Цели:
- закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
- научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.
ТСО и наглядность: ПК, мультимедийный проектор, экран, ЦОР - «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика»
Эпиграфы:
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются жетоны, которыми награждаются победители тех или иных конкурсов. Жюри выбирается из старшеклассников и нескольких учеников класса. Ребята заранее сами выбирают конкурсы, в которых будут участвовать, и сообщают о своем выборе учителю, чтобы он мог подготовить нужное количество карточек с заданиями. В ходе урока проводятся также соревнования, в которых может принять участие весь класс.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество!»
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителя найдем!
II. Конкурсы.
1. Конкурс разминка!
Конкурс в форме физического диктанта. Учащиеся должны записать окончание каждой фразы на листочках, которые сдаются и проверяются жюри.
2. Конкурс «Аукцион».
В конкурсе участвуют все учащиеся. На обсуждение выставляются по очереди лоты (предметы, графики, плакаты). Задача учащихся - как можно больше сообщить о данном лоте. Информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.
3. Конкурс «Опыт! Опыт!».
Четыре участника, выбравшие этот конкурс, разбиваются на пары и получают экспериментальное задание. Работая с лабораторным оборудованием, письменно оформляют результаты своих измерений и сдают «научные работы» жюри.
4. Конкурс любителей кроссвордов.
Выбравшие этот конкурс разбиваются на пары и в течение 15 минут разгадывают кроссворды, предложенные учителем на листках, интерактивный кроссворд. Ответы сдаются жюри.
5. Конкурс «Люблю задачи я!».
Участники этого конкурса должны в течение 10 минут решить как можно больше задач. Условия записаны на карточках, они выдаются по мере решения. Листки с решениями сдаются жюри.
6. Тест по теме Электрический ток»
Конкурсы 4 и 5 ,6могут идти параллельно, тогда на решение задач выделяют тоже 15-20 минут.
С интерактивным кроссвордом и тестом учащиеся работают на ПК.
7. Викторина.
В викторине участвует весь класс. Каждый ответ оценивается жетоном.
Задания и вопросы к конкурсам и викторине
1. Конкурс «Разминка».
1 вариант | 2 вариант |
Электрическим током называется...
Единица электрического сопротивления... Формула закона Ома для участка цепи... Мощность равна отношению работы к ... Формула закона Джоуля-Ленца ... Электризация - это ... В ядре атома находятся ... Единица силы тока - … Удельное сопротивление показывает, какое сопротивление имеет проводник длиной ... |
Закон о тепловом действии тока принадлежит... Как искать общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно ... Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ... Электрическое сопротивление зависит от ... Электрическое напряжение измеряется ... Формула работы электрического тока ... 1 кВт-ч - единица ... Амперметр включается в цепь ... Электроскоп - прибор для ... |
2. Конкурс «Аукцион».
Лот № 1. График зависимости силы тока от напряжения.
Лот № 2. Эбонитовая палочка (кладется на предметный столик).
Примерные высказывания учащихся:
- Это физическое тело - эбонитовая палочка.
- Эбонит - это каучук с добавлением серы.
- При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
- Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги
- При электризации палочка заряжается отрицательно.
- При электризации электроны с меха переходят на палочку.
- Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
- Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится
- Эбонит - диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды.
- Две заряженные эбонитовые палочки взаимно отталкиваются.
Лот № 3. Амперметр.
Лот № 4. Прибор - вольтметр.
Примерные высказывания учащихся:
- Это прибор для измерения электрического напряжения – вольтметр.
- Шкала проградуирована в В, и предел измерения напряжения - ... В.
- Цена деления данного прибора - ... В/дел.
- Есть 2 клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной «+», возле другой «-»?
- Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение.
- Вольтметр включается в цепь с учетом полярности.
Лот № 5. Ампер Андре Мари. (Рассказать о жизни и деятельности учёного)
Лот № 6. Формула закона Ома для участка цепи: I= U/R.
3. Конкурс «Опыт! Опыт!»
