Творческий проект как метод и форма воспитания личности

Разделы: Классное руководство


Я могу считать себя счастливым классным руководителем, потому что в моей работе есть две крепкие опоры. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Они помогают вести воспитательную работу в детском коллективе по разным направлениям: спортивно-оздоровительному, познавательному, общественно-активному, патриотическому, творческому, экологическому.

Во-вторых, опорой для меня являются родители моих детей. Закон РФ “Об образовании” призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Я стремлюсь способствовать формированию детско-родительских отношений, организовывать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Путь к этому – совместные родительские собрания и классные часы, экскурсии и выезды на туристические базы. Традиционными в нашем классе стали праздничные родительские собрания, посвящённые Дню Матери.

Данные мероприятия – это результат творческих проектов, участником которых является наше классное сообщество: классный руководитель, учащиеся, родители. Именно эту технологию я хочу представить вашему вниманию.

Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

У меня наработан достаточно “откристаллизованный” алгоритм данного этапа.

  1. “Мозговой штурм”. Микрогруппы класса обсуждают и предлагают форму проведения праздничного мероприятия. Выбираем оптимальный вариант.
  2. Вот в каких формах мы проводили праздничные встречи: “Необыкновенный концерт”, ток-шоу “Поговори со мною, мама”, литературное кафе “Физики в гостях у лириков”, праздничный телеэфир “Всё о мамах и для мам”.

  3. Анкетирование. Каждый ребёнок указывает, в чём он себя хочет проявить.
  4. Анализ анкет.
  5. Создание сценария с учётом возможностей и пожеланий детей. Этим занимается инициативная группа. Я как классный руководитель играю здесь направляющую и корректирующую роль.
  6. Репетиционный период. Он проходит строго индивидуально, чтобы не исчезла “сюрпризность” не только для родителей, но и для одноклассников.
  7. Параллельно работает “дизайнерская” и “экономическая” группы. Первая продумывает и претворяет в жизнь создание пригласительных билетов для родителей и оформление класса. Вторая составляет смету мероприятия и закупает необходимые товары для оформления и кофе-пауз.
  8. Отдельно от детей готовят своё выступление родители.
  9. “Звукорежиссёрская” группа вместе со мной работает над музыкальным оформлением.

Считаю важным подчеркнуть, что генеральную репетицию я не провожу никогда. Для детей достаточно знакомства с планом праздничной программы. Именно тогда выступление ребёнка “на сцене” будет для всех его новым открытием.

Давайте рассмотрим данный алгоритм на конкретном творческом проекте, реализованном в этом учебном году.

Итак, мой социально-гуманитарный 10 в класс – это новый коллектив. Одной из задач творческого проекта было знакомство родителей и детей. На наш взгляд, форма праздничного телеэфира позволила, с одной стороны, представить всех друг другу, с другой, – наполнить мероприятие разнообразным интересным содержанием. Предлагаемый сценарий – тому подтверждение. Всё, что там есть, – это творчество детей.

Анализ анкет помог отобрать оптимальные “программы эфира”. Далее инициативная группа распределила ответственных за каждую “передачу”. Затем материал отдельных “программ” был собран в единый сценарий. И “забурлила” в классе жизнь… Ведь каждый понимал, что от него зависит общий результат.

На славу потрудились и “дизайнерская”, и “экономическая”, и “звукорежиссёрская” группы. Результаты их работы в приложении. <Приложение 1>

Как всегда, на высоте были и родители.

И вот настал долгожданный день. О нём расскажет подготовленная презентация. <Приложение 2>

Комментарий к презентации. Хочется обратить ваше внимание на то, что сценарий данного мероприятия обеспечивал комфортную психологическую обстановку, активизировал участие всех присутствующих, позволил и лирику, и пафос, разговор о серьёзном и шутку.

Цель этого творческого проекта можно выразить через следующую художественно-педагогическую идею:

Совершеннейший из людей – тот, кто любит всех ближних и делает им добро…

Пророк Мухаммед

Задачи:

  • “воспеть” материнство как идеал красоты человеческой души;
  • развивать способности к созидательной и творческой деятельности;
  • познакомить и сплотить ученический и родительский коллективы.

