За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике обучения. Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Конечно, все имеет свои причины, и для результативности применения кейсов в учебном процессе пока не хватает опыта. Вторая причина кроется в самом содержании кейсов. Российские кейсы чаще всего представляют собой истории для ознакомления, в то время как написание кейсов превратилось во всем мире в особый жанр учебно-методического творчества. И еще. Российских кейсов просто не хватает. Третья причина- недостаток учебного времени на уроке.
Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный анализ - вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
К кейс-технологиям относятся:
- метод ситуационного анализа;
- ситуационные задачи и упражнения;
- анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
- метод кейсов; метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Итак кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.[3]
Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций — придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?
Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации.Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д.
Третий вариант, по всей видимости наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.Приведу пример двух методов кейс-технологии, используемых мною на уроках информатики.
1. Метод инцидентов
Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.«Обучаемые (юристы, менеджеры, маркетологи, экономисты и пр.) получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь организации или фирме. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..." Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.[1]
«Компьютерный червь»Цель игры: формирование умения вырабатывать критерии отбора информации в соответствии с потребностью.
Время проведения игры 5 минут.Полный сценарий. Вы готовите оперативную справку (достоверную и фактическую информацию) о защите от компьютерного вируса. Вы подписчик почтовых сервисов Hotmail и MSN в течение некоторого времени не имеете возможности получать электронную корреспонденцию от клиентов компании и пользователей услуг ряда других Интернет-провайдеров. Трудности с доставкой почты вызваны значительным увеличением объемов корреспонденции, в котором частично виновен компьютерный вирус Sober.Вам известно, что каждое 22-е письмо, посылаемое сегодня по электронной почте, содержит последнюю версию "червя" Sober! В частности, для распространения он использует два вида писем: первое - сообщение на английском языке с темой "Ваш новый пароль". Письмо замаскировано под уведомление об изменении пароля, содержащее во вложенном файле данные для ознакомления - pword_change.zip. Во втором случае это письмо на немецком, якобы с фотографиями старых школьных друзей в файле KlassenFoto.zip. Оба сжатых файла включают в себя исполняемый файл PW_Klass.Pic.packed-bitmap.exe, который и является копией самого червя.
Вы должны учесть эту информацию при подготовке справки.После прочтения сценария ученик переходит к следующему экрану, состоящему из двух частей: «Краткий сценарий» и «Рабочее поле».
Краткий сценарий. На ленте новостей вы видите 4 информационных сообщения, описывающих ситуацию с компьютерным вирусом Sober. Выберите несколько сообщений, которые вы включите в свою справку.Рабочее поле. (на новостной ленте выбор нужного сообщения осуществляется кликом мыши в окошке около этого сообщения)
Журнал «Антивирус» |
Настоятельно рекомендуем устанавливать на рабочие станции персональные межсетевые экраны, а также специальное ПО для обнаружения программ, которые проникают на компьютер с рекламными (adware) или шпионскими целями (spyware), По нашим данным, червь Sober проникает в компьютер, используя методы социальной инженерии, затрудняя, а точнее говоря, парализуя работу электронной корреспонденции вашей компании. |
Пресс-служба журнала «Компьютерик». |
Перехват червя был осуществлен с помощью превентивной
технологии TruPreventTM. И теперь, в связи с резким увеличением числа
инцидентов, вызванных новым Sober, компания Pasanda Software информирует
пользователей, что он полезен, необходимо запустить зараженные файлы,
т.к. вирус может сам уничтожать вирусы с модификацией Sober в любом
зараженном компьютере.
Если Вы затрудняетесь сами правильно запустить программу и защиту своего компьютера, то наши специалисты всегда готовы Вам помочь, как советом по телефону, так и лично все, сделав у Вас на рабочем месте! |
Федеральная служба компьютерной безопасности. |
Новый вирус: 40 стран за 4 дня. Топ-пятерка вирусов, вызвавших наибольшее количество инфекций в этом году, выглядит следующим образом: 1. Червь W32/Sober. 1,65% Советуем, как можно чаще обновлять свои антивирусные базы и проводить полную проверку компьютера на наличие ВИРУСОВ. Помните, что завтра может быть поздно, не откладывайте! |
Агентство «Quitss.ru». |
Все черви Sober, зафиксированные в антивирусных базах с
начала года, ориентированы на Microsoft Windows. Настоятельно рекомендуется не пользоваться электронной почтой в течение 3-5 месяцев. Создайте карантин! И червь Sober сам умрет от голода. |
Журнал «Антивирус». |
Настоятельно рекомендуем устанавливать на рабочие станции персональные межсетевые экраны, а также специальное ПО для обнаружения программ, которые проникают на компьютер с рекламными (adware) или шпионскими целями (spyware), По нашим данным, червь Sober проникает в компьютер, используя методы социальной инженерии, затрудняя, а точнее говоря, парализуя работу электронной корреспонденции вашей компании. |
Пресс-служба журнала «Компьютерик». |
Перехват червя был осуществлен с помощью превентивной
технологии TruPreventTM. И теперь, в связи с резким увеличением числа
инцидентов, вызванных новым Sober, компания Pasanda Software информирует
пользователей, что он полезен, необходимо запустить зараженные файлы,
т.к. вирус может сам уничтожать вирусы с модификацией Sober в любом
зараженном компьютере.
