"Праздник твоего имени"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Пробудить интерес к своему имени.
  2. Углубить представления об именах, их происхождении и значении.
  3. Воспитывать чувство гордости за свое имя, уважение и любовь к предкам.

Оборудование:

  • плакат “Праздник твоего имени”, эмблема “именное дерево”, на стенах фотографии, рисунки, шаржи;
  • у каждого ребенка на груди “сердечко” с его именем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.

Итак, сегодня праздник-игра “Праздник твоего имени” (хором).

- Ребята, скажите, что есть у каждого человека, живущего на Земле?

- Конечно – имя. Есть ли кто-нибудь в классе без имени? А среди ваших друзей и знакомых? Ну, вот видите.

- Откуда пришли ваши имена? Мама с папой придумали.

- А откуда они их взяли? Послушаем?

1 чтец:

В русском языке есть русские имена, например, Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие.

Учитель:

- Почему мы сразу поняли, что они русские? Потому что, если послушаем их внимательно, то сразу поймем, что они значат. Всеволод – “владеет всем”

- А чем владеет Владимир?

- Людмила – она какая? Для кого?

- У вас прекрасные благозвучные имена. А вот какую историю описал в своем шуточном стихотворении Юрий Благов.

  1. Дед, старался для внучонка, 
    Нахватал из разных мест
    Ряд имен, звучащих громко:
    Товий, Муций… Свен… Орест…
  2. Зять решил по ходу прений
    Повернуть вопрос ребром:
    Назовем посовременней –
    Гелий... Атом… Космодром…
  3. Дочь, захваченная спортом,
    Шумно лезет на рожон.
    С целым импортным набором:
    Эдвин… Мельвич… Сельвин… Джон…
  4. Бабка с нехристями знаться,
    Не желает и сама
    Вносит лепту, глядя в святцы:
    Псой… Сытой… Кузьма… Фома…
  5. Сочинительством премудрым
    Занимались вчетвером.
    Ночь проспорила, а утром
    Мальчик назван был Петром.

- Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?

- Кто знает, что обозначает имя Петр? (“Камень”, греческое)

- Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя? (Высказывание)

- Вот какие у вас прекрасные имена. И очень древние. Эти имена стали широко распространяться на Руси 1000 лет назад. В старину говорили, что имя это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые качества, точнее говоря – достоинства. Родители никогда не называли свое чадо плохим именем. Они желали ему добра и верили в его жребий.

- Многие имена нам подарила культура далеких стран. Например, из Греции и Израиля они были завезены христианами. Дело в том, что эти имена очень часто встречались в священных книгах и преданиях христиан. Постепенно их полюбили и приняли. Иван и Анастасия, Максим и Елена так называли тех, кто вышел победителем из самых страшных испытаний и стал святым.

- И я, ребята, надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильными, храбрыми, красивыми, умными. Словом, такими, какими сами хотите быть…

- А сейчас поиграем.

Конкурс “Тёзки”

Нужно назвать известных вам тезок (по очереди).

Конкурс “Самое длинное имя”

Ребята, когда вы вырастите, ваши имена тоже “вырастут” и будут звучать по-другому. Произнесите свое имя шепотом и подсчитайте количество букв в нем. Побеждает тот, у кого в имени наибольшее количество букв. (Костя – 10, Настя – 9.)

Конкурс “Отгадай имя куклы”

- У куклы в кармашке ее имя, написанное на листочке. Кто отгадает имя куклы, тот и станет ее хозяином, а еще, сможете подарить ее своему другу или сестре.

- Устали? Продолжаем!

Кроме имен собственных, бывают ваши имена нарицательные. Это очень просто. Кто знает?

- Как ласково вас называют близкие родственники? (Ответы.) Вот это и есть имя нарицательное, т.е. относящееся ко всем тем, кого нежно любят.

Конкурс “Алеши, встаньте”

- В классе есть дети с одинаковыми именами. У нас в классе 3-го Алёши. Я даю детям команды “Алеши, встаньте!”, “Алеши, хлопайте в ладоши!”. Дети выполняют команды только тогда, когда я называю имя, если не называю имя, стоят спокойно. Начали!

- Самым внимательным оказался Ф.И. ребенка. Молодец!

- Поиграли, поговорили, пора и песню спеть про улыбку, которую так приятно видеть на ваших лицах.

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.

- Улыбнитесь друг другу и продолжим наш праздник-игру.

Конкурс “Сказочный именинник”

Скажи, кто это?

  1. Она попала в страну чудес? (Алиса)
  2. У нее голубые волосы. (Мальвина)
  3. Он ездил на печке. (Емеля)
  4. Он ничего не знает. (Незнайка)
  5. Друзья-изобретатели из Цветочного города.
  6. Он путешествовал на гусях. (Нильс)
  7. Мальчик-лук. (Чипполино)

Игра в мячик “Я знаю пять имен”
(2–3 желающих по очереди)

Задание: ударять мячом об пол и на каждый удар сказать имя. Считаем хором. Имена называть четко, не сбиваясь. (Имена девочек, имена мальчиков.)

Конкурс “Как их звали?”
желающие 2–3 ученика

  1. Имена русских богатырей из былины? (Илья, Добрыня, Алеша)
  2. Персонаж русской сказки, который всегда побеждал зло, отстаивал добро и любовь? (Иван царевич)
  3. Имена трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
  4. Имена сказочных красавиц (Василиса, Алёнушка, Елена)

- А сейчас, внимание! Я усложняю задание. Дело в том, что очень многие имена легли в тексты прекрасных песен. Давайте припомним их, хотя бы названия, еще лучше – спеть фразу из песни, где встречается имя.

Итак, конкурс “Имена в песнях”

(“Александра, Александра”, “Аленушка”, “Анастасия”, “Антошка”, “Вася-Василек”, “Стюардесса по имени Жанна”, “Катюша”, “Лада”, “Мишка, Мишка, где твоя улыбка”, “Сулико”, “Ах, Таня, Таня” и др.)

- Ребята, мы говорили об именах, а что такое именины?

- Это день рождения святого, в честь которого дано имя. Этот святой становится для крещенного - ангелом хранителем. Святых очень много, и некоторые счастливчики из вас могут праздновать свои именины два раза в году. Если вам интересно узнать, когда именины у вас, то можно это сделать, придя в библиотеку и взять “Словарь русских личных имен” Н.А.Петровского.

- В завершении праздника прошу вас по очереди встать и громко, гордо произнести свое имя, пожалуйста. (Лицом к зрителям)

И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в конце нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

На память о нашей встрече вы получите открытки, где написано ваше имя и его значение. Спасибо, ребята, что приняли участие в нашем празднике-игре.

Возьмите “лица”, лежащие на ваших столах и фломастер. Нарисуйте рот. Если занятие вам понравилось – улыбку, если нет – грусть.