В результате работы над проектом дети не только получают внутреннее удовлетворение от творческой самореализации, но и становятся более компетентными в культурно-досуговой, познавательной, бытовой сфере деятельности, развивают навыки самостоятельной работы и работы в команде.

Сценарий праздничного телеэфира “Всё о мамах и для мам”

“Сцена” кабинета оформлена в виде телевизионной студии. Изящный столик для ведущих. Живые цветы, воздушные шары создают праздничное настроение.

Звучат фанфары

Музыкальная заставка “Доброго утра”

– Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире передача “Доброе утро”. Я, Юлия Лабун, рада, что вы, несмотря на предпраздничные хлопоты, смотрите нашу программу.

Сегодня я хотела бы рассказать, как правильно просыпаться утром, и как сделать немного легче весь предстоящий день.

Процент людей, любящих просыпаться рано утром, очень низкий. Миллионы на всей планете каждый день встречают одинаково – в спешке, забывая иной раз улыбнуться домочадцам. А между тем существует неоспоримая связь между утренним настроением и тем, как пойдет весь последующий день. Начать свой день правильно – это, в первую очередь, позаботиться о добром настроении и зарядить себя положительными эмоциями. Такое, несложное на первый взгляд, действие поможет разбудить уверенность в себе и своих силах.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Чувствуете?

Исполняет припев “Песенки о хорошем настроении” из к/ф “Карнавальная ночь”

Хочу пожелать всем, а особенно своей мамочке, Елене Анатольевне, чтобы каждое утро было добрым.

А на нашем канале звучит музыка. Лучший голос первой школы – Майя Почекуева!

Исполнение песни “Мамины глаза” (сл. и муз. Л. Семёновой)

Наш эфир продолжает выступление президента 10 в класса Ирины Картиной.

Звучат фанфары

Дорогие наши мамы!

Сердечно поздравляем вас с наступающим праздником!

Нет на земле человека ближе и дороже, чем мама! Ваша любовь – это неиссякаемый источник доброты и помощи, силы и надежды.

Пусть каждый ваш день будет наполнен мужской заботой и поддержкой! Пусть для вас, дорогие наши мамы, звучат только самые добрые пожелания и теплые слова, выражающие безмерную благодарность за неустанный труд. Пусть дети всегда радуют вас своими достижениями, окружают вниманием, дарят тепло и нежность. Крепкого вам здоровья, успехов, семейного благополучия, счастья и любви!

Музыкальная заставка “Прогноза погоды”

Лабун Ю.

Теперь немного о погоде. Завтра ожидается безветренный и безоблачный день. Словно радуясь светлому и нежному празднику, солнышко согреет нас своими янтарными лучиками. Повсюду необычайной умиротворённостью будет наполнен воздух.

Сегодня же необыкновенно тёплая для осенних дней погода царит в 30 кабинете школы №1, где собрались самые замечательные мамы, папы и их дети. Давайте же познакомимся с ними поближе. А помогут нам в этом знатоки человеческих характеров – ведущие астрологи России Влада Хомухина и Татьяна Замащикова.

Музыкальная заставка из композиции группы “Зодиак” <Приложение 3>

– В любом случае, независимо от того, под каким знаком зодиака вы рождены, мы любим вас, наши мамочки, и говорим за всё: “Спасибо!”

Музыкальная заставка передачи “Здоровье”

-Здравствуйте! В эфире детская рубрика программы “Здоровье”. А мне, доктору Анастасии Иванчик, помогут её провести наши славные дети: Ванюшка (Иван Бойченко), Дениска (Денис Наумович), Андрейка (Андрей Асочаков) и Ромочка (Роман Рылее ) с Дашулькой (Дарья Мох).

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как поддерживать чистоту в доме.

– Что такое чистота в доме?

– Это коврики чистые.

– Это кроватки заправленные.

– Ещё это когда игрушки в коробочке.

– А на кухне посуда помыта.

– А скажите, дети, кто эту чистоту в доме создает?

– Мама!

– Я думаю, что вы уже в таком возрасте, когда сами можете наводить порядок или помогать маме. А знаете ли вы, кто главный враг чистоты в доме?

– Собака.

– Кошка.

– Папа!

– Это всё правильные ответы. И всё же главный враг в доме – пыль!

– Пыль?!

– Да, мне мама говорила, что мы не видим пыль, но она каждую минуту делает свою работу.

