Я могу считать себя счастливым классным руководителем, потому что в моей работе есть две крепкие опоры. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Они помогают вести воспитательную работу в детском коллективе по разным направлениям: спортивно-оздоровительному, познавательному, общественно-активному, патриотическому, творческому, экологическому.
Во-вторых, опорой для меня являются родители моих детей. Закон РФ “Об образовании” призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Я стремлюсь способствовать формированию детско-родительских отношений, организовывать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Путь к этому – совместные родительские собрания и классные часы, экскурсии и выезды на туристические базы. Традиционными в нашем классе стали праздничные родительские собрания, посвящённые Дню Матери.
Данные мероприятия – это результат творческих проектов, участником которых является наше классное сообщество: классный руководитель, учащиеся, родители. Именно эту технологию я хочу представить вашему вниманию.
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.
У меня наработан достаточно “откристаллизованный” алгоритм данного этапа.
- “Мозговой штурм”. Микрогруппы класса обсуждают и предлагают форму проведения праздничного мероприятия. Выбираем оптимальный вариант.
- Анкетирование. Каждый ребёнок указывает, в чём он себя хочет проявить.
- Анализ анкет.
- Создание сценария с учётом возможностей и пожеланий детей. Этим занимается инициативная группа. Я как классный руководитель играю здесь направляющую и корректирующую роль.
- Репетиционный период. Он проходит строго индивидуально, чтобы не исчезла “сюрпризность” не только для родителей, но и для одноклассников.
- Параллельно работает “дизайнерская” и “экономическая” группы. Первая продумывает и претворяет в жизнь создание пригласительных билетов для родителей и оформление класса. Вторая составляет смету мероприятия и закупает необходимые товары для оформления и кофе-пауз.
- Отдельно от детей готовят своё выступление родители.
- “Звукорежиссёрская” группа вместе со мной работает над музыкальным оформлением.
Вот в каких формах мы проводили праздничные встречи: “Необыкновенный концерт”, ток-шоу “Поговори со мною, мама”, литературное кафе “Физики в гостях у лириков”, праздничный телеэфир “Всё о мамах и для мам”.
Считаю важным подчеркнуть, что генеральную репетицию я не провожу никогда. Для детей достаточно знакомства с планом праздничной программы. Именно тогда выступление ребёнка “на сцене” будет для всех его новым открытием.
Давайте рассмотрим данный алгоритм на конкретном творческом проекте, реализованном в этом учебном году.
Итак, мой социально-гуманитарный 10 в класс – это новый коллектив. Одной из задач творческого проекта было знакомство родителей и детей. На наш взгляд, форма праздничного телеэфира позволила, с одной стороны, представить всех друг другу, с другой, – наполнить мероприятие разнообразным интересным содержанием. Предлагаемый сценарий – тому подтверждение. Всё, что там есть, – это творчество детей.
Анализ анкет помог отобрать оптимальные “программы эфира”. Далее инициативная группа распределила ответственных за каждую “передачу”. Затем материал отдельных “программ” был собран в единый сценарий. И “забурлила” в классе жизнь… Ведь каждый понимал, что от него зависит общий результат.
На славу потрудились и “дизайнерская”, и “экономическая”, и “звукорежиссёрская” группы. Результаты их работы в приложении. <Приложение 1>
Как всегда, на высоте были и родители.
И вот настал долгожданный день. О нём расскажет подготовленная презентация. <Приложение 2>
Комментарий к презентации. Хочется обратить ваше внимание на то, что сценарий данного мероприятия обеспечивал комфортную психологическую обстановку, активизировал участие всех присутствующих, позволил и лирику, и пафос, разговор о серьёзном и шутку.
Цель этого творческого проекта можно выразить через следующую художественно-педагогическую идею:
Совершеннейший из людей – тот, кто любит всех ближних и делает им добро…
Пророк Мухаммед
Задачи:
- “воспеть” материнство как идеал красоты человеческой души;
- развивать способности к созидательной и творческой деятельности;
- познакомить и сплотить ученический и родительский коллективы.
В результате работы над проектом дети не только получают внутреннее удовлетворение от творческой самореализации, но и становятся более компетентными в культурно-досуговой, познавательной, бытовой сфере деятельности, развивают навыки самостоятельной работы и работы в команде.