1. У вас на столе имеется электрическая цепь, собранная по схеме. Замкните цепь и измерьте силу тока и напряжение на резисторе при разных положениях (1, 2, 3, 4) ползунка реостата.
1.1. Представьте результаты измерений в виде таблицы.
1.2. По полученным данным постройте график.
1.3. Сделайте вывод: как сила тока зависит от напряжения?
2. На вашем столе находятся источник тока, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода и выключатель. Соберите электрическую цепь по схеме, изображенной на рис. 3.
2.1. Как изменяются показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?
4. Кроссворд № 1. (интерактивный) Приложение 1
В каждую клетку поставьте буквы так, чтобы слова по горизонтали означали:
- Источник тока (элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
- Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
- Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
- Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
- Итальянский ученый построивший первый источник тока.
- Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
- Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
- Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
- Соединение электрических проводов.
- Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
- Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
- Итальянский ученый, в честь которого названы элементы - химические источники тока.
- Источник тока, требующий предварительной зарядки.
Ответы на кроссворд 1: 1. Термоэлемент. 2. Фотоэлемент. 3. Схема. 4. Ток. 5. Вольта. 6. Провод. 7. Приемник. 8. Выключатель. 9. Цепь. 10. Полюс. 11. Цинк. 12. Гальвано. 13. Аккумулятор.
В выделенных клетках - электрическая цепь.
Кроссворд №2.
- Вещество, не проводящее электричество.
- Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона.
- Сообщение телу электрического заряда.
- Частицы, из которых состоит ядро атома.
- Частицы, из которых состоит ядро атома.
- Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона.
- Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
- Прибор, служащий для обнаружения заряда.
- Одно из веществ, испускающих а-частицы.
По вертикали в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.
Ответы на кроссворд 2, По горизонтали: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3. Электризация. 4. Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электроскоп. 9. Радий. По вертикали: Резерфорд.
5. Конкурс «Люблю задачи я!»
- Какое количество электричества протекает в катушке гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА? Ответ: 1,44 Кл.
- При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции? Ответ: 24 к Ом.
- Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А. О т в е т: 8 В.
- Сопротивление 1 км проволоки 5,6 Ом. Определите напряжение на каждых 100 м проволоки, если сила тока в ней 7 мА. Ответ: 3,9 мВ.
- В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А.
- Какова длина проволоки? Ответ: 13,75 м.
- Одинакова ли мощность тока в проводниках? <Рисунок 5>
- Электрическая плитка при силе тока 5А за 30 мин потребляет 1080 кДжэнергии. Рассчитайте сопротивление плитки. Ответ: 24 Ом.
6. Тест по теме «Электрический ток».
7. Викторина.
1. Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке 6?
Ответ:
- Амперметр включен параллельно, а вольтметр - последовательно с электролампой, а надо — наоборот.
- При последовательном соединении элементов в батарею положительный полюс одного элемента надо соединить с отрицательным полюсом другого.
- Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.
2. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
Ответ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.
3.Что представляет собой молния?
Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока 10 000. А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.
4. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?
Ответ: Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. В конце 1876 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.
5. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?
Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом - вообще каким-нибудь образом соединилась с землей, - она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через ее тело в землю.
6. В 1876 г. на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?
Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
III. Подведение итогов. Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»).
Заключительное слово учителя:
- По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела —
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело, Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке - электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперед!
В ходе урока учитель работает с презентацией. (Презентацию вы можете получить, обратившись непосредственно к автору)
Литература:
- Алексеева М. Н. Физика - юным: Теплота. Электричество: Кн. Для внеклассного чтения. 7кл./Сост. М. Н. Алексеева. — М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Билимович Б. Ф. Физические викторины: Пособие для учителей - М.:Просвещение, 1967.--174 с: ил.
- Боброва С. В. Физика. 7-10 классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2003. – 54с.
- Панина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.- 128 с: ил.
- Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред, школы. -5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2003.- 191 с: ил.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. /Сост. В. А. Коровин.- М.: Дрофа, 2000.- 64 с.
- Перельман Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. Кн. 2-я.- М.: Наука, 1976.-272 с.ил.