Цель: формирование нравственной культуры учащихся, понимания значения таких нравственных категорий, как доброта, человечность, милосердие.
Оформление кабинета: на доске – плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго “Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”, высказывания русских писателей о доброте, наборное полотно с пословицами и поговорками о доброте.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
“В человеке должно быть все прекрасно…” Кто не знает этих слов из письма Антона Павловича Чехова к брату, слов, в которых гуманизм Чехова, его вера в человека выразились столь ярко и полно. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно – самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от пережитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служили, чему отдавали силы. Все силы человека должны быть направлены на то, чтобы с каждым часом становиться лучше, чем есть. Становиться лучше трудно: нужно каждый день преодолевать себя… Под силу ли?
Быть нужным людям – вот для чего человек должен развить себя, свой ум, углубить свои чувства. Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
Будь щедрым! Время не забудет
Хорошим словом помянуть
Того, кто сердце отдал людям,
Запомни это, щедрым будь!
Щедрость души – это суть доброго отношения к людям.
Ученик: Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом! П.П. Елфимов
Ученица: Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Вспомним слова Л.Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И.С.Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево”. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые отчаяния, страдает.
Ученик: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к “братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
Ученица: Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”. (Звучит гитара, исполняется “Пожелание друзьям”)
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно:
То вместе, то поврозь, а то – попеременно.
Не будем придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, - не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь – короткая такая!
Б.Окуджава
Ученик: Из далекой – далекой древности, из VI века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”. Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: “К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе”.
Ученица: Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи ночи и дни были заполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разлукой, голодом и выстояли в них.
Ученик: Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду
Сохранить бы добросвет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то…
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Все от мамы – все она! В.Петров
(Звучит песня “Родительский дом”)
Ученица: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Пусть примером для вас станет отношение поэта С.А. Есенина к животным. Вспомните его стихотворные строки:
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Ученик: Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою В вагонах, забыв передряги,
Лохматую рыжую спину: Курили, смеялись, дремали…
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Тут, видно, о рыжей дворняге
Но все же тебя я покину. Не думали, не вспоминали.
Швырнул под скамейку ошейник Не ведал хозяин, что где-то
И скрылся под гулким навесом, По шпалам, из сил выбиваясь,
Где пестрый людской муравейник За красным мелькающим светом
Вливался в вагоны экспресса. Собака бежит, задыхаясь!
Собака не взвыла ни разу, Споткнувшись, кидается снова,
И лишь за знакомой спиною В кровь лапы о камни разбиты,
Следили два карие глаза Что выпрыгнуть сердце готово
С почти человечьей тоскою. Наружу из пасти раскрытой.
Старик у вокзального входа Не ведал хозяин, что силы
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга? Вдруг разом оставили тело.
Эх, будь ты хорошей породы… И, стукнувшись лбом о перила,
А то ведь простая дворняга! Собака под мост полетела…
Огонь над трубой заметался, Труп волны снесли под коряги…
Взревел паровоз что есть мочи. Старик! Ты не знаешь природы:
На месте, как бык, потоптался Ведь может быть тело дворняги,
И ринулся в непогодь ночи. А сердце – чистейшей породы!
Э.Асадов
Ученица: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.
Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись,
В её лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями –
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь? Дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым,
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
В.Суслов.
Ученик: Опять в жару горят леса,
И раскаленно дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне все простить готово.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: Человек,
Спаси! Ты можешь все на свете!
В.Молодяков.
Ученица: Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
Ведь море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля.Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть извечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться -
Пусть расправит крылья раненая птица.
Т.Шеханова.
Ученик: Лес трепетал…
Лес трепетал в лучах дождя,
Лакал бельчонок жадно воду,
И мокрый шмель,
В дупле гудя,
Бранил напрасно непогоду.
Над прошлогоднею листвой
В раздумье странном
Лось склонился.
Меня увидев, удивился,
Что я не тороплюсь домой.
Легко ко мне шагнув навстречу,
Тряхнул тяжелой головой:
- Чего боишься, человече?
Нам нечего делить с тобой.
Над нами гром все громче ухал –
Лось был отменным храбрецом.
Я почесал его за ухом,
А он лизнул меня в лицо. Е.Антошкин.
Ученица: Травиночка – кровиночка земли.
Признаемся – мы это позабыли.
И, вроде, землю – нет, не разлюбили.
Ведь в детстве с каждым деревом дружили…
А выросли – срубили и сожгли.
И службу бесхозяйственно верша,
Мы портим реки, пашем луговины,
И рыба мрет, и падают лесины,-
Но не болит холодная душа…
Преобразуй, используй и твори!
Да только помни, что твое начало
В том, чтоб земля травинками дышала
И, словно на руках, тебя качала
На тех лугах, что каждый год цвели.
Травиночка – кровиночка земли. Н.Перминова.
Ученик: Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета,
И ветрам нет до ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О! Как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Нам суждено дышать всем воздухом одним.
Давайте-ка мы все навек объединимся!
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Учитель: Доброта и любовь ко всему живому – категории вечные, они не меняются веками.
(Звучит песня “Живи, Земля!”)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Ученица: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то. И.Романов
Ученик: Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле. А.Лесных
Учитель: Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.
Звучит песня “Дорога добра”
1.Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет, не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.
3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.