой команды (комедия)

Рисунок 2 – задание для второй команды (трагедия).

2.Закрепление изученного материала (беседа).

После просмотра сценок:

За что Софокл прославлял человека?

Что вызывает осуждение поэта?

А в чем отличие греческого театра от современного? Есть ли между ними сходство?

Мы говорили, что актеры выступали в масках. Посмотрите внимательно и попробуйте определить к какому типу представлений могут быть использованы эти маски? На доске - рисунок 3.

А чем сейчас заменяются маски?

А вы любите театр?

Какие театры в нашем городе вы посещаете?

Какие постановки вам больше нравятся?

3.Подведение итогов - выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 39, ответы на вопросы.

Рисунок по содержанию любимого спектакля (для выставки ко дню театра).

Приложение 4