– Я смотрю, Рома, у тебя машинка с собой. А где она у тебя сегодня побывала?

– Мы с Дениской играли с машинами на улице.

– Так вот, дорогие мои, после этого машинку необходимо обязательно помыть. Давайте будем учиться. Если вы научитесь содержать в чистоте свои игрушки, то и в доме будет порядок.

Учатся мыть машинку

– Наша передача подошла к концу. Давайте пожелаем что-нибудь своим мамам, ведь завтра у них праздник.

Пожелания.

– Тётя Настя, а можно мы ещё песенку споём?

Звучит “Песенка мамонтёнка” (сл. Д. Непомняшего, муз. В. Шаинского)

Музыкальная заставка “Танцы со звёздами”

– Добрый день! Все мы сейчас попадём под власть музы Терпсихоры! Догадались? Да, с вами передача “Танцы со звёздами” и я, её ведущая Мария Костякова. Для вас танцует звезда Абакана по бальным танцам Ольга Кужакова.

Исполнение венского вальса

Оля, как всегда ослепительно и великолепно! Я знаю тебя много лет и всегда поражаюсь твоей грации движений, чувству музыки, эмоциональности твоего танца. Скажи, как этого достичь?

– Рецепт простой: репетиции, репетиции и ещё раз репетиции!

– Ваши конкурсные выступления всегда оценивает строгое жюри. Кто же для тебя главный судья?

– Моя мама, Гуля Гавриловна. Она всегда со мной, начиная от выбора фасона платья и заканчивая поддержкой во время самого выступления. Маша, а что мы всё обо мне да обо мне? Ты же у нас тоже звезда! Звезда спорта! И спорт у тебя совсем не для девочек. Карате!!! Почему такой выбор?

– Ты знаешь, самооборона для девушки – великая вещь, особенно в наше время. А мой спорт помогает мне совершенствоваться в этом.

– А мама поддерживает?

– А как же? Мама, привет! (Машет рукой маме.) Ну что ж …время нашей передачи подошло к завершению.

– Танцуйте, занимайтесь спортом и будьте всегда в тонусе.

Музыкальная заставка передачи “Смак”

В эфире передача “Смак” с Тамарой Поминовой. Сегодня у меня в гостях ведущий астролог России Татьяна Замащикова. Итак, Татьяна, что будем готовить?

– Печенье по-маминому рецепту “Гости на пороге”.

– Какое странное название…

– Просто оно очень быстро готовится. Яйцо разбиваем, сахар добавляем, муку засыпаем, всё мешаем. Печенье формируем и выпекаем.

– Надеюсь, что это печенье – просто объеденье!

– Пусть в этом убедятся все присутствующие.

А на нашем канале кофе-пауза!

В студии угощают соком и печеньем.

Звучит романтическая музыка. Мальчики приглашают мам на танец.

Музыкальная заставка “Пусть говорят”

– Руслан и Людмила, Тристан и Изольда, Евгений Онегин и Татьяна Ларина…

Я неспроста начала нашу передачу с этих литературных пар. Сегодня я, Дарья Шатилова, предлагаю вам поговорить о любви.

М. Пришвин писал: “Любовь – сущность жизни”, а наш классный руководитель – Ирина Анатольевна – любит повторять слова Розанова: “Любовь вовсе не огонь, это воздух, без него нельзя прожить”. А когда же приходит первая любовь? Наверное, практически все впервые познают это чувство в возрасте Ромео и Джульетты. Кого-то это окрыляет, кого-то заставляет страдать и мучиться. Большинство юношей и девушек, рискнув рассказать о своем чувстве родителям, слышат от них: “Это еще только влюбленность, настоящая любовь придет позднее”. Можно ли и как их различить: влюбленность или любовь? Мне бы хотелось услышать мнение известного переводчика Игоря Баглаева.

– Влюбленность – волшебное состояние. Она открывает влекущую неповторимость другого человека. Образ любимого затмевает все на свете. Другие люди, радости, обязанности и заботы отступают куда-то невыразимо далеко. А мир становится прекрасным и новым.

– А что по этому поводу думает моя подруга, юрист по профессии, Юлия Дёмина?

