Тематический классный час "Разговор о деньгах", 10–11-й классы

Разделы: Классное руководство

Классы: 10, 11


Цель

Обсудить с учащимися значение денег в жизни человека.

Диагностировать знания учащихся в форме опросов и викторины по теме.

Предварительная подготовка

  1. Группа учащихся подбирает пословицы и поговорки о деньгах, другая группа - высказывания купцов об этике бизнеса.
  2. Учащиеся готовят ответ на вопрос: на что бы вы потратили свои первую зарплату?
  3. Группа учащихся слайды с информацией приложений.

Ход классного часа

I. Слово ведущего

В отношениях людей деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как высказался об этом А.С. Пушкин в “Скупом рыцаре”:

Барон смотрит на свое золото.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп - я захлебнулся б
В моих подвалах верных.

Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми.

А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: “Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги, поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие”.

В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах как порождении сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это зло, от которого нужно избавляться.

ІІ. Конкурс знатоков народной мудрости.

Вспомните известные пословицы, которые имеют отношение к деньгам. Проводится конкурс-аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Деньги любят счет.
Свой грош везде хорош.
Копейка рубль бережет.
Богатство разум рождает.
Долг платежом красен.
Долго спать - с долгом встать.
Денег куры не клюют.
И слова не скажи, только грош покажи.
Денежка дорожку прокладывает.
Захочешь добра — посыпь серебра.
Тот мудрен, у кого карман ядрен.
С деньгами мил, без денег постыл.
Есть грош, так будет и рожь.
Денежка не бог, а бережет.
Денег наживешь
- без нужды проживешь.
Лишние деньги - лишняя забота.
Через золото слезы льются.
И то бывает, что и деньгам не рад.
Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.
Будешь богат, будешь и скуп.
Не хвались серебром, хвались добром.
Без денег сон крепче.
Меньше денег - меньше хлопот.
Без нужды живет, кто деньги бережет.

И снова противоречие: “Денежка дорожку прокладывает” и в то же время “Лишние деньги - лишние заботы”. В чем же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна. Основа всякого суеверия - непонимание. А природа денег оказывается достаточно сложной, в чем сегодня вы могли убедиться. “Даже любовь не свел с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег,- заметил по этому поводу Уильям Ю. Гладстон, премьер-министр Великобритании. - Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания”.

III. Природа денег. Обсуждение с учащимися.

Есть еще один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как природная стихия, причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение - это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно чувствовать.

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа-миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно. Герой популярного у нас романа С. Моэма “Бремя страстей человеческих” считает свои деньги едва ли не на каждой странице. Плохо это или хорошо? От несчастного случая не спасет, но от грубых ошибок защищает.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.

В 90-е годы XIX в. электрическая компания в Детройте приняла службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работ по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над нов машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: “Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути”.

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том,

что деньги - зло. Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать все, сами готовы все сделать за деньги.

IV. Анкетирование.

Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются. (Приложение 1)

V. Работа класса.

Действительно, если всерьез задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не все. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет:

  • познание окружающего мира,
  • спокойная и безопасная жизнь,
  • постоянное саморазвитие,
  • пища,
  • влияние на других людей,
  • модные вещи, одежда,
  • любовь,
  • самоуважение,
  • хорошее здоровье,
  • уважение близких,
  • хорошо устроенный быт,
  • дружба,
  • образование,
  • развлечения,
  • общение с природой,
  • общение с людьми.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: “Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого”.

VI. Далее слово педагога.

Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми. Такая мысль заложена в тех заповедях русских купцов, которые не утратили своей актуальности и в наши дни и о которых неплохо было бы знать современным предпринимателям.

Учащиеся приводят высказывания купцов. (Приложение 2)

VIII. Обсуждение темы “На что потратить первую зарплату”

IX. Советы учащимся:

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже сколько - на любимую женщину.
  2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой.
  3. Планируя расходы, будьте сдержанны.
  4. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  5. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
  6. Старайтесь не влезать в долги!

X. Викторина. (Приложение 3)

Дополнительная информация для ведущего

Деньги - одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике - какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах - рис, на побережье Западной Африки — раковины-каури, на Руси - скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра - гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н. э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны - Монеты. Отсюда пошел термин “монета”. Монета - денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском-штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIII в. до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах. В Италии в XII в., во Франции при Людовике IX они представляли как бы обязательства на будущие платежи. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце ХVІІ - начале XVIII вв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, так как это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги.

Большое распространение в развитых странах Запада получил система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитований. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 г., ее размеры 2x2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в $10 000 отчеканена из платины в 1993 г. Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов, уплачена 30 июня 1974 г. на аукциона в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.