Сценарий праздничного телеэфира “Всё о мамах и для мам”
“Сцена” кабинета оформлена в виде телевизионной студии. Изящный столик для ведущих. Живые цветы, воздушные шары создают праздничное настроение.
Звучат фанфары
Музыкальная заставка “Доброго утра”
– Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире передача “Доброе утро”. Я, Юлия Лабун, рада, что вы, несмотря на предпраздничные хлопоты, смотрите нашу программу.
Сегодня я хотела бы рассказать, как правильно просыпаться утром, и как сделать немного легче весь предстоящий день.
Процент людей, любящих просыпаться рано утром, очень низкий. Миллионы на всей планете каждый день встречают одинаково – в спешке, забывая иной раз улыбнуться домочадцам. А между тем существует неоспоримая связь между утренним настроением и тем, как пойдет весь последующий день. Начать свой день правильно – это, в первую очередь, позаботиться о добром настроении и зарядить себя положительными эмоциями. Такое, несложное на первый взгляд, действие поможет разбудить уверенность в себе и своих силах.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Чувствуете?
Исполняет припев “Песенки о хорошем настроении” из к/ф “Карнавальная ночь”
Хочу пожелать всем, а особенно своей мамочке, Елене Анатольевне, чтобы каждое утро было добрым.
А на нашем канале звучит музыка. Лучший голос первой школы – Майя Почекуева!
Исполнение песни “Мамины глаза” (сл. и муз. Л. Семёновой)
Наш эфир продолжает выступление президента 10 в класса Ирины Картиной.
Звучат фанфары
Дорогие наши мамы!
Сердечно поздравляем вас с наступающим праздником!
Нет на земле человека ближе и дороже, чем мама! Ваша любовь – это неиссякаемый источник доброты и помощи, силы и надежды.
Пусть каждый ваш день будет наполнен мужской заботой и поддержкой! Пусть для вас, дорогие наши мамы, звучат только самые добрые пожелания и теплые слова, выражающие безмерную благодарность за неустанный труд. Пусть дети всегда радуют вас своими достижениями, окружают вниманием, дарят тепло и нежность. Крепкого вам здоровья, успехов, семейного благополучия, счастья и любви!
Музыкальная заставка “Прогноза погоды”
Лабун Ю.
Теперь немного о погоде. Завтра ожидается безветренный и безоблачный день. Словно радуясь светлому и нежному празднику, солнышко согреет нас своими янтарными лучиками. Повсюду необычайной умиротворённостью будет наполнен воздух.
Сегодня же необыкновенно тёплая для осенних дней погода царит в 30 кабинете школы №1, где собрались самые замечательные мамы, папы и их дети. Давайте же познакомимся с ними поближе. А помогут нам в этом знатоки человеческих характеров – ведущие астрологи России Влада Хомухина и Татьяна Замащикова.
Музыкальная заставка из композиции группы “Зодиак” <Приложение 3>
– В любом случае, независимо от того, под каким знаком зодиака вы рождены, мы любим вас, наши мамочки, и говорим за всё: “Спасибо!”
Музыкальная заставка передачи “Здоровье”
-Здравствуйте! В эфире детская рубрика программы “Здоровье”. А мне, доктору Анастасии Иванчик, помогут её провести наши славные дети: Ванюшка (Иван Бойченко), Дениска (Денис Наумович), Андрейка (Андрей Асочаков) и Ромочка (Роман Рылее ) с Дашулькой (Дарья Мох).
Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как поддерживать чистоту в доме.
– Что такое чистота в доме?
– Это коврики чистые.
– Это кроватки заправленные.
– Ещё это когда игрушки в коробочке.
– А на кухне посуда помыта.
– А скажите, дети, кто эту чистоту в доме создает?
– Мама!
– Я думаю, что вы уже в таком возрасте, когда сами можете наводить порядок или помогать маме. А знаете ли вы, кто главный враг чистоты в доме?
– Собака.
– Кошка.
– Папа!
– Это всё правильные ответы. И всё же главный враг в доме – пыль!
– Пыль?!
– Да, мне мама говорила, что мы не видим пыль, но она каждую минуту делает свою работу.
