Цели:
- Закреплять учебные навыки в написании и объяснении раздельного и слитного написания НЕ с глаголами.
- Развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил, зрительное внимание при списывании с текста.
- Коррекция зрительной памяти на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления.
- Воспитывать самооценку у учащихся.
Оборудование:
- записи на доске,
- мультимедиа-карточки с заданиями,
- дифференцированные (вариативные) карточки с заданиями,
- памятки,
- схемы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте слова. Вместо вопросительного знака поставьте подходящие буквы. Ответ обоснуйте, докажите.
Зима – с. (сущ-е) Отъехал – е. (ед.ч.) Зимний – п. Добывали – м. Зимует -? Отнесла -?
Рисует – н. (наст) Пишется – 3. (3л.) Сорил – п. Смеяться – н. Высмотрит – ? Мыться – ?
Что повторили этим заданием? (части речи, как изменяется глагол). За выполненное задание берут: красный кружок – всё знаю, синий – что-то забыл, жёлтый – плохо помню.
II. Повторение.
1. Дата, классная работа.
2. Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети. Давайте их прочитаем. (На экране)
Ты не дадашь, а я возьму.
Я как только лягну, так и вижу сон.
Ну тогда я сядаю и заплакаю.
- Подумайте, что здесь неправильно. (Неправильно произносятся глаголы)
3. Я вам предлагаю сейчас записать все глаголы правильно.
Не дашь, возьму, лягу, сяду, заплачу.
Проверка: прочитайте предложения с правильными глаголами.
- Почему слово “ЗАПЛАЧУ” написали с У?
- Какое правило можно вспомнить в слове “НЕ ДАШЬ”?
Берут кружки те, кто отвечал.
4. Определите лицо у глаголов, которые вы выписали.
Проверка: проверьте себя сами. (На экране)
Берут кружки.
5. На какие группы можно разбить эти глаголы? (по лицам, по положительному и отрицательному смыслу)
- Зачитайте глаголы, которые носят положительный смысл. Почему вы так считаете? (действия осуществляется, происходит)
- Какой смысл придаёт глаголу частица “НЕ”? (отрицательный) Почему?
- Как пишется частица “НЕ” с глаголами?
- Обобщите наши рассуждения. (Правило)
Оценка: Кому какой кружок.
III. Сообщение темы, цели урока.
Мы продолжаем работать над темой: “Правописание не с глаголами”
IV. Работа по теме.
1. Слитное написание.
- А всегда ли “НЕ” пишется отдельно от глагола?
- Назовите глаголы-исключения.
Негодовать
Нездоровиться
Неволить
Ненавидеть
Недоумевать
- Почему пишем слитно? (Входит в корень, слово не существует без НЕ)
Оценка: кто отвечал – кружок.
2. Слуховое письмо. (Карточки-помощницы для слабых. Берут, если сами изъявят желание – не могут выполнить).
Я буду читать глаголы, а вы записывать в 2 столбика: частица “НЕ” с глаголами отдельно, слитно.
Не летают, не боятся, неволить, не хочешь, негодовать, ненавидеть, не может, не делают, недоумевать.
Проверка: Зачитайте слова 1 столбика. Как написали не с глаголом.
Как написали не с глаголом во 2 столбике?
Оценка: кружки.
3. Работа со словосочетаниями. (На экране)
- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на существительные, напишите их полностью.
(не) загадал желание,
(не) узнает местность,
(не) привязал лошадь,
(не) годовать по поводу.
- Какое правило можно вспомнить в слове “МЕСТНОСТЬ”, “ЛОШАДЬ”?
Проверка: Зачитай. Объясни написание НЕ с глаголами.
Оценка: кружки.
4. Работа с учебником.
Стр.106 Упр. 293.
- Вам необходимо списать, раскрыть скобки. Подчеркнуть глаголы. Это контрольное списывание, поэтому будьте внимательны. После того, как проверю, оценка пойдёт в журнал.
1 ряд – 1-4
2 ряд – 4-7
Ребята 2 варианта пишут по 3 предложения.
- Вспомним, как пишутся глаголы с НЕ?
V. Закрепление.
1. Работа с карточкой.
Возьмите карточки. У вас они все одинаковые. Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на схемы. (экран)
Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки.
Если кто-то затрудняется, возьмите карточки: (вариативные карточки)
Красная – пропуск орфограмм, “НЕ” с глаголами
Синяя – пропуск на правило: правописание “НЕ” с глаголами.
Жёлтая – нет пропущенных орфограмм.
Дружба крепкая (не) сломает?ся.
(Не) шелохнёт?ся на берегу цапля.
Друг в беде (не) бросит.
(Не) колышется вода в озере.
Дружба крепкая не сломается.
Не шелохнётся на берегу цапля.
Друг в беде не бросит.
Не колышется вода в озере.
Дру(ж, ш)ба крепкая (не) сломает(_,ь)ся.
(Не) шелохнёт(_, ь)ся на берегу цапля.
Дру(к, г) в беде (не) бросит.
(Не) колышется в(о, а)да (в) озере.
Проверка: проверьте себя сами и оцените. (На мониторе)
Самооценка: кружки
- Правильная последовательность предложений
- Все орфограммы
- Нет пропусков слов, букв
- Правильный перенос
- Понятно и красиво написано
Не шелохнётся на берегу цапля.
Дружба крепкая не сломается.
Друг в беде не бросит.
Не колышется вода в озере.
- Как написали НЕ с глаголами?
VI. Домашнее задание.
Стр.107 Упр.294 приготовиться объяснять правописание НЕ с глаголами.
VII. Итог. Оценки.
- Что закрепили на уроке? Как будете писать НЕ с глаголами? Назовите слова-исключения.
- Как оценишь себя ты, учитывая, отвечал ли правильно, полными ли ответами говорил, правильность выполнение письменных заданий, количество кружков?
По ходу урока проводится:
Гимнастика для глаз.
Перекрёст, параллель, перекрёст.
Физминутка:
- Я буду называть глаголы с “НЕ” и без “НЕ”. Если услышите глаголы с НЕ, приседаете 2 раза. Если назову глагол без НЕ, приседаете 1 раз. Сосчитайте, сколько глаголов с “НЕ” будет названо.
Не писал, решал, помогать, не сажает, играть, не слышать, уважать, не найдёшь, поверят, не вырастет, не закрывал, учиться. (6 слов)