Если Вы затрудняетесь сами правильно запустить программу и защиту своего компьютера, то наши специалисты всегда готовы Вам помочь, как советом по телефону, так и лично все, сделав у Вас на рабочем месте! |
Федеральная служба компьютерной безопасности. |
Новый вирус: 40 стран за 4 дня. Топ-пятерка вирусов, вызвавших наибольшее количество инфекций в этом году, выглядит следующим образом: 1. Червь W32/Sober. 1,65% Советуем, как можно чаще обновлять свои антивирусные базы и проводить полную проверку компьютера на наличие ВИРУСОВ. Помните, что завтра может быть поздно, не откладывайте! |
Агентство «Quitss.ru» |
Все черви Sober, зафиксированные в антивирусных базах с
начала года, ориентированы на Microsoft Windows. Настоятельно рекомендуется не пользоваться электронной почтой в течение 3-5 месяцев. Создайте карантин! И червь Sober сам умрет от голода. |
Критерии оценивания этого задания
Уровень. | Выполненные действия. |
Высокий. | Выбраны 1-й и 3-й источник. |
Средний. | Выбраны или 1-й, или 3-й источник. |
Низкий. | Выбраны источники 2 или 4 по раздельности или вместе, или в любой комбинации с источниками 1 и 3. |
Анализируем источники:
- Источник - Журнал «Антивирус» представлена достоверная информация. Данный источник следует выбрать.
- Пресс-служба журнала «Компьютерик»- скорее всего это заинтересованный источник. Если прочитать информацию, то убеждаешься, что данный источник выбирать не следует.
- Федеральная служба компьютерной безопасности – это не заинтересованный источнику информации, во вторых есть конкретные цифры. Данный источник информации следует выбрать.
- Агентство «Quitss.ru» - в представленной им информации нет ни одного факта, кроме того, информация о том, что «червь Sober сам умрет от голода» - это полнейшая глупость. Этот источник информации не стоит выбирать.
2. Метод ситуационно-ролевых игр
Разыгрывание ролей - более простой, чем дидактическая игра, метод обучения по характеру имитируемой ситуации, количеству действующих лиц, однозначности принимаемых решений, контролю ситуации и поведения действующих лиц со стороны преподавателя, продолжительности занятия[6].Ролевая игра «Магазин «Источник»».
Цель игры: формирование умения «интегрирование информации».Участники игры:
- менеджер по продаже аквафильтров;
- человек, который хочет купить аквафильтр;
- старший менеджер;
- распределить роли;
- каждому участнику выдать инструкцию, описывающую его роль, и заготовленные буклеты;
- предоставить участникам игры время на продумывание «легенды».
Инструкция менеджера по продажам.(Приложение1)
Инструкция человека, покупающего аквафильтр.Инструкция старшего менеджера.
Правило проведения игры. Игра с разными участниками может проводиться несколько раз. Но всегда информация (буклеты) остается одной той же. Может меняться «легенда» клиента и менеджера.Буклеты. (Приложение2)[4]
Замечание. Каждый участник должен четко сформулировать цель беседы.Например, клиент должен купить аквафильтр, который будет для него максимально комфортным; или он выберет фильтр исходя из своего финансового состояния. Именно это и входит в «легенду». Менеджеры должны сравнивать требования клиента и информацию из буклетов с целью выбора наиболее подходящего фильтра. Для этого они должны уметь на основе сравнения 6 источников сопоставить содержание буклетов, выявить основные параметры объектов «возможная модель аквафильтра», оценить информацию на ее полноту, актуальность и полезность.
Например, в буклете Фильтр AQUAPHOR "Ультра" нет данных по ресурсу, цене и удаляемым загрязнениям в воде, а в буклете Фильтр AQUAPHOR "Модерн" исп.1- необходимо обратить внимание на достоверность информации.Понаблюдайте, как учащиеся справятся с этой проблемой.
Список литературы:- http://msk.treko.ru
- Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А., Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. Соломина В.П., СПб, «Питер», 2004 г.,
- Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.
- http://www.vodofiltr.cataloq
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. – М. : Издательский цент «Академия», 2006. – 400с.
- http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch2/glava_2_1.html