1. Проектная деятельность как средство обучения.
В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.
В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.
Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.
Структура учебной деятельности |
Деятельность участников проектного обучения |
1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности |
1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности |
2. Учебные действия по достижению цели |
2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций |
3. Учебный контроль |
3. Контроль, коррекция |
4. Оценка деятельности, рефлексия |
4. Оценка деятельности, рефлексия |
Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.
2. Проектная деятельность как средство развития личности.
Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение младших школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать сою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
3. Технология выполнения творческих проектов в начальной школе.
Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.
На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.
4. Осуществление проекта.
Рассмотрим один из примеров осуществления проектной деятельности в организации внеклассной работы учащихся младших классов.
Проект: «Классная коллекция «Зеленый пылесос».
Возраст участников: 8-9 лет (3 класс).
Время: долгосрочный проект.
Тема: Классная коллекция «Зеленый пылесос»
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что традиционная система обучения вынуждает школьников на протяжении учебного года находиться большую часть времени в замкнутом помещении классной комнаты, что пагубно влияет на их здоровье.
Цель проекта. На основе исследования ближайшего природного окружения создать коллекцию комнатных растений, положительно влияющих на здоровье человека.
В ходе реализации проекта выделилось несколько этапов деятельности.
5. Этапы проектной деятельности.
I. Заявление цели проекта.
Одно из первых обращений второклассников к ближайшему природному окружению - комнатным цветам, состоялось во время изучения темы «Комнатные растения». Ребят заинтересовала возможность открытия тайн происхождения и жизни комнатных растений, их роли в жизни человека.
Так одной из задач проекта стало изучение комнатных растений, раскрытие секретов их происхождения и ухода за ними с целью создания классной коллекции, благотворно влияющей на здоровье учащихся.
II. Планирование.
Разработка плана действий, выделение подтем и формирование творческих групп.
Были выделены следующие подтемы:
- Видовой состав растений, их название, Родина, условия жизнедеятельности.
- Правила организации коллекции и условия содержания «живых» экспонатов.
- Изучение влияния комнатных растений на здоровье человека.
- Формирование состава коллекции, благотворно влияющего на здоровье учащихся.
Участники проекта разделились на творческие группы: цветоводы, художники, корреспонденты. Задачи каждой группы были определены в соответствии с подтемами.
III. Исследование.
Цветоводы осуществляют практический уход за экспонатами коллекции и формулируют правила ухода в виде «Памятки цветовода». Художники рисуют растения классной коллекции для иллюстрированного каталога. Корреспонденты производят изучение литературы о растениях, готовят сообщения.
Учащиеся работают с информацией индивидуально и в группах. Учитель наблюдает и консультирует ребят. В работе используется «Атлас – определитель» А.А. Плешакова, энциклопедический справочник «Все о комнатных растениях» Д. Хессайона, книга Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями».
Организуя деятельность учащихся, учитель имел возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Для этого использовались различные по уровню сложности задания. Одни дети получили репродуктивные задания на воспроизведение по образцу, другим были предложены поисковые задания.
IV. Результаты и выводы.
Затем было проведено исследование накопленного материала, определены формы выражений итогов деятельности каждой группы и общего результата исследовательской деятельности.
В результате анализа собранного материала были выделены группы растений по их влиянию на здоровье школьника: растения, обеззараживающие воздух, растения – фитофильтры, растения, способные вызвать аллергию.
На основе проведенного анализа учащиеся решили изменить видовой состав коллекции, увеличить долю растений с антибактериальной и антивирусной активностью и исключить растения – аллергены.
Результатом работы групп стали: картотека и иллюстрированный каталог классной коллекции, паспорт растений, «Памятка цветовода» по уходу за «зелеными» экспонатами коллекции, карта «Родина проживания растений», таблица «Светолюбивые и тенелюбивые растения», справочник растений, благотворно влияющих на здоровье человека.
На основе качественного и количественного анализа состава классной коллекции проведена их корректировка в соответствии с результатами исследования.
Экспонаты коллекции были расположены в соответствии с требованиями к свету. Произведено закрепление каждого растения за цветоводами, деятельность которых регламентируется правилами ухода, сформулированными в «Памятке цветовода».
V. Защита проекта.
В процессе творческой работы над проектом дети получили глубокое удовлетворение от сделанного, продолжили создание коллекции комнатных растений у себя дома, осуществили прогнозирование дальнейшего совершенствования классной коллекции. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получили возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.