Интеллектуально-развлекательная игра "Удивительный мир животных"

Разделы: Начальная школа


Оформление: фотографии разных животных, выставка книг о животных, слова Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, экран.

Материалы: презентация (Приложение), сигнальные карточки.

Подготовка к игре:

1. Выучить стихотворение «Защитим природу», придумать название команды, эмблему. Нарисовать плакат в защиту природы.
2. В начале игры разыгрывается очередность: команды определяют номер, под которым будут играть во втором туре.

В игре участвуют 3 команды учащихся 3-4 классов. Это познавательно-развлекательная игра, активизирующая интерес учащихся к знаниям. Участники игры учатся работать в команде, показывают знание животного мира, получают новую информацию, проявляют умение размышлять логически и творческие способности.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я руда приветствовать вас. Сегодня собрались те, кому интересен животный мир. В нашей игре примут участие 3 команды:…….
Позвольте представить членов жюри: …
Прежде, чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить ваше внимание на оформление зала и выставку книг. Все они о живой природе.
На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает им удивляться. Ведь они такие интересные, забавные эти животные. Животные нас кормят и одевают, помогают преодолевать расстояния. И, в конце концов, просто живут рядом с нами и радуют своим присутствием.

Первый тур. Разминка

Первой отвечает команда, которая подает сигнал раньше.

  • Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
  • В озере Байкал водится только одно млекопитающее животное – это… (нерпа).
  • Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба)

Второй тур. «Интеллектуальный тир»

Я приглашаю вас, ребята, в тир. Только это не обычный тир, а интеллектуальный, то есть оружием будут здесь ваши знания и кругозор. На каждый вопрос вы должны дать 5 ответов и тогда «попадете» в «яблочко» – круг  с цифрой 5, а если дадите 4 ответа – то «попадете» в круг с цифрой 4 и т. д. Номер вопроса команда выбирает сама.

  1. Кто был няньками у глупого мышонка в сказке С.Я. Маршака? (Утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.)
  2. Назовите друзей Вини-Пуха. (Например, Пятачок, Ослик Иа-Иа, Сова, Кролик, Кенга, Тигра.)
  3. Какие птицы улетают от нас в теплые края осенью? (Например, утки, гуси, журавли, ласточки, лебеди и др.)
  4. Какая рыба водится в озере Байкал? (Например, омуль, хариус, осетр, голомянка, таймень, окунь, щука и др.)
  5. Назовите животных, которые обитают в нашей тайге? (Например, лиса, медведь, соболь, белка, рысь и др.)
  6. Назовите песни (можно первую строчку), в которых упоминаются животные. (Например, «Пропала собака», «Если с другом вышел в путь», «Раз морозною зимой», «В лесу родилась елочка» и др.)

Третий тур. «Поиграем»

Игра «Летает – не летает»

Положите руки ладонями книзу на стол. Если я называю того, кто летает, все должны поднять руки, показать. Как летит, и крикнуть: «Летит». А если я назову того, кто не летает, нельзя поднимать руки и надо молчать. Отвечать нужно быстро. Смотрите не ошибитесь. А если кто ошибется,- команда очко потеряет. Начинаем.

  • Летят голуби, синицы, мухи, щуки и стрижи.
  • Совы летят, орлы, аисты, вороны, галки, макароны.
  • Лебеди летят, соколы, цапля и чижи, волки и стрижи.
  • Воробьи, кукушки, пингвины, плюшки и ватрушки.

Четвертый тур.  «Эти забавные животные»

На каждый вопрос дается 4 варианта ответа. Отвечают все команды одновременно, каждая пара участников показывает карточку с номером ответа. Если в команде одна пара участников ответила правильно, команда получает 1 очко, если 2 пары – 2 очка и т. д. Варианты ответов проецируются на экран.

1. «Самая знаменитая птица»

Знаменитых птиц много: и орлы, и соловьи, павлины и страусы. И все-таки, самая знаменитая птица – обыкновенный воробей. Внимание, вопрос: где вначале жил воробей? Именно оттуда он начал свое путешествие по миру.

  • Южная Америка;
  • Европа;
  • Африка;
  • Антарктида.

Слушаем правильный ответ. Африка. Когда жил воробей в Африке, не был так знаменит. Но, отправившись путешествовать по долине Нила, добрался до стран Средиземноморья и с тех пор продолжает путешествовать и удивлять людей своей изобретательностью.

2. «Притворяшки»

Многие из вас знают, что есть животные, которые в минуту опасности могут поменять цвет и сделаться незаметными. А вот маленький хитрый зверек опоссум(вроде енота), как только встретится с противником сильнее себя, сразу притворяется умирающим. И не он один такой в живом мире. Внимание, вопрос: кто из данных животных притворяется в минуту опасности умирающим?

  • заяц;
  • волк;
  • жук;
  • тигр.

Слушаем правильный ответ. Да, каждый спасается, как может. Зайцу помогают быстрые ноги, тигры и волки не только не станут притворяться, но и вступят в борьбу. А вот жук сразу упадет на спинку, сложит лапки и не будет шевелиться. Вот такой он притворяшка.

3. «Попробуй, тронь»

Помните стихотворение Бориса Заходера?

– Что ж ты, еж, такой колючий?
– Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

И, правда, если бы не колючая одежка, не миновать неповоротливому ежу волчьих или лисьих зубов. А с иголками, а их у взрослого ежа почти 16 тысяч, попробуй, тронь. А если нет иголок, то, как защищаться? Внимание, вопрос: Как защищает себя медуза?

  • жалит;
  • ударяет щупальцами;
  • кусает;
  • бьет хвостом.

Правильный ответ. Чем красивее медуза, тем она сильнее жалит, сильнее самого опасного паука и даже скорпиона

Пятый тур «Театральный»

Последнее задание выявит, кто из вас самый внимательный и изобретательный. Давайте все вместе озвучим зимнюю картину. Каждая команда выбирает 2 карточки, на которых указано, кого им нужно озвучить: соловья, кукушку, ворону, дятла, мерзлую ветку, филина, волков.

Ведущий читает текст, дети озвучивают согласно выбранным ролям.

Наступила зима. Теперь только вспоминать можно летние трели соловья (поет соловей) и кукование кукушки (кукует кукушка). Тихо, беззвучно зимой в лесу. В селах и городах можно услышать ворон, дерущихся из-за добычи (каркает ворона).
В сосновом лесу слышно дятла (стучит дятел).
В морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот сломалась мерзлая ветка (хруст). Это пробежал заяц. Где-то закричал филин (кричит филин), завыли волки (воют волки). Выходит, не так уж и тихо в зимнем лесу.

Ведущий: К сожалению, природа нашей планеты нуждается в защите. И в нашей с вами –тоже. В ходе подготовки вы нарисовали плакаты и выучили стихи. Посмотрим и послушаем.

1-й чтец:

Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

2-й чтец:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется снами рядом.

3-й чтец:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Тихо здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.

Все:

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Подведение итогов

Использованная литература

  1. В. Радостева. Эти забавные животные/ Начальная школа, 2000г. №26.
  2. Копилка игр Сибирячка. Составитель С.Н. Асламова, Иркутск, 1995г.