Урок математики в 5-м классе по теме "Сравние десятичных дробей"

Разделы: Математика


Единица содержания. Алгоритм сравнения десятичных дробей.

Обучающая цель.

  • Повторить правило сравнения натуральных чисел и правило приписывания нулей в конце десятичной дроби.
  • Научиться сравнивать десятичные дроби по составленному на уроке алгоритму.

Развивающая цель. Развитие математически грамотной речи. Развитие мышления посредством:

  • анализа ( решение незнакомых примеров в группах и выявление в них общего, построение алгоритма на основании выполненных примеров);
  • построения аналогий (сравнение натуральных чисел - сравнение десятичных дробей);
  • постановки и решения проблемы (логические умозаключения при решении незнакомых примеров и создании алгоритма);
  • систематизации ( понимание взаимосвязей в системе сравнения чисел).

Воспитательная цель. Воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, навыков совместной деятельности при работе в группах, умения аргументировать свои действия.

Тип урока. Урок изучения новых знаний.

Этапы урока. Подготовительный этап. Этап усвоения новых знаний и способа действий. Этап первичной проверки понимания. Информация о домашнем задании.

Этап подведения итогов урока и рефлексии.

Граница знания-незнания.

Учащиеся знают и умеют Учащиеся не знают
Сравнивать натуральные числа. Знакомы с правилом приписывания нулей в конце   десятичных дробей. Алгоритм сравнения десятичных дробей.

Ход урока

Этапы урока, образовательные задачи Содержание учебного материала Формы организации обучения Методы обучения
Подготовительный этап.

Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и целей урока.

Примеры на сравнение натуральных чисел.

№1. Сравните числа

  • 1378 и 529;
  • 92 и 920;
  • 34568 и 34578;
  • 5701 и 5721.

Примеры на правило приписывания нулей в конце десятичных дробей.

№2. Для чисел (на доске - карточки): 2,7; 0,850; 60,37; 15 выберите равные им дроби среди: 2,700; 0,85; 60,370; 15,0; 2,07; 6,037; 0,8500; 10,5; 2,70; 0,0850; 60,3700; 15,00.

Фронтальная Репродуктивный
Этап усвоения новых знаний и способа действий.

Организация деятельности учащихся по созданию алгоритма сравнения десятичных дробей. Восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала. Правила работы в группах.

Примеры на сравнение десятичных дробей.

№1. Сравните:

  • 2,48 и 4,7
  • 15,01 и 9,345

Объясните, как вы действовали.

№2. Сравните:

  • 4,35 и 4,06
  • 57,8 и 57,3
  • 0,132 и 0,102

Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали.

№3. Сравните:

  • 2,7 и 2,59
  • 60,7 и 60,376
  • 15 и 15,1

Объясните, как вы действовали.

№4. По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей из предоставленных карточек (на доске). Приведите пример для каждого случая сравнения.

Карточки для составления алгоритма: целые части неравные, целые части равные, поставить знак сравнения: > или <, уравнять число десятичных знаков, сравнить дробные части, поставить знак сравнения: = или >, или <.

Групповая (отчет о работе после каждого примера, составление алгоритма – вся группа у доски) Частично-поисковый
Этап первичной проверки понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения алгоритма сравнения, выявление неверных представлений и их коррекция.

Примеры на сравнение десятичных дробей

1148 (учебник, стр. 257).

Сравните:

  • 85,09 и 67,99
  • 55,7 и 55,7000
  • 0,5 и 0,724
  • 0,908 и 0,918
  • 7,6431 и 7,6429
  • 0,0025 и 0,00247

1153 выполняется самостоятельно (карандашом поставить знаки сравнения в учебнике).

Проверка знаков - устно.

Ответы:

  • 21> 18,75;
  • 8,006 < 9,0001;
  • 7,2 < 7,2005;
  • 4,009 > 3,999.

№ 105 (стр.62 из тетради “Математика 5 класс. Тетрадь №1”, Лебединцева Е.А. и др.).

Сравните:

а) 2,3 и 3,2 д) 4,2 и 4,195 и) 1,99 и 19,9

б) 23,5 и 23,6 е) 3,4 и 3,40 к) 7,09 и 7,9

в) 4,28 и 4,29 ж) 5,06 и 5,6 л) 1,40 и 1,04

г) 5,3 и 5,29 з) 1,0235 и 1,1 м) 2,531 и 2,5 .

Взаимопроверка после обмена тетрадями.

Учитель озвучивает правильный вариант решения.

Фронтальная (запись решения на доске)

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Репродуктивный
Информация о домашнем задании.

Дифференциация домашнего задания по итогам первичной проверки понимания. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

I вариант д.з. для учащихся, которые выполнили правильно все три столбика: № 1174, 1178 (г,д,е) – по учебнику. Привести примеры, связанные со сравнением десятичных дробей из жизни.

II вариант д.з. для учащихся, которые допустили ошибки во втором столбике: № 1173, 1174, 1178 (г,д,е).

III вариант д.з. для учащихся, которые допустили ошибки в каждом столбике: № 1173, 1178 (г,д,е), 1266.

Индивидуальная  
Этап подведения итогов

урока и рефлексии.

Анализ и оценка работы учащихся на уроке. Формулировка учащимися итогов урока: достижение цели, освоение способа действия при сравнении десятичных дробей.

Устные ответы учащихся. Заполнение карточки с незаконченным алгоритмом сравнения десятичных дробей.

_Карточка__________________________________________________

Я, ____________(имя), сегодня на уроке научился

(что делать)__________________________________________

Действовать нужно по такому алгоритму:

Если _____________части десятичных дробей неравные, то________________________________________

Пример:_________________

Если _____________части десятичных дробей равны,

то нужно ( что сделать) _______________________________десятичных знаков.

Сравнить(что)__________________________________________

и________________________________________________________

Пример:___________________

Индивидуальная Репродуктивный

Литература.

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 кл.- М.: Мнемозина, 2004.
  2. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии “ полного усвоения”. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Тетрадь1. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – Центр, 2005.