Цели урока:
- формирование читательской культуры;
- выработка навыков художественно-тематического изучения произведения, нахождение художественно-языковых средств;
- формирование представлений о межтекстуальных связей произведения, воспитание любви к малой Родине.
Задачи обучающего характера:
- формирование представлений о стихотворной речи;
- знакомство с литературоведческими понятиями;
- овладение учащимся техникой чтения и выразительным чтением;
- обучение ритмической схематизации;
Музыкальное оформление.
Оборудование: портрет. С. Никитина; эпиграф; словарь; репродукции картин; тексты; методический прием: набор шляп(на доске):
- 1 шляпа –красная :эмоциональное восприятие текста;
- 2 шляпа -белая: изложение фактов, описаний;
- 3 шляпа -чёрная; критическая, негативная;
- 4 шляпа- жёлтая: что есть хорошего, положительного;
- 5 шляпа- синяя: поисковая;
- 6 шляпа- зелёная: творческая.
Эпиграф: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни... Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. — будем охранять наши леса, степи, горы... Рыбе — вода, птице — воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Словарь:
- Меркнут- делаются не яркими;
- Лозняк- ивовый кустарник;
- Шест- длинная палка;
- Ракиты- кусты на берегу реки.
Слово учителя: В одной газете, в репортаже о Японии я прочитала интересную статью. Житель Японии говорил, что их страна очень маленькая по размерам, что мало у них лесов, водоемов и так далее. И горячо призывал к защите и охране флоры и фауны страны. И мне вспомнилась строчка из песни, которая раньше звучала очень часто:
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...»
И я задумалась, что неужели, если у нас всего этого много, то отношение к природе у людей пассивное.
Что для вас значит такое выражение: любить природу, любить человека, испытывать любовь человека к чему-либо. Приведите пример из домашней работы: «Счастье - это быть с природой». (зачитывают из домашних сочинений).
Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее?
Что дает нам природа? (ответы)
Как вы понимаете эпиграф урока? (ответы)
-Черствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего кроме облаков.
Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.
-Не приходилось ли вам вставать рано утром на заре, бывать в поле, в лесу, на реке?
-Какие остались воспоминания о раннем летнем утре?
-Как оно начинается? Какими бывают до восхода солнца небо, трава, луг, кусты, деревья, река?
(рисуют под музыку).
Народный артист России Сергей Владимирович Образцов считал, что если человек ни разу не удивился тому, как меняется муха, если он ни потратил ни минуты на то, чтобы проследить, как смотрит щенок, не подметил, сколько у того жизни в глазах, такой человек никогда ни поймет ни искусства, ни красоты жизни. Вот так, а вы, ребята, наблюдательны ли? (ответы)
-Вот представьте себе, что вы увидели красивый цветок, что вы будете делать? (сорвем, оставим).
-Человек, который равнодушен к красоте как себя поведет? (Не заметит, пройдет мимо, не оценит)
-И ,наоборот, тонкая натура, открытая любой красоте в природе? ( Слишком заметит, слишком оценит и пощадит)
-А кто же сорвет? (Сорвать цветок, а заодно и все другие на опушке; может как раз тот, кто по своему духовному развитию находится между двумя типами людей)
Природа во все века поэтически воспринималась людьми. Вдохновляющую силу Российской природы воспевали выдающиеся художники, музыканты, поэты.
Сегодня мы познакомились с одним стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро».
Попытаемся изобразить на бумаге все, что вы увидите за словами и попытаемся проанализировать язык стихотворения. Сейчас я прочитаю стихотворение ваша задача слушать. (Чтение стихотворения, словарь на доске).
-Итак, представьте себе, что в один из дней вы очутились вместе с поэтом на берегу озера в предрассветную пору.
Учитель рисования:
-Пред вами во всем величии милая, неброская природа России. Внимательно рассмотрите картины, представленные на выставке. Используем в работе желтую шляпу. Есть ли среди картин лишняя и почему? Какое настроение вызывает каждая из картин? Какие чувства Сочные яркие краски. Но как бы ни была богата русская природа, ее ресурсы небезграничны, а красота - хрупка.
