Цели учителя:
- обеспечить условия для закрепления детьми умения складывать однозначные числа с переходом через разряд;
- развивать логическое мышление, воображение, интерес.
Цели ученика:
- учусь работать в парах, в группах, индивидуально;
- учусь слушать, задавать вопросы, быть комментирующим;
- учусь решать примеры на сложения с переходом через разряд;
- учусь решать задачи.
Демонстрационный материал: памятка «Как работать над задачей», лисичка из геометрических фигур, альбомный лист для оценивания работы групп.
Раздаточный материал: домики «Состав числа», альбомные листы, пазлы «Сложение и вычитание в пределах 20», конверты с геометрическими фигурами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- Посмотрите в глаза соседу по парте, поприветствуйте его глазами, прикоснитесь к нему рукой, передайте рукой и глазами, что вы желаете ему доброй работы, хорошего настроения. Всё ли у вас в порядке на рабочем месте? («У меня тоже каждый предмет лежит на своём месте, я стараюсь, чтобы тем, кто со мной рядом работает, было удобно»).
Покажите соседу глазами, что вам удобно и можно начинать работу.
2. Начнём урок с задания на внимание. Как вы думаете, почему мы начинаем урок с такого задания? Обсудите в парах. Кто хочет поделиться с классом своими мыслями?
Молодцы, ребята, вы справились с заданиями.
3. Работа в парах «Пазлы». Для чего? Что повторим?
4. Индивидуальная работа: Посмотрите на карточки, которые у вас на столе. Для чего вам раздала карточки? Как вы будете выполнять задание? Оцените свои силы: «Сможете вы его выполнить?» Кому нужна помощь. Определим помощников (учащиеся работают с составом чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19).
- Чему задание помогает учиться? Какие задания мы сможем выполнить, опираясь на состав числа?
5. Работа с учебником.
Будем выполнять задание «цепочкой», используя комментирование.
Комментирующий ученик: «9+8=. Надо дополнить 9 до 10, 8 – это 1 и 7. 9 и 1 - это 10. Осталось прибавить 7, 10+7=17, значит, 9+8=17. Выполню другим способом 8+9=. 9 – это 2 и 7, 8+2=10, 10 +7=17, значит, 8+9=17. От перестановки слагаемых сумма не меняется. Значит вычисление выполнено, верно. Запишем выражение в тетрадь 9+8=17.»
Решаем 2 столбика, комментируя всему классу, а 3 столбик - в паре, при этом по очереди комментируем выражения, (ученики решают выражения).
- Кому было легко решать примеры? Кто испытывал трудности при решении примеров? Скажем, друг другу, как решаем такие примеры. Опустите голову на руки, закройте глаза. Проговорим алгоритм решения выражений: «Вначале надо дополнить до10 первое слагаемое, а затем прибавить к 10 остальные единицы».
6. Физминутка.
7. Решаем задачу в группах. Что для этого надо? Повторим памятку работы над задачей (на доске алгоритм):
- Читаю задачу, разбивая её на смысловые части (условие, вопрос).
- Что поможет решить задачу? (делаем рисунок).
- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что из этого нам известно?
- Что нужно знать?
- Мы сможем ответить на вопрос задачи?
- Составим план решения задачи (+, - )
- Реши задачу. Записывай решение, обосновывай действия.
- Проверь, ответил ли ты на вопрос задачи?
- Можно ли решение записать другим способом?
- Проверь своё решение?
(Дети решают задачу. Учитель проходит по классу и проверяет работу групп.)
Проверяем решение задачи. Кто хочет рассказать, как решали? Можно ли было задачу решить другим способом? Какую задачу из учебника сможете выполнить таким же способом? Эта задача будет для домашнего решения. Отмечаем задание на дом.
8. Я несчастная лисичка.
Ветер дунул посильней -
Я на части развалилась
Собери меня скорей.
(Дети работают в парах с геометрическими фигурами)
Кто от пары расскажет классу, по какому принципу собирали лисичку?
9. Логические задачи.
Работаем в группах на альбомных листах.
1 группа - задание А
2 группа - задание Б
3 группа - задание В
4 группа - задание Г
Секретари групп прикрепляют альбомные листы с решением на доску, остальные группы проверяют и оценивают.
10. Итог урока: - Расскажите друг другу в парах чему учились.
- Что понравилось? Что получилось? Что было трудно? Что может пригодиться на будущих занятиях? Оцените работу своей группы, поставьте оценку на альбомных листах.
Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.