– Влюбленность иногда сравнивают с лихорадкой: то может внезапно начаться и вдруг отпустить. Хорошо, если в результате остаются романтические воспоминания, но бывает, что “сухой остаток” влюбленности только разочарование: и в человеке, который раньше казался столь дорогим, и в любви вообще.

– Надеюсь, что у вас разочарования не было?!

– Да, я говорю это чисто теоретически.

– Должны ли юноши и девушки рассказывать своим родителям о том, с кем они встречаются, кому они симпатизируют? Что об этом думает спасатель человеческих жизней Иван Шкарупа?

– Это должны решать сами дети. Если у подростка доверительные отношения с родителями, если он считает, что они его поймут и поддержат, то он искренне расскажет им обо всём. А если в семье возникают противоречия по этому вопросу, тогда подростку придется сдерживать все чувства и эмоции в себе.

– Один из волнующих и запоминающихся на всю жизнь моментов – минуты, когда мы признаемся в любви. Юноши нередко уверены, что если проводят вместе с девушкой много времени, оказывают знаки внимания, делают подарки, то говорить о чувствах необязательно: поступки свидетельствуют о них. Вы согласны с этим, Юля?

– Нет. Слышать слова любви – удовольствие и наслаждение. Но… это не должно быть банально. Пусть этому сопутствует романтическая обстановка: цветы, стихи, тщательно подобранная одежда…

– Игорь, чем же отличается влюблённость от любви?

– Любить – значит принять человека таким, какой он есть: его самобытность и недостатки. Суть любви в глубоком осознании того, что другого такого нет. Но это вовсе не мешает видеть его слабости, недостатки, сердится на него, ссориться с ним.

– В заключение нашей передачи я хочу вспомнить вот о чем. У Льва Толстого есть рассказ об ангеле, ослушавшемся Бога и отправленным на землю. Лишенный крыльев, в облике человека, ангел был низвергнут с небес на занесенное снегом кладбище близ глухой деревушки. Он бы, наверное, так и замерз там, если бы не проходивший мимо бедный сапожник, который подобрал продрогшее до костей существо. Накормил его, одел и оставил жить у себя, сделав найденыша подмастерьем.

Прошло несколько лет. И однажды ангел улыбнулся. В тот же миг горница озарилась чудным светом. Пораженный хозяин спросил, откуда этот свет. Ангел открылся сапожнику и рассказал, что господь дал ему испытание: чтобы возвратиться в рай, ангел должен был понять, благодаря чему живы люди на земле. И вот теперь он, наконец, понял: люди не могут быть сами по себе, они нужны друг другу и живы они – любовью.

Будьте счастливы! Берегите и любите друг друга! С вами была Дарья Шатилова.

Музыкальная заставка “Умники и умницы”

– Добрый день! В эфире телепередача “Умники и умницы” и мы, ее ведущие: Картина Ирина и Булгаков Игорь. Сегодня наша программа будет не совсем обычной, потому что принимать в ней участие смогут не только дети, но и их родители. Тема игры “Ах, какие женщины!”

Итак, мы начинаем! <Приложение 4>

– Наша игра подошла к концу. Приятно было работать с такой активной, интеллектуально продвинутой зрительской аудиторией. До встречи на конкурсе “Ученик года”.

Музыкальная заставка “Минута славы”

– Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашей программе “Минута славы”. В этот вечер с вами не Гарик Мартиросян, а я, Антон Колесняк.

Каждый человек талантлив по-своему: кто-то проявляет себя в искусстве, кто-то – в науке, кто-то в спорте. Сегодня у нас есть замечательная возможность познакомиться со звёздочками 10 В класса.

Итак, встречайте наших первых участников: Дашу Кызласову и Сашу Торокову.

– Здравствуйте, девочки. Скажите, пожалуйста, что вы нам сегодня покажете?

– Сегодня мы для наших любимых мам хотим показать небольшой танец.

Исполнение танца

-Прекрасный танец! Скажите, девочки, а как давно вы занимаетесь танцевальным искусством?

– Семь лет назад мы с мамой, Галиной Семёновной, случайно зашли в РДК, где увидели афишу ансамбля “Час-Ханат”. Нас заинтересовало, и мы сходили на репетицию, от которой осталось множество приятных впечатлений. Так я попала в этот коллектив и стала заниматься танцевальным искусством. Это интересный, увлекательный, но тяжёлый труд. С “Час-Ханатом” я побывала во Франции и Турции.