– Я смотрю, Рома, у тебя машинка с собой. А где она у тебя сегодня побывала?
– Мы с Дениской играли с машинами на улице.
– Так вот, дорогие мои, после этого машинку необходимо обязательно помыть. Давайте будем учиться. Если вы научитесь содержать в чистоте свои игрушки, то и в доме будет порядок.
Учатся мыть машинку
– Наша передача подошла к концу. Давайте пожелаем что-нибудь своим мамам, ведь завтра у них праздник.
Пожелания.
– Тётя Настя, а можно мы ещё песенку споём?
Звучит “Песенка мамонтёнка” (сл. Д. Непомняшего, муз. В. Шаинского)
Музыкальная заставка “Танцы со звёздами”
– Добрый день! Все мы сейчас попадём под власть музы Терпсихоры! Догадались? Да, с вами передача “Танцы со звёздами” и я, её ведущая Мария Костякова. Для вас танцует звезда Абакана по бальным танцам Ольга Кужакова.
Исполнение венского вальса
– Оля, как всегда ослепительно и великолепно! Я знаю тебя много лет и всегда поражаюсь твоей грации движений, чувству музыки, эмоциональности твоего танца. Скажи, как этого достичь?
– Рецепт простой: репетиции, репетиции и ещё раз репетиции!
– Ваши конкурсные выступления всегда оценивает строгое жюри. Кто же для тебя главный судья?
– Моя мама, Гуля Гавриловна. Она всегда со мной, начиная от выбора фасона платья и заканчивая поддержкой во время самого выступления. Маша, а что мы всё обо мне да обо мне? Ты же у нас тоже звезда! Звезда спорта! И спорт у тебя совсем не для девочек. Карате!!! Почему такой выбор?
– Ты знаешь, самооборона для девушки – великая вещь, особенно в наше время. А мой спорт помогает мне совершенствоваться в этом.
– А мама поддерживает?
– А как же? Мама, привет! (Машет рукой маме.) Ну что ж …время нашей передачи подошло к завершению.
– Танцуйте, занимайтесь спортом и будьте всегда в тонусе.
Музыкальная заставка передачи “Смак”
– В эфире передача “Смак” с Тамарой Поминовой. Сегодня у меня в гостях ведущий астролог России Татьяна Замащикова. Итак, Татьяна, что будем готовить?
– Печенье по-маминому рецепту “Гости на пороге”.
– Какое странное название…
– Просто оно очень быстро готовится. Яйцо разбиваем, сахар добавляем, муку засыпаем, всё мешаем. Печенье формируем и выпекаем.
– Надеюсь, что это печенье – просто объеденье!
– Пусть в этом убедятся все присутствующие.
– А на нашем канале кофе-пауза!
В студии угощают соком и печеньем.
Звучит романтическая музыка. Мальчики приглашают мам на танец.
Музыкальная заставка “Пусть говорят”
– Руслан и Людмила, Тристан и Изольда, Евгений Онегин и Татьяна Ларина…
Я неспроста начала нашу передачу с этих литературных пар. Сегодня я, Дарья Шатилова, предлагаю вам поговорить о любви.
М. Пришвин писал: “Любовь – сущность жизни”, а наш классный руководитель – Ирина Анатольевна – любит повторять слова Розанова: “Любовь вовсе не огонь, это воздух, без него нельзя прожить”. А когда же приходит первая любовь? Наверное, практически все впервые познают это чувство в возрасте Ромео и Джульетты. Кого-то это окрыляет, кого-то заставляет страдать и мучиться. Большинство юношей и девушек, рискнув рассказать о своем чувстве родителям, слышат от них: “Это еще только влюбленность, настоящая любовь придет позднее”. Можно ли и как их различить: влюбленность или любовь? Мне бы хотелось услышать мнение известного переводчика Игоря Баглаева.
– Влюбленность – волшебное состояние. Она открывает влекущую неповторимость другого человека. Образ любимого затмевает все на свете. Другие люди, радости, обязанности и заботы отступают куда-то невыразимо далеко. А мир становится прекрасным и новым.
– А что по этому поводу думает моя подруга, юрист по профессии, Юлия Дёмина?
