Ведущий.
25 мая. Каждый год в этот яркий майский весенний день мы собираемся в этом зале, прощаясь со своими старшими учениками, выпускниками школы. Для них в этот день звенит последний школьный звонок. Сейчас они появятся здесь, наши выпускники – виновники нынешнего торжественно-трогательного прощания со школьной жизнью. Приветствуйте их. (Звучит музыка, но выпускников нет.)
Ведущий.
Выпускники очень волнуются, давайте ещё более бурными аплодисментами пригласим их в этот зал. (Звучат аплодисменты, но выпускников нет.)
Директор.
Ольга Анатольевна, в чём дело?
Заместитель директора.
Не знаю, они были в школе, Николай Петрович. Наверно, как всегда они опаздывают.
Директор.
Они опаздывают, а мы их будем ждать? Отправляйте, Ольга Анатольевна, за ними мам, как за малыми детками.
Заместитель директора.
Дорогие мамы, пожалуйста, найдите побыстрее ваших детей и приведите на праздник. (Мамы уходят, потом в зал под музыку входят мамы и выпускники за руку.)
Ведущий.
(На экране появляются фотографии выпускников, играет музыка.)
Вот они наши взрослые и всё ещё маленькие – наши дети. Чуть взволнованные, чуть встревоженные необычностью этого торжества, радостные оттого, что один рубеж – 10 лет – уже взят, испуганные предстоящими выпускными школьными и вступительными вузовскими экзаменами. С добрыми словами и пожеланиями к вам обращается директор школы. (Выступление директора школы.)
Заместитель директора.
Вот и закончилось для выпускников путешествие по стране знаний.
Призываем всех к ответу:
Как страну познали эту?
Очень быстро, сей же час
Зачитаем вам приказ… (Зачитывается приказ о допуске к экзаменам.)
Ведущий.
А теперь пришла пора услышать наших выпускников. Вам слово 11 класс.
- Хороший, погожий, конечно,
Нам выдался этот денёк.
У школы сегодня премьера –
Наш первый последний звонок.- Экзамены, отдых, работа –
Мелькают своей чередой.
И мы уходящему году
Печально помашем рукой.
(Все выпускники взмахивают рукой.)
- Стремимся мы к счастью и верим:
Прощание – встречи залог.
У школы сегодня премьера –
Наш первый последний звонок.- Вся жизнь театр и люди в нём актёры,
Сказал поэт и был, конечно, прав,
На школьной сцене 10 лет сыграв,
Мы в жизнь идём играть другие роли.- Мы разные роли играли –
Ребёнка, взрослого, ученика,
И роль учителя играли…
Раз в жизни – роль выпускника!- Сегодня в этой пьесе
11 класс предстанет в полном блеске –
Прощальная гастроль! И думаем, она
Запомнится надолго, навсегда!
Наступила минута, когда, как нам кажется, мы уже повзрослели, чтобы иметь честь пригласить на вальс наших уважаемых учителей.
(Выпускники приглашают учителей на вальс.)
Да, скоро экзамены… А потом разойдёмся все в разные стороны… И не вспомним друг друга?
Да брось ты! Как не вспомнить, столько лет вместе!
И школу вспомним. И расписание. И столовую.
А уроки?
У-у-у. (все)
Что не вспомним?
Конечно, вспомним. (Говорят вместе.)
Мы всегда будем помнить “школьные годы чудесные”.
Какие они были?
Походы, конкурсы, вечера, соревнования, учёба…
Детство, счастливая, невозвратимая пора! Как не любить, как не лелеять воспоминаний о нём.
(Звучит песня “Детства последний звонок”) Приложение 1
А помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь?
И было 1 сентября. И был первый школьный день. И был первый класс. Словом, всё было впервые.
(На сцене появляются выпускник и первоклассница.)
Выпускник. Что, девочка, заблудилась?
Первоклассница. Да, я ищу первый класс.
Выпускник. А а, первый раз в первый класс, сочувствую.
(Фонограмма песни “Диалог у новогодней ёлки”.)
Первоклассница. Что происходит на свете?
Выпускник. А просто сентябрь.
Первоклассница. Просто сентябрь? Вы уверены?
Выпускник. Да, я уверен. Я уже слышал, как скрипнули школьные двери, и прозвенит скоро первый твой школьный звонок.
Первоклассница. Что же за всем этим будет?
Выпускник. А будет урок.
Первоклассница. Будет урок? Что один только?
Выпускник. Нет, очень много. Ждёт тебя школьная, долгая очень дорога. Но не волнуйся, она ведь закончится в срок.
Первоклассница. Чем же всё это закончится?
Выпускник. Будет звонок.
Первоклассница. Снова звонок?
Выпускник. Ну конечно, но только последний. Годы промчатся, и звон разнесётся хрустальный, и у тебя будет первый последний звонок.