– Я хожу в танцевальную студию “Ай-ас” уже девять лет. Когда я училась в первом классе, к нам в школу пришла женщина, нынешний мой хореограф, она рассказала нам об этой студии и пригласила всех желающих. Я записалась, а моя мамочка, Татьяна Владимировна, вполне одобрила это решение. Сначала я была очень застенчивой, боялась сцены. Сегодня для меня концертные выступления – это счастливые мгновения жизни.

– Я так понял, что вы занимаетесь в разных коллективах. А кто же вам поставил этот танец?

– Это наш балетмейстерский дебют.

– А теперь поприветствуем нашего следующего участника Михаила Сермавкина. Что вы нам покажете?

– Сегодня я хочу почитать стихи русских классиков о любви.

Звучит стихотворение Афанасия Фета.

– Я так подозреваю, Михаил, вы бы могли для нас читать всю ночь, но, к сожалению, время ограничено. Вы читали сегодня стихи о любви, у вас есть дама сердца?

– Моей дамой сердца является моя мама, Татьяна Ильдаровна. Пользуясь случаем, я признаюсь ей в любви и желаю счастья.

– Встречаем следующего участника “Минуты славы” Анара Алиева. Я так предвижу, что у вас смертельный номер. Если в студии есть слабонервные, то вам лучше удалиться. Что, таких нет? Тогда смотрим.

Номер с мечами на музыку Хачатуряна “Танец с саблями”

– Замечательно. Как долго, Анар, вы репетировали этот номер?

– Целый месяц, а вообще этим видом искусства я, благодаря своей маме Лале, занимаюсь несколько лет.

– Мне кажется, вам смело можно выступать у моего соведущего Гарика Мартиросяна. А наша программа подошла к концу. Приходите и участвуйте! До встречи!

Музыкальная заставка “Спокойной ночи”

Добрый вечер, мои большие и маленькие зрители. Сегодня я, Ольга Дулесова, приготовила для вас замечательную сказку. Мы её будем не только слушать, но и смотреть. А все роли в этой сказке будете играть вы, мои хорошие. Но позвольте главные роли отдать моим родителям, Наталье Валерьевне и Александру Сергеевичу.

Раздаются роли: занавес, солнце, тучи, Вася, булыжник, мама, дневник, двойка, горшок с цветком, куртка, лавочка, совесть, дверь, качеля, орел, птенец, пещера, цветок.

Итак, сказка начинается. <Приложение 5>

– Наша встреча подошла к концу, но я не говорю вам “спокойной ночи”, потому что сейчас вас ждёт интересная передача.

Музыкальная заставка “Старые песни о главном”

“Нам песня строить и жить помогает”, – пели герои музыкальной комедии “Весёлые ребята”. Я думаю, никто не будет спорить со мной, Алиной Шмидт, что самая первая песня, которую мы слышим, появившись на свет, – это нежная тихая колыбельная мамы.

Давайте сейчас вместе вспомним добрые колыбельные песни.

Исполнение колыбельных песен хором

Замечательный колыбельный марафон у нас получился! Незаметно прошли годы, мы из малышей превратились в добрых молодцев и красных девиц. О чём теперь вы, милые наши, думаете, чувствуете, глядя на нас? Об этом “Песня матери”.

Звучит “Песня матери” (сл.Р. Рождественского, муз. О. Фельцмана) в исполнении Ирины Анатольевны.

– В этот предпраздничный день так много хочется сказать тёплого, нежного, доброго всем вам, а своей мамочке, Наталье Петровне, в особенности. Но я думаю, будет несправедливо, если мы не дадим в нашем эфире слово спутникам жизни наших мам, нашим папам.

Выступление пап

Ирина Анатольевна: Всё когда-то начинается и заканчивается. Вот и в нашем праздничном телеэфире настала минута последнего мажорного аккорда. И хотя наши взрослые дети будут петь сейчас хором, каждый будет обращаться к своему самому дорогому человеку в этом мире.

Приложение 2

Звучит песня “Всё, что есть у меня” (сл. Л. Дербенёва, муз. В. Добрынина). Потом дарят подарки.