Синяя шляпа (поисковая).
Мы попытаемся выразить чувства, мысли, навеянные стихотворением Никитина и изобразить на бумаге.
Рисунок учителя изо. (в конце работы над стихотворным текстом.)
В работе зеленая шляпа.
«Звезды меркнут и гаснут».
Что означают эти слова, какую картину рисуют и как мы это покажем?
Вы говорили: на небе появляется заря, а поэт сказал иначе? «В огне облака». Перед нами снова целая картина.
Кто-то из вас заметил, что рано утром, когда еще не поднялось солнце,
бывает туман. Почему пар и почему расстилается? Как это изобразить?
Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром?
Какая бывает вода? Никитин назвал ее зеркальной А это как показать?
Дальше: «Дремлет чуткий камыш». (Работа с понятием чуткие люди) А как изобразить чуткий камыш?
«Потянул ветерок...» Почему потянул, а не подул?
Были «тишь, безлюдье», а теперь? Вода уже не зеркальная, «воду морщит, рябит». (Изображаем).
В работе жёлтая шляпа. Поэт рассказал не только о том, что видишь, но и что слышишь:
«Пронеслись утки...», «Рыбаки в шалаше..» Как это показать?
А что же происходит теперь на небе? «А восток...» Как нам это показать? А лес? Почему он улыбается? Разве может лес улыбаться? Как нам это изобразить? Но вот солнце. Вы говорили: поднимается солнце. А у Никитина? «Золотыми потоками хлынуло». Почему золотыми потоками? И что означает слово хлынуло? Как нам этот момент показать? Поэтический текст стал таким образом выражением собственных наблюдений. Помогла ли вам эта работа понять данное стихотворение?
Черная шляпа. У всех получились пейзажи не похожие один на другой. А почему? Оцените друг друга. Так и должно было быть, так как каждый из вас по-своему услышал стихотворение и по-своему смог выразить свои чувства. Озаглавьте свои картины (Ребята предлагают варианты и записывают).
-На сколько частей можно разделить данное стихотворение? (на 4)
В первых трех говорится о постепенном пробуждении природы, а в четвертой - о чувствах пахаря. Прочитайте стихотворение про себя. Используем уже знакомый нам метод - метод «шести шляп». Главное держать жанр.
В работе красная шляпа. (см. на доске, что она означает)
-Понравилось ли вам это стихотворение. Поделитесь своими впечатлениями. А для этого я вас попрошу написать в тетради слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста. А теперь запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу. (ответы ребят)
-Когда же в действительности жил поэт? Посмотрите , кто выезжает утром в поле? ( Пахарь с сохой) И сохи –то уже давным-давно нет, и пахарями теперь крестьян не называют.
Можете вы узнать из стихотворения, легко ли ему жилось?(трудно)
-Докажите текстом. («Не боли ты, душа, отдохни от забот».
-Что-то было у него в жизни тяжёлое, видно , что он страдал. А посмотрите, какую красоту увидел и какое светлое стихотворение написал!
-Обратите внимание, какими словами оно кончается-«Здравствуй, солнце да утро весёлое!» То есть «Здравствуй, жизнь!»
-Как менялась природа от первых предрассветных минут до полного восхода солнца?(она делалась всё радостнее, веселее).
-Оживление, радость жизни , приходящая на землю вместе с восходом солнца , не может не действовать на поэта. Смотрите , как ласково он говорит о природе: солнышко, птички , ветерок, тропинка. Таково извечное свойство природы- возвращать уставшему человеку радость жизни. Вот и Никитин, крестьянский поэт, почти самоучка, посвятивший много стихотворений крестьянским детям, не мог не писать о природе.
В его трудной жизни- а он очень много испытал горя на свете- природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение.