Актуальность:
“Школа и семья-два важнейших
образовательных института, которые
изначально призваны дополнять
друг друга и взаимодействовать
между собой”
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19. 52 закона Российской Федерации “ Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Сегодня ко мне пришло понимание того, что роль семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка огромна.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных имеющих одного ребёнка семей – всё это приводит к отдалению детей от родителей. К тому же у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, налицо психолого-педагогическая безграмотность. Особенно ярко это можно наблюдать в нашем посёлке.
Доказано временем, я в этом глубоко убеждена, что воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребёнка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребёнку.
Только взаимодействуя между собой, мы сможем добиться положительных результатов в развитии личности детей.
Основная проектная идея: создание семейного клуба “Родничок”.
Цель: создать систему воспитательной работы в классе, через совместную
полезную деятельность родителей и детей.
Задачи:
- изучать воспитательные возможности семей, повышать их воспитательный потенциал, выработав единые требования семьи и школы;
- обеспечивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
- разработать вместе с родителями модель их совместной полезной деятельности с детьми;
- сформировать годовой круг традиционных дел в классе, позволяющих оптимально вовлечь учеников и их родителей по способностям.
Сроки реализации: 2007-2010гг (2007 - 2008 – 2 класс;
2008 – 2009 – 3 класс;
2009 – 2010 – 4 класс)
Ожидаемые результаты:
дружный коллектив “социально – активные ученики и их родители”, способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем работу других. Выпуск фотоальбома “Наша дружная семья”.
Критерии оценки уровня развития классного коллектива и активности родителей(Приложение №1)
Участники проекта: родители, дети, классный руководитель, члены
педагогического коллектива, жители посёлка.
Необходимые ресурсы: кабинет начальных классов, спортзал, библиотека,
компьютер, магнитофон, видеокамера,
методическая литература, классный руководитель 1
категории, социальный педагог школы, интернет,
ФСК, объединения дополнительного образования.
Механизм реализации: внеклассная работа, утренники, праздники,
дополнительное образование, клуб “Родничок”, работа Родительского комитета, планирование, проектирование системы работы с классом, ОДИ- образные разработческие мероприятия (Приложение 5).
План – карта действий по реализации проекта:
(одновременно действующие модули)
Организационный этап |
Модуль 1 | изучение необходимой литературы,
работа с родителями на понимание их
ответственности в воспитании детей,
планирование работы на весь период действия
проекта совместно с родителями и детьми; подготовка материалов для диагностической работы; изучение семей учащихся класса. |
Практический этап |
Модуль 2 | регулярное проведение родительского всеобуча (родительские собрания, правовое просвещение, индивидуальные и групповые консультации, родительские вечера). |
Модуль 3. (Приложение 4). |
сотрудничество по всем направлениям деятельности класса (помощь в организации классных часов по интересам; помощь в проведении: творческих дел, классных вечеров, праздников, спортивных мероприятий, экскурсий, турпоходов). | |
Отслеживание результатов |
Модуль 4. | Анкетирование, опрос родителей,
педагогов. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол) Ежегодный конкурс “Семья года”. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией. |