Ведущий. Вот так всё начиналось… Маленькие дети окружили учительницу. Непослушные малыши не могут усидеть на месте. Один из них плачет, другой схватил её за подол нарядного платья перепачканными в шоколаде руками, а вон та кроха просится в туалет…
Ведущая. Учительница в который раз спрашивает себя, почему не перешла в старшие классы. Каждый год она собирается это сделать, а в последний день перед первым сентябрём сдаётся, едва представив себе, как станет учить обожаемых ребятишек читать.
Ведущий. А потом они уходят. Как хочется их удержать, но её долг – подготовить детей к неизбежному расставанию. Пусть почувствуют вкус независимости, вкус новой жизни. Скольких уже она этому научила…
Ведущая. И всё-таки все они остаются в её душе, даря возможность почувствовать себя второй матерью…
В этот день нельзя не вспомнить о тех, с кем мы начинали…Вот они сидят в зале, наши первые учителя. Конечно, они сейчас вспоминают первое сентября десятилетней давности и нас, совсем ещё малышей.
Вы нас узнали? Посмотрите…
Стоят здесь ваши первоклассники.
Мы будем помнить вас такими,
И память нам не изменить,
Выпускники сейчас пред вами
Хотят колени преклонить.
У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс.
И первый учебник, и первый урок,
И первый заливистый школьный звонок.
И первый наставник, наш первый учитель,
Кто дверь нам открыл на дорогу открытий.
Дорогие наши, мы помним всё, мы ничего не забыли, мы очень благодарны вам за те первые шаги, которые вы помогли нам сделать в мир знаний. Примите в знак нашей любви этот музыкальный подарок.
Ведущий. А теперь для вас, дорогие выпускники прозвучат слова поздравления тех, кому ещё шагать по школьной дороге много-много лет.
(Выступление первоклассников.)
Выпускница. Каждый ученик – может быть, с некоторым опозданием – оценит учителя, который, вопреки косности академизма, открыл перед ним дверь в новый мир.
Выпускник. Для мятежников, борющихся с устоявшимися мнениями, общие мерки тесны. Они заставляют считаться с собой, учат сомневаться, задавать вопросы и смело идти вперёд.
Выпускница. Возблагодарим же смельчаков, наших учителей, и попросим прощения за то, что не всегда понимали их. Они твёрдо решили сделать из нас достойных людей, и брошенные ими семена принесли богатые плоды. Память о них вдохновляет отстаивать истину, бороться с равнодушием, защищать справедливое дело.
(Звучит песня “Учителя”) Приложение 2
(На сцене школьные парты. Табличка “Президентский совет”.)
- Последнее заседание президентского совета считаю открытым.
- Подумать только! Последний звонок! Сколько мы об этом мечтали, скорее закончить школу, скорее вырваться…
- Стоп, об этом не надо.
- А о чём тогда будем говорить?
- О том, что мы покажем на празднике.
- Ну, песни споём.
- Хорошо!
- Стихи прочтём о школе, об учителях.
- Молодец, прекрасная идея.
- А давайте снимем кино о наших уроках.
- У-а! Замечательно, гениально!
- А что мы в этом фильме покажем?
- Покажем в нашем фильме то, что было и чего не было, что могло быть и чего не могло.
- Итак, снимаем кино.
Дубль 1. Серия 1 Кто отсутствует?
Входит учитель с журналом.
Учитель. Здравствуйте, ребятки. Спасибо, что пришли. что это вас так мало сегодня? Начнём с переклички. Глебов Евгений! (Пауза) Он здесь?
Нет его сегодня. Он вчера приходил.
Учитель. Павлов Игорь!
Вы что, Наталья Викторовна, ещё только второй урок, а он обычно к третьему приходит.
Учитель. Столбов Виктор!
Вы забыли что ли? Он по четвергам в школу не ходит, он на тракторе работает по совместительству.
Учитель. Бычков Константин! Ты здесь?
Здесь. Но после этого урока я уйду. Мы уезжаем на коммунарские сборы.
Учитель. Хорошо, хорошо. Ахметгалиев Михаил!
Он сегодня не придёт, у него машина сломалась.
Учитель. Так он же живёт в соседнем доме?
А он её в автосервис погнал.
Учитель. Воронцова Тамара?
А зачем ей в школу ходить, она себя от экзаменов давно освободила.
Учитель. Пономарёва Настя!
У неё нога заболела. И Аня с Леной решили Настю отвести в больницу, они сегодня уже не придут. И завтра тоже.
Учитель. Ты подумай. Оказывается у всех уважительные причины. Что ж запишем тему урока. (Звенит звонок.) Что-то я сегодня мало успела. Да, а где Наталья Мироненко?
А она уже экзамены сдаёт.
