На современном этапе развития общества, объективной потребностью является поиск рациональных вариантов содержания обучения, оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса.
В рамках методики преподавания иностранных языков, необходим поиск, определение и применение таких способов подачи материала, которые бы соответствовали всем основным педагогическим и методическим требованиям не нарушали ситуативную направленность урока, позволял сократить время на отработку материала, максимально задействовал все психические процессы для улучшения запоминания, показал возможности различного использования языковых явлений в речи. Наиболее характерной чертой современного этапа развития методики обучения грамматике является соединение двух обособленных друг от друга подходов: интенсивного и коммуникативно-направленного, которые находят свое применение на всех этапах овладения грамматическим материалом.
Особое значение и актуальность в этом плане имеет разработка технологии структурирования учебного материала и его модульная подача. Сочетание принципов модульного обучения с интенсивным и коммуникативным технологиями обучения английского языка позволяет использовать элементы модульного обучения при работе с грамматическим материалом.
В рамках данного подхода мной было разработано более сорока схем и таблиц по основным грамматическим темам, изучаемым в средней школе. Применение их на уроках и полученные после этого результаты, доказали практическую значимость их использования.
Также, по 12 основным темам были разработаны модули, состоящие из разноуровневых упражнений. Упражнения подразделяются на три уровня А, В и С.
Уровень «С» соответствует минимальным требованиям образовательного стандарта. В соответствии с законом «Об образовании» каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться дальше.
Уровень «В» – задание на уровне требований к оценке «хорошо», должно быть сложнее, чем задание уровня С.
Уровень «А» – является продвинутым уровнем, который характеризует оценку «отлично».
Учащиеся последовательно выполняют задания всех уровней и сдают на проверку. Учитель проверяет, начиная с уровня С® В® А.
Поуровневая дифференциация диагностики знаний позволяет получить реальные результаты овладения учащимися грамматическим материалом.
Однако, при этом изучение грамматики, которая является частью языковой компетенции, происходит через развития навыков коммуникативной компетенции как средства практического владения иностранным языком.
Использование всех этих 3-х составляющих разных технологий, их интеграция представляется наиболее эффективной для организации грамматического материала (принцип системности), для работы с ним по многоуровневым блокам (принцип системного квантования) и для диагностики уровня усвоения различного по сложности материала (технология профессора Монахова).
Эта интеграция и положена в основу разработки комплекса упражнений по уровням.
Представленный урок является плановым и рассчитан на два учебных часа.
Количество учащихся в группе: 12
Учебно-методический комплекс: Headway Intermediate;
Грамматическая тема: Reported Speech.
Цель урока:
- К концу урока учащиеся смогут пересказывать услышанные истории и разыгрывать по историям ситуации.
Учебный аспект цели:
- Систематизация знаний по грамматической теме «Reported Speech» и контроль уровня владения материалом по данной теме.
- Развитие грамматических речевых навыков продуктивной речи по теме и их активизация в подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речи в различных ситуациях общения.
- Совершенствование навыка правильного употребления глаголов сообщения при оформлении прямой и косвенной речи.
- Формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером.
- Активизация и стимуляция связной спонтанной иноязычной речи на основе совместной речемыслительной деятельности обучаемых, определяющей ролевое речевое поведение участника игры.
Познавательный аспект цели:
- Научить культуре общения через совместную речевую деятельность на английском языке.
- Осознание учащимися семантики глаголов сообщения.
- Расширение кругозора учащихся по теме «Планеты солнечной системы»
Развивающий аспект цели:
- Развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.
- Развитие готовности вступать в иноязычное общение в заданной ситуации.
- Развитие аудиальной, визуальной и когнитивной памяти учащихся.
Воспитательный аспект цели:
- Развитие понимания важности изучения английского языка, а также желания и потребности вступать в иноязычное общение.
- Формирование положительного личностно-мотивированного отношения к изучению английского языка, через применение различных ситуаций общения, через прием ролевой игры.
Средства обучения на уроке:
- Традиционные (не технические): тексты диалогов, стихотворения, дидактический раздаточный материал, дифференцированные упражнения по теме (выборочно - уровни В, С), систематизирующая таблица по теме,
Традиционные (технические): магнитофон.