– Влюбленность иногда сравнивают с лихорадкой: то может внезапно начаться и вдруг отпустить. Хорошо, если в результате остаются романтические воспоминания, но бывает, что “сухой остаток” влюбленности только разочарование: и в человеке, который раньше казался столь дорогим, и в любви вообще.
– Надеюсь, что у вас разочарования не было?!
– Да, я говорю это чисто теоретически.
– Должны ли юноши и девушки рассказывать своим родителям о том, с кем они встречаются, кому они симпатизируют? Что об этом думает спасатель человеческих жизней Иван Шкарупа?
– Это должны решать сами дети. Если у подростка доверительные отношения с родителями, если он считает, что они его поймут и поддержат, то он искренне расскажет им обо всём. А если в семье возникают противоречия по этому вопросу, тогда подростку придется сдерживать все чувства и эмоции в себе.
– Один из волнующих и запоминающихся на всю жизнь моментов – минуты, когда мы признаемся в любви. Юноши нередко уверены, что если проводят вместе с девушкой много времени, оказывают знаки внимания, делают подарки, то говорить о чувствах необязательно: поступки свидетельствуют о них. Вы согласны с этим, Юля?
– Нет. Слышать слова любви – удовольствие и наслаждение. Но… это не должно быть банально. Пусть этому сопутствует романтическая обстановка: цветы, стихи, тщательно подобранная одежда…
– Игорь, чем же отличается влюблённость от любви?
– Любить – значит принять человека таким, какой он есть: его самобытность и недостатки. Суть любви в глубоком осознании того, что другого такого нет. Но это вовсе не мешает видеть его слабости, недостатки, сердится на него, ссориться с ним.
– В заключение нашей передачи я хочу вспомнить вот о чем. У Льва Толстого есть рассказ об ангеле, ослушавшемся Бога и отправленным на землю. Лишенный крыльев, в облике человека, ангел был низвергнут с небес на занесенное снегом кладбище близ глухой деревушки. Он бы, наверное, так и замерз там, если бы не проходивший мимо бедный сапожник, который подобрал продрогшее до костей существо. Накормил его, одел и оставил жить у себя, сделав найденыша подмастерьем.
Прошло несколько лет. И однажды ангел улыбнулся. В тот же миг горница озарилась чудным светом. Пораженный хозяин спросил, откуда этот свет. Ангел открылся сапожнику и рассказал, что господь дал ему испытание: чтобы возвратиться в рай, ангел должен был понять, благодаря чему живы люди на земле. И вот теперь он, наконец, понял: люди не могут быть сами по себе, они нужны друг другу и живы они – любовью.
Будьте счастливы! Берегите и любите друг друга! С вами была Дарья Шатилова.
Музыкальная заставка “Умники и умницы”
– Добрый день! В эфире телепередача “Умники и умницы” и мы, ее ведущие: Картина Ирина и Булгаков Игорь. Сегодня наша программа будет не совсем обычной, потому что принимать в ней участие смогут не только дети, но и их родители. Тема игры “Ах, какие женщины!”
Итак, мы начинаем! <Приложение 4>
– Наша игра подошла к концу. Приятно было работать с такой активной, интеллектуально продвинутой зрительской аудиторией. До встречи на конкурсе “Ученик года”.
Музыкальная заставка “Минута славы”
– Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашей программе “Минута славы”. В этот вечер с вами не Гарик Мартиросян, а я, Антон Колесняк.
Каждый человек талантлив по-своему: кто-то проявляет себя в искусстве, кто-то – в науке, кто-то в спорте. Сегодня у нас есть замечательная возможность познакомиться со звёздочками 10 В класса.
Итак, встречайте наших первых участников: Дашу Кызласову и Сашу Торокову.
– Здравствуйте, девочки. Скажите, пожалуйста, что вы нам сегодня покажете?
– Сегодня мы для наших любимых мам хотим показать небольшой танец.
Исполнение танца
-Прекрасный танец! Скажите, девочки, а как давно вы занимаетесь танцевальным искусством?
– Семь лет назад мы с мамой, Галиной Семёновной, случайно зашли в РДК, где увидели афишу ансамбля “Час-Ханат”. Нас заинтересовало, и мы сходили на репетицию, от которой осталось множество приятных впечатлений. Так я попала в этот коллектив и стала заниматься танцевальным искусством. Это интересный, увлекательный, но тяжёлый труд. С “Час-Ханатом” я побывала во Франции и Турции.