Дубль 2. Серия 2 “Урок математики”.
Учитель (входит быстро, решительно, говорит громко и быстро). Здравствуйте, урок начинаю с мозговой атаки. Павлов, реши задачу. В одном кармане брюк 40 рублей, а в другом – 30 рублей. Что это значит?
Павлов (изображает процесс испуга, шарит по карманам брюк, достаёт сначала из одного кармана деньги, потом из другого, изумлённо смотрит вокруг.)
Будет много денег. Много денег.
Учитель. Не подсказывать. Подобные задачи на экзаменах вы должны щёлкать, как орехи. Ну, решил , Павлов, что это значит?
Павлов. А-а, это значит, что я папины брюки надел. Вот!
Учитель. Садись, Игорь, подумай.
Павлов. Вы думаете, Ольга Владимировна, если я сяду, то что-нибудь смогу решить? Ох, я на алгебре сижу и мозгами шевелю, всё сижу и сижу, но задачу не решу.
Учитель (подходит к Павлову и приобнимая говорит) Ну, что же, придётся нам назначить с тобой тайные свидания на лето 8 июля.
(Звенит звонок.)
Дубль 3. Серия 3 “Урок экономики”
Учитель. Здравствуйте. К доске пойдёт…(ведёт по журналу рукой)
Отличница (тянет высоко руку).
Ну! Спроси, спроси меня, учитель
Как хочу ответить у доски я!
Чтоб никто и не подумал,
Что могу чего-то я не знать.
Учитель. К доске пойдёт…
Двоечница (прячется за спиной товарища).
Ой! Не спрашивай меня, учитель!
Не хочу молчать я у доски!
Чтоб никто не догадался,
Что могу чего-то я не знать!
(Стук в дверь. Учитель оборачивается. В класс входит ученица с тетрадью.)
Учитель. Ах, сударыня, скажите, почему же опоздали вы сегодня на урок?
Ученица. Я скажу вам, сударь мой, я же бегала домой, потому что я забыла свой конспект.
Учитель. Ах, сударыня, а знаете ли вы, что заставлю отвечать я у доски?
Ученица. Ах. прошу вас не спешить, чтоб меня не погубить, вы такой хороший, добрый, лучше всех.
Учитель. Как приятно и забавно, что я очень нравлюсь вам! Ну, а вы мне и подавно!
Все. Вот и славно! Трам-пам-пам.
(Звенит звонок.)
Хороший получился фильм!
Да, но многие, наверно, подумали, озорует всё 11 класс, а ведь не дети давно.
А для своих родителей мы останемся всегда детьми.
Мамочка, мама, мы уже взрослые,
Взгляни, мы давно распрощались уж с косами.
Буйно цветение сада весеннего…
Был уж семнадцатый день день рождения.
- Мамочка, мама, ну что же ты плачешь
И улыбаешься, слёзы не прячешь?
Скоро я в жизнь большую умчусь…
Мамочка, мама, но я же вернусь!
- Ждут нас огромное синее небо,
Дороги, где нет ещё нашего следа.
Мамочка, мама, всё сможет понять,
Будет надеяться, верить и ждать.
Взгляни, я на голову выше отца,
И копия он, говорят мне, с лица.
Да, надо быть смелым, но голос дрожит,
А в юности время так быстро летит.
Прости, если буду я очень упрямым,
Пойми и прости меня, мамочка, мама.
Спасибо вам, милые наши родители,
Простите нас, если вас чем-то обидели,
За ночи бессонные, слёзы, волнение,
За юную гордость и нетерпение,
За седину на висках у отца
И за морщинки родного лица.
В пояс поклонимся вам до земли,
Спасибо, родные, спасибо, спасибо!
(Звучит песня “Поговори со мною, мама”) Приложение 3
Ведущий. А теперь, дорогие выпускники, родители хотят сказать вам напутственные слова.
(Выступление родителей.)
Вот и настала пора расстаться со школой. И нам всем немного грустно.
А интересно, какими нас будут помнить учителя?
Я думаю, о нас будут рассказывать анекдоты…
- Скажи, Кристина, как называется человек, который говорит, говорит и не перестаёт говорить даже тогда, когда его никто не слушает.
Учитель, это учитель!
Миша, надеюсь, что на этот раз я не увижу, как ты списываешь контрольную работу у Жени?
Я тоже на это надеюсь, Ольга Владимировна!
Игорь, Витя, прекратите передавать друг другу записки.
Это не записки, Наталья Викторовна, это мы в карты играем.
А, тогда извините, пожалуйста.
Кто взял переходящий вымпел “Лучшая классная группа”? Костя, ты?
Нет, я не брал, Оксана Павловна.
Глебов? Женя? Ты взял?
Нет, Оксана Павловна, я тоже не брал.