Методы:
На данном уроке основную реализацию получил метод активизации и систематизации изученного грамматического явления в диалогических и монологических высказываниях в различных ситуациях общения.
Сопутствующими методами являются контроль и самоконтроль, реализующиеся через выполнение дифференцированных упражнений по уровням: В, С, направленных на тренировку речемыслительной деятельности учащихся.
Приемы:
На данном уроке применяются следующие приемы:
- прием управляемого диалога, прием вопросно-ответного взаимодействия, прием обобщения изученного грамматического материала в таблице, прием подстановки и семантизации глаголов сообщения в правильную последовательность, прием трансформации текста стихотворения из прямой речи в косвенную и из косвенной в прямую, прием чтения вслух, прием драматизации диалогов, прием составления монологического высказывания по прослушанному образцу, прием создания ролевой игровой ситуации (игра «Пресс-конференция»), прием активизации речемыслительной деятельности учащихся при выражении собственного отношения к содержанию прочитанного текста, прием стимуляции иноязычного общения с элементами дискуссии по заданной теме.
Предполагаемые формы урока:
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
- Good Morning, dear students! The topic of our lesson is People and their stories.
By the end of the lesson, you will be able to retell people’s stories and to act out them.
2. Речевая зарядка.
(to Warm-up)
а) фронтальная работа.
- Imagine that you can invite anyone in the world to be your dinner guest.
Think up or write two / three questions you would like to ask him /her.
Whom would you like to invite?
What would you ask him / her?
Possible answers:
- I would invite … .
- I would ask him / her if he liked animals. etc.
б) управляемый диалог.
M. ask O. what she would ask his/ her guest.
M: I would ask my guest if he/ she was ambitious?
Possible answers:
…if his parents had been rich when he had been a child.
…if he liked reading.
…where had been living since 1998.
… if he had any hobbies, etc.
3. Систематизация знаний по грамматической теме «Reported speech» через тренировочные упражнения по теме “People stories”.
(To practise the structures with reported speech)
1) повторение грамматического материала.
а) работа по сводной таблице по теме. (Приложение № 1)
вопросы к таблице.
(контроль)
2) подстановочные упражнения
а) упражнение №1, уровень В (Приложение № 2)
- Look at the appendix 1. (Приложение № 3). It consists of cards. Your task is to put these cards in the right sequence: a verb – its definition – where it can be used – write your own example of indirect speech with one of the verbs.
To tell, to say, to ask, to answer, to reply, to report, to announce, to inform, to declare, to promise, to remark, to assure, to admit, to deny, to explain, to insist, to consent, to reject, to refuse, to inquire, to order, to command, to request, to beg, to urge, to offer, to suggest, to advice, to greet, to welcome, to wish, to bid, to apologize, to thank, to implore, to entreat, to beseech, to exclaim, to cry.
- Read the chain which you have received.
(контроль)
3) трансформационные упражнения;
а) упражнение №3, уровень В. (Приложение № 2)
- Listen to the poem “Reported Missing”.
- Read the poem “Reported Missing”.
- Change the reported speech into the direct speech and vice versa.
- Read a new version of the poem.
(контроль)
4. Систематизация знаний по грамматической теме «Reported speech» через активизацию речевой деятельности по теме “People stories”.
(To practice interviewing using structures with reported speech)
1) развитие навыков диалогической (подготовленной) и монологической (неподготовленной) речи учащихся. (*Приложение № 4)
упражнение №2, уровень С.
- Form two (or three) groups. Each group acts its own dialogue on the topic of the lesson. You can use the possible stories in Appendix 4)
Another group listens attentively.
- Then reports the dialogue of its competitors (work in groups)
- Present the reports
2) Ролевая игра. «Press-conference: Cosmos and People” (Приложение № 5)
Действующие лица:
Три космонавта, три репортера, три связиста. Итого 9 человек.
Содержание ролевой игры:
- беседа о Юпитере;
- беседа о Нептуне;
- беседа о Плутоне.
3) Развитие умения говорить
- Read one of the texts (Appendix 6). Work in pairs.
- Discuss it.
- Act the story out.
5. Домашнее задание:
написать воспоминания о каком-либо разговоре, в котором вам рассказали интересную историю, используя косвенную речь.
6. Подведение итогов урока.