Тема: Наш флаг.
Задачи:
- Научить узнавать флаг своей страны и отличать его от флага других стран.
- Расширить представление детей о родной стране.
- Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России (флаг, герб, гимн).
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Беседа.
- Как называется наша страна?
- Какие народы живут в России?
- Что такое Конституция?
- Какие права и обязанности есть у граждан России?
- Какие символы имеет наша страна?
II. Государственный флаг
1. Раздаточный материал «Узнай флаг своей страны».
Детям выдаются рисунки флагов некоторых стран
(без подписей): России; Франции (продольные полосы
– белая, зелёная, красная); Болгарии
(горизонтальные полосы – белая, зелёная,
красная); Нидерландов (горизонтальные полосы –
красная, белая, синяя).
После того, как дети определят флаг России,
следует назвать и другие страны.
2. История Российского флага.
– Сколько лет нашему флагу? (Ответы детей)
Первый русский флаг.
До XVII века Россия не имела единого
государственного флага. Историю его
возникновения можно проследить со времён царя
Алексея Михайловича Романова, когда в 1668 году на
воду был спущен первый русский военный корабль
«Орёл». Для корабельного флага была закуплена
«киндяк – алая», белая и синяя материя. Возможно,
на выбор Алексеем Михайловичем белого, синего и
красного в качестве русских национальных цветов
повлияло то обстоятельство, что они повторяют
расцветку московского герба: «В червлёном щите
Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в
серебряном вооружении и лазуревой приволоке
(мантии) на серебряном коне, поражающий
дракона».Как бы то ни было, флаг именно этих
цветов был поднят на «Орле». Этот флаг фактически
и был первым русским национальным флагом.
Мы должны гордиться флагом – ему уже более
трёхсот лет! До этого на Руси были знамёна или
стяги.
Знамя – слово славянского
происхождения, происходит от слов знамение, знак,
указывает на того, кому принадлежит.
Флаг – слово голландского
происхождения, означает «корабельное знамя».
Есть специальная наука, занимающаяся изучением
знамён, их историей разновидности –
вексилология.
3. Работа с «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
Флаг – прикреплённое к дереву или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
III. Игра «Выбираем знамя своего класса»
Дети делятся на группы. Каждая группа должна обзавестись собственным знаменем.
Вы должны:
- Выбрать форму знамени.
- Определить, каких цветов (или одного цвета) будет ваше знамя. Если знамя многоцветное, каково будет расположение полос? Что будут выражать эти цвета?
- Будет ли на знамени эмблема? Что она будет означать?
IV. Самостоятельная работа групп
V. Защита знамени
Ученики показывают знамя, рассказывают, что символизирует изображение на нём.
Победителем станет группа, которая интересно представит знамя и разгадает кроссворд.
- Основной закон нашей страны. (Конституция)
- Древнее название знамени на Руси. (Cтяг)
- Первый русский корабль. («Орёл»)
- Народы, населяющие Древнюю Русь. (Cлавяне)
- Имя всадника с копьём, изображённого на гербе России. (Георгий)
- Торжественная мелодия, песня. (Гимн)
- Имя Великого собирателя земли Русской, московский князь ... III, дед Ивана Грозного. (Иван)
VI. Итог
Знамя группы-победительницы станет знаменем класса.