Николай Петрович, представляете: я у них спрашиваю, кто взял переходящий вымпел, а они отвечают, что не брали.
Ну, что вы, Оксана Павловна так переживаете? Поиграют и отдадут. А какой это класс взял его?
Я думаю 11-й!
Да, эти точно не отдадут.
- А сейчас наши учителя собрались в учительской и о чём-то совещаются.
(Появляются стулья.)
Надо что-то делать, надо что-то предпринять, надо помочь нашим детям поступить в институты.
Что вы, Наталья Викторовна, конкретно предлагаете?
Ну, не знаю, может написать в приёмную комиссию, какие наши выпускники умные, прилежные, творческие.
Идея хорошая. Но что вот вы, например, напишите?
А напишу так… Уважаемый председатель приёмной комиссии! Прошу вас принять моих учеников без экзаменов как уже работающих журналистов. Почти все они пишут интервью, очерк, эссе… Нет, не так: все они пишут слова такие, как интервью, очерк, эссе, почти все без ошибок. Многие могут объяснить, что такое пиар…
Правда, что такое просто пи ар пополам в квадрате, объяснить не может никто! Зато наши ученики никогда не перепутают, параллельные прямые с перпендикулярными, потому что точно знают: параллельные идут справа налево, а перпендикулярные - сверху вниз.
Ваши будущие абитуриенты уже сейчас могут написать буквально за две секунды любую, я подчёркиваю, любую физическую формулу!.. Правда, такая ерунда получается…
А ещё наши выпускники на карте любое место могут показать. С названиями пока туговато, но показать могут…даже с закрытыми глазами. И столицу Африки, и главные реки Гренландии и страны, с которыми Япония граничит по суше, и даже независимые государства Антарктиды…
Следует отметить, уважаемый председатель приёмной комиссии, что у всех наших учеников экономический и философский склад ума. Правда, у некоторых этот склад пока на замке, но всё ещё впереди…
А главное, что они все – здоровые ребята! Да нет, правда! Здоровые на вид ребята! Приходят на физкультуру – занимаются…своими делами. Подтягиваются все…к концу урока. Бегают… в основном от нас. Мы с ними и в футбол, и в волейбол, и в баскетбол…собирались играть. Пока не получилось – им команду собрать.
(Все.) Примите их, пожалуйста, в институт без экзаменов, они у нас лучшие.
Выпускник. Вот, какие у нас учителя заботливые, переживают о нас, мы ценим их не только за знания и профессионализм, они поражают нас неординарностью решений и поступков. Примите в подарок, наши дорогие, непредсказуемые, удивительные учителя, эту песню.
(Звучит песня “Журавлиная песня”) Приложение 4
А среди всех учителей есть тот “классный” классный руководитель, который шёл с нами бок о бок все наши школьные годы. Так случилось, что в вихре школьных лет, как в кружении вальса, сменялись у нас классные руководители, но мы помним всех вас – Бронников Михаил Николаевич, Громак Наталья Михайловна, Ширяева Галина Анатольевна, Архипова Ольга Ивановна, Пажинская Нина Николаевна, Войтович Татьяна Михайловна, Ефименко Наталья Викторовна. Вы были с нами и в радости и в беде, вам несли мы свои проблемы, у вас просили совета и помощи. Спасибо вам за всё! Вам поём мы эту песню.
(Звучит песня “Классные мамы” на мотив песни “Беловежская пуща”) Приложение 5
Выпускник.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Выпускница.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать!
Выпускник.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Выпускница.
Ещё не сказаны друг другу последние слова, ещё впереди экзамены, консультации, выпускной вечер. А пока…
(Звучит песня “Дорогие учителя”) Приложение 6
(Вокальная группа учителей совместно с выпускниками исполняет песню “Прощание”) Приложение 7
Выпускник.
Ты смотришь тревожным и ласковым взором
В предчувствии новых путей и дорог.
Он скоро раздастся по всем коридорам –
Весёлый и грустный последний звонок.
Выпускница.
От этих минут никуда нам не деться,
И каждый из нас с этим чувством знаком.
И значит, не только лишь школьное детство
Уходит от нас с этим школьным звонком.
Выпускник.
Мы здесь научились мечтать до рассвета,
Держать перед совестью нашей ответ.
И это из многих учебных предметов,
Наверное, самый серьёзный предмет.
Выпускница.
Вот пьеса о детстве подходит к развязке.
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Выпускник.
Не каждая тропка окажется гладкой,
Не все испытания будут легки.
И жизнь перед нами лежит как тетрадка,
В которой пока ещё нет ни строки.
Выпускница.
Звени же над прошлым и настоящим,
Над всем, что берёг ты и что не сберёг.
Звени же над детством моим уходящим,
Весёлый и грустный последний звонок.
Звенит прощальный школьный звонок!!!