Единица содержания. Алгоритм сравнения десятичных дробей.
Обучающая цель.
- Повторить правило сравнения натуральных чисел и правило приписывания нулей в конце десятичной дроби.
- Научиться сравнивать десятичные дроби по составленному на уроке алгоритму.
Развивающая цель. Развитие математически грамотной речи. Развитие мышления посредством:
- анализа ( решение незнакомых примеров в группах и выявление в них общего, построение алгоритма на основании выполненных примеров);
- построения аналогий (сравнение натуральных чисел - сравнение десятичных дробей);
- постановки и решения проблемы (логические умозаключения при решении незнакомых примеров и создании алгоритма);
- систематизации ( понимание взаимосвязей в системе сравнения чисел).
Воспитательная цель. Воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, навыков совместной деятельности при работе в группах, умения аргументировать свои действия.
Тип урока. Урок изучения новых знаний.
Этапы урока. Подготовительный этап. Этап усвоения новых знаний и способа действий. Этап первичной проверки понимания. Информация о домашнем задании.
Этап подведения итогов урока и рефлексии.
Граница знания-незнания.
Учащиеся знают и умеют Учащиеся не знают Сравнивать натуральные числа. Знакомы с правилом приписывания нулей в конце десятичных дробей. Алгоритм сравнения десятичных дробей.
Ход урока
Этапы урока, образовательные задачи | Содержание учебного материала | Формы организации обучения | Методы обучения |
Подготовительный этап. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и целей урока. |
Примеры на сравнение натуральных чисел. №1. Сравните числа
Примеры на правило приписывания нулей в конце десятичных дробей. №2. Для чисел (на доске - карточки): 2,7; 0,850; 60,37; 15 выберите равные им дроби среди: 2,700; 0,85; 60,370; 15,0; 2,07; 6,037; 0,8500; 10,5; 2,70; 0,0850; 60,3700; 15,00. |
Фронтальная | Репродуктивный |
Этап усвоения новых знаний и способа
действий. Организация деятельности учащихся по созданию алгоритма сравнения десятичных дробей. Восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала. Правила работы в группах. |
Примеры на сравнение десятичных
дробей. №1. Сравните:
Объясните, как вы действовали. №2. Сравните:
Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали. №3. Сравните:
Объясните, как вы действовали. №4. По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей из предоставленных карточек (на доске). Приведите пример для каждого случая сравнения. Карточки для составления алгоритма: целые части неравные, целые части равные, поставить знак сравнения: > или <, уравнять число десятичных знаков, сравнить дробные части, поставить знак сравнения: = или >, или <. |
Групповая (отчет о работе после каждого примера, составление алгоритма – вся группа у доски) | Частично-поисковый |
Этап первичной проверки понимания. Установление правильности и осознанности усвоения алгоритма сравнения, выявление неверных представлений и их коррекция. |
Примеры на сравнение десятичных
дробей № 1148 (учебник, стр. 257). Сравните:
№ 1153 выполняется самостоятельно (карандашом поставить знаки сравнения в учебнике). Проверка знаков - устно. Ответы:
№ 105 (стр.62 из тетради “Математика 5 класс. Тетрадь №1”, Лебединцева Е.А. и др.). Сравните: а) 2,3 и 3,2 д) 4,2 и 4,195 и) 1,99 и 19,9 б) 23,5 и 23,6 е) 3,4 и 3,40 к) 7,09 и 7,9 в) 4,28 и 4,29 ж) 5,06 и 5,6 л) 1,40 и 1,04 г) 5,3 и 5,29 з) 1,0235 и 1,1 м) 2,531 и 2,5 . Взаимопроверка после обмена тетрадями. Учитель озвучивает правильный вариант решения. |
Фронтальная (запись решения на доске)
Индивидуальная
Индивидуальная |
Репродуктивный |
Информация о домашнем задании. Дифференциация домашнего задания по итогам первичной проверки понимания. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
I вариант д.з. для учащихся, которые
выполнили правильно все три столбика: № 1174, 1178
(г,д,е) – по учебнику. Привести примеры, связанные
со сравнением десятичных дробей из жизни. II вариант д.з. для учащихся, которые допустили ошибки во втором столбике: № 1173, 1174, 1178 (г,д,е). III вариант д.з. для учащихся, которые допустили ошибки в каждом столбике: № 1173, 1178 (г,д,е), 1266. |
Индивидуальная | |
Этап подведения итогов урока и рефлексии. Анализ и оценка работы учащихся на уроке. Формулировка учащимися итогов урока: достижение цели, освоение способа действия при сравнении десятичных дробей. |
Устные ответы учащихся. Заполнение
карточки с незаконченным алгоритмом сравнения
десятичных дробей. _Карточка__________________________________________________ Я, ____________(имя), сегодня на уроке научился (что делать)__________________________________________ Действовать нужно по такому алгоритму: Если _____________части десятичных дробей неравные, то________________________________________ Пример:_________________ Если _____________части десятичных дробей равны, то нужно ( что сделать) _______________________________десятичных знаков. Сравнить(что)__________________________________________ и________________________________________________________ Пример:___________________ |
Индивидуальная | Репродуктивный |
Литература.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 кл.- М.: Мнемозина, 2004.
- Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии “ полного усвоения”. – М.: Дрофа, 2004.
- Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Тетрадь1. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – Центр, 2005.