– Я хожу в танцевальную студию “Ай-ас” уже девять лет. Когда я училась в первом классе, к нам в школу пришла женщина, нынешний мой хореограф, она рассказала нам об этой студии и пригласила всех желающих. Я записалась, а моя мамочка, Татьяна Владимировна, вполне одобрила это решение. Сначала я была очень застенчивой, боялась сцены. Сегодня для меня концертные выступления – это счастливые мгновения жизни.
– Я так понял, что вы занимаетесь в разных коллективах. А кто же вам поставил этот танец?
– Это наш балетмейстерский дебют.
– А теперь поприветствуем нашего следующего участника Михаила Сермавкина. Что вы нам покажете?
– Сегодня я хочу почитать стихи русских классиков о любви.
Звучит стихотворение Афанасия Фета.
– Я так подозреваю, Михаил, вы бы могли для нас читать всю ночь, но, к сожалению, время ограничено. Вы читали сегодня стихи о любви, у вас есть дама сердца?
– Моей дамой сердца является моя мама, Татьяна Ильдаровна. Пользуясь случаем, я признаюсь ей в любви и желаю счастья.
– Встречаем следующего участника “Минуты славы” Анара Алиева. Я так предвижу, что у вас смертельный номер. Если в студии есть слабонервные, то вам лучше удалиться. Что, таких нет? Тогда смотрим.
Номер с мечами на музыку Хачатуряна “Танец с саблями”
– Замечательно. Как долго, Анар, вы репетировали этот номер?
– Целый месяц, а вообще этим видом искусства я, благодаря своей маме Лале, занимаюсь несколько лет.
– Мне кажется, вам смело можно выступать у моего соведущего Гарика Мартиросяна. А наша программа подошла к концу. Приходите и участвуйте! До встречи!
Музыкальная заставка “Спокойной ночи”
– Добрый вечер, мои большие и маленькие зрители. Сегодня я, Ольга Дулесова, приготовила для вас замечательную сказку. Мы её будем не только слушать, но и смотреть. А все роли в этой сказке будете играть вы, мои хорошие. Но позвольте главные роли отдать моим родителям, Наталье Валерьевне и Александру Сергеевичу.
Раздаются роли: занавес, солнце, тучи, Вася, булыжник, мама, дневник, двойка, горшок с цветком, куртка, лавочка, совесть, дверь, качеля, орел, птенец, пещера, цветок.
Итак, сказка начинается. <Приложение 5>
– Наша встреча подошла к концу, но я не говорю вам “спокойной ночи”, потому что сейчас вас ждёт интересная передача.
Музыкальная заставка “Старые песни о главном”
– “Нам песня строить и жить помогает”, – пели герои музыкальной комедии “Весёлые ребята”. Я думаю, никто не будет спорить со мной, Алиной Шмидт, что самая первая песня, которую мы слышим, появившись на свет, – это нежная тихая колыбельная мамы.
Давайте сейчас вместе вспомним добрые колыбельные песни.
Исполнение колыбельных песен хором
– Замечательный колыбельный марафон у нас получился! Незаметно прошли годы, мы из малышей превратились в добрых молодцев и красных девиц. О чём теперь вы, милые наши, думаете, чувствуете, глядя на нас? Об этом “Песня матери”.
Звучит “Песня матери” (сл.Р. Рождественского, муз. О. Фельцмана) в исполнении Ирины Анатольевны.
– В этот предпраздничный день так много хочется сказать тёплого, нежного, доброго всем вам, а своей мамочке, Наталье Петровне, в особенности. Но я думаю, будет несправедливо, если мы не дадим в нашем эфире слово спутникам жизни наших мам, нашим папам.
Выступление пап
Ирина Анатольевна: Всё когда-то начинается и заканчивается. Вот и в нашем праздничном телеэфире настала минута последнего мажорного аккорда. И хотя наши взрослые дети будут петь сейчас хором, каждый будет обращаться к своему самому дорогому человеку в этом мире.
Звучит песня “Всё, что есть у меня” (сл. Л. Дербенёва, муз. В. Добрынина). Потом дарят подарки.