Цель:
- Пробудить интерес к своему имени.
- Углубить представления об именах, их происхождении и значении.
- Воспитывать чувство гордости за свое имя, уважение и любовь к предкам.
Оборудование:
- плакат “Праздник твоего имени”, эмблема “именное дерево”, на стенах фотографии, рисунки, шаржи;
- у каждого ребенка на груди “сердечко” с его именем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.
Итак, сегодня праздник-игра “Праздник твоего имени” (хором).
- Ребята, скажите, что есть у каждого человека, живущего на Земле?
- Конечно – имя. Есть ли кто-нибудь в классе без имени? А среди ваших друзей и знакомых? Ну, вот видите.
- Откуда пришли ваши имена? Мама с папой придумали.
- А откуда они их взяли? Послушаем?
1 чтец:
В русском языке есть русские имена, например, Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие.
Учитель:
- Почему мы сразу поняли, что они русские? Потому что, если послушаем их внимательно, то сразу поймем, что они значат. Всеволод – “владеет всем”
- А чем владеет Владимир?
- Людмила – она какая? Для кого?
- У вас прекрасные благозвучные имена. А вот какую историю описал в своем шуточном стихотворении Юрий Благов.
- Дед, старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих громко:
Товий, Муций… Свен… Орест… - Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем посовременней –
Гелий... Атом… Космодром… - Дочь, захваченная спортом,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвич… Сельвин… Джон… - Бабка с нехристями знаться,
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сытой… Кузьма… Фома… - Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорила, а утром
Мальчик назван был Петром.
- Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?
- Кто знает, что обозначает имя Петр? (“Камень”, греческое)
- Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя? (Высказывание)
- Вот какие у вас прекрасные имена. И очень древние. Эти имена стали широко распространяться на Руси 1000 лет назад. В старину говорили, что имя это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые качества, точнее говоря – достоинства. Родители никогда не называли свое чадо плохим именем. Они желали ему добра и верили в его жребий.
- Многие имена нам подарила культура далеких стран. Например, из Греции и Израиля они были завезены христианами. Дело в том, что эти имена очень часто встречались в священных книгах и преданиях христиан. Постепенно их полюбили и приняли. Иван и Анастасия, Максим и Елена так называли тех, кто вышел победителем из самых страшных испытаний и стал святым.
- И я, ребята, надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильными, храбрыми, красивыми, умными. Словом, такими, какими сами хотите быть…
- А сейчас поиграем.
Конкурс “Тёзки”
Нужно назвать известных вам тезок (по очереди).
Конкурс “Самое длинное имя”
Ребята, когда вы вырастите, ваши имена тоже “вырастут” и будут звучать по-другому. Произнесите свое имя шепотом и подсчитайте количество букв в нем. Побеждает тот, у кого в имени наибольшее количество букв. (Костя – 10, Настя – 9.)
Конкурс “Отгадай имя куклы”
- У куклы в кармашке ее имя, написанное на листочке. Кто отгадает имя куклы, тот и станет ее хозяином, а еще, сможете подарить ее своему другу или сестре.
- Устали? Продолжаем!
Кроме имен собственных, бывают ваши имена нарицательные. Это очень просто. Кто знает?
- Как ласково вас называют близкие родственники? (Ответы.) Вот это и есть имя нарицательное, т.е. относящееся ко всем тем, кого нежно любят.
Конкурс “Алеши, встаньте”
- В классе есть дети с одинаковыми именами. У нас в классе 3-го Алёши. Я даю детям команды “Алеши, встаньте!”, “Алеши, хлопайте в ладоши!”. Дети выполняют команды только тогда, когда я называю имя, если не называю имя, стоят спокойно. Начали!
- Самым внимательным оказался Ф.И. ребенка. Молодец!
- Поиграли, поговорили, пора и песню спеть про улыбку, которую так приятно видеть на ваших лицах.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
- Улыбнитесь друг другу и продолжим наш праздник-игру.
Конкурс “Сказочный именинник”
Скажи, кто это?
- Она попала в страну чудес? (Алиса)
- У нее голубые волосы. (Мальвина)
- Он ездил на печке. (Емеля)
- Он ничего не знает. (Незнайка)
- Друзья-изобретатели из Цветочного города.
- Он путешествовал на гусях. (Нильс)
- Мальчик-лук. (Чипполино)
Игра в мячик “Я знаю пять имен”
(2–3 желающих по очереди)
Задание: ударять мячом об пол и на каждый удар сказать имя. Считаем хором. Имена называть четко, не сбиваясь. (Имена девочек, имена мальчиков.)
Конкурс “Как их звали?”
желающие 2–3 ученика
- Имена русских богатырей из былины? (Илья, Добрыня, Алеша)
- Персонаж русской сказки, который всегда побеждал зло, отстаивал добро и любовь? (Иван царевич)
- Имена трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Имена сказочных красавиц (Василиса, Алёнушка, Елена)
- А сейчас, внимание! Я усложняю задание. Дело в том, что очень многие имена легли в тексты прекрасных песен. Давайте припомним их, хотя бы названия, еще лучше – спеть фразу из песни, где встречается имя.
Итак, конкурс “Имена в песнях”
(“Александра, Александра”, “Аленушка”, “Анастасия”, “Антошка”, “Вася-Василек”, “Стюардесса по имени Жанна”, “Катюша”, “Лада”, “Мишка, Мишка, где твоя улыбка”, “Сулико”, “Ах, Таня, Таня” и др.)
- Ребята, мы говорили об именах, а что такое именины?
- Это день рождения святого, в честь которого дано имя. Этот святой становится для крещенного - ангелом хранителем. Святых очень много, и некоторые счастливчики из вас могут праздновать свои именины два раза в году. Если вам интересно узнать, когда именины у вас, то можно это сделать, придя в библиотеку и взять “Словарь русских личных имен” Н.А.Петровского.
- В завершении праздника прошу вас по очереди встать и громко, гордо произнести свое имя, пожалуйста. (Лицом к зрителям)
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в конце нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
На память о нашей встрече вы получите открытки, где написано ваше имя и его значение. Спасибо, ребята, что приняли участие в нашем празднике-игре.
Возьмите “лица”, лежащие на ваших столах и фломастер. Нарисуйте рот. Если занятие вам понравилось – улыбку, если нет – грусть.