Цель: Формировать умение вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
Задачи: Вывести алгоритм вычитания дробей с одинаковым знаменателем; закрепить представление о черте дроби как знаке деления; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи.
Развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя математические понятия.
Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучить самоанализу.
Оборудование:
- Учебник Л.Г. Петерсон “ Математика” 4 класс, 2 часть.
- Карточка с названием темы.
- Схема маршрута на доске.
- Круги красного, зеленого и желтого цвета у каждого ребенка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Только с хорошим настроением можно успешно учиться.
Девиз: Я думаю!
Ты думаешь!
Мы думаем!
Сегодня мы отправляемся в сказку.
Жил-был Иван-царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, вдруг налетел вихрь и унес Елену Прекрасную. Опечалился Иван- царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “ Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики”.
2. Актуализация знаний.
Отправился Иван- царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка перекинута с одного берега на другой. На той веревке задания. Если выполнит их Иван-царевич, то сможет удержаться на веревке и перейти реку.
“Блиц-турнир” по изученному материалу.
1) В столовую привезли 32 килограмма яблок, продали 3/8 всех яблок. Сколько килограммов яблок продали?
2) Бабушка испекла 12 пирожков с вареньем, это составило 2/5 всех пирожков. Сколько пирожков испекла бабушка?
3) В начальных классах лицея – 500 человек. 19% всех учеников учатся в четвертых классах. Сколько четвероклассников в лицее?
4) В книге 70 страниц. Игорь прочитал 45 страниц. Какую часть книги прочитал Игорь?
5) В столовую привезли 18 столов, что составило 9% от привезенных стульев. Сколько стульев привезли в столовую?
- Какая из решенных вами задач лишняя? Почему?
- Как называется нижнее число дроби? Что оно обозначает?
- Как называется верхнее число дроби? Что оно обозначает?
3. Постановка проблемы, “открытие” детьми нового знания.
С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку. За рекой - лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне с уравнением разобраться”.
- Чем это уравнение отличается от тех, что мы уже решали?
х + 1/5 = 3/5
- Какое задание выполняли?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Каким действием находим?
- Какова будет тема нашего урока?
Вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
- Чему должны научиться?
Выведение алгоритма:
Вычесть числители дроби и записать в числитель разности |
В знаменатель разности записать их общий знаменатель |
а/n - b/n = (а – b)/n
4. Первичное закрепление.
В благодарность Баба Яга предложила Ивану-царевичу волшебный клубок, который укажет дорогу к Кощею. Иван-царевич отказался и попросил: “Дай мне, пожалуйста, лучше ступу”. Баба Яга не отказала, но предупредила, что ступа работает на математическом ускорителе. “ Если решишь выражения правильно, то сможешь взлететь”.
Выражения решаются коллективно, учащиеся по очереди выходят к доске.
а) 7/15 – 3/15
б) 39/100 – 13/100
в) 9/17 – 2/17
г) 10/13 – 4/13
д) 13/16 – (11/16 – 5/16)
е) 9/11 – 2/11 – 3/11
Поблагодарил Иван-царевич Бабу Ягу и отправился в путь.
5. Физминутка.
6.Закрепление изученного.
Приземлился Иван-царевич около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван из ступы и призадумался: “ По какой дороге идти”?
Видит, на камне написаны два выражения.
16/17 * 9/17 11/25 * 11/15
- Какое задание надо выполнить Ивану-царевичу?
Понял он, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
Обрадовался Иван-царевич, что нашел нужную дорогу и отправился в путь.
Увидел Кощей, что идет к нему Иван-царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Появился наш герой перед Кощеем, а тот и говорит ему: “За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе задачу. Решишь – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой”. Делать нечего, согласился Иван-царевич.
Два зала дворца занимают площадь 240 кв.м. Первый зал занимает 3/8 площади. Сколько квадратных метров занимает второй зал?
(Один из учеников решает задачу у доски, остальные работают на своих местах.)
Решил Иван-царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Стали они сражаться. Помогите, ребята, Ивану-царевичу, выполните правильно №8 стр.11
(самостоятельная работа по учебнику, взаимопроверка).
Победил Иван-царевич. В тот же миг перед ним появилась Елена Прекрасная. Стал Иван-царевич рассказывать о своих приключениях, о трудностях с которыми ему пришлось столкнуться на своем пути. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и попросила выполнить ее задание.
Решение выражений по выбору учащихся:
8144 + 97901: 47 – 400 · 22
40000 – 509 · 37 + 99871
(Проверка по конечному результату)
Похвалила Елена Прекрасная Ивана-царевича, и отправились они домой.
7. Итог урока. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
- Я работал (а) сегодня активно, все понял (а) - зеленый кружок
- Я работал (а) сегодня на уроке, но мне еще нужна помощь – желтый кружок
- Было очень трудно, я ничего не понял (а) – красный кружок
8. Домашнее задание:
Стр.11 №6 (Решить одну из двух задач по выбору учащихся), №11.