Цель курса – развитие пространственных представлений, выявление основ логического мышления, подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса:
- углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах;
- способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;
- познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями и заложить основы формирования навыков проведения этих операций;
- развитие математического языка: работа с терминами, предложениями, формулировка определений.
Решение этих задач отвечает возрастным возможностям и потребностям учащихся.
Структурное отличие занятий геометрией в 5 классе от занятий в начальной школе состоит в объединении геометрического материала в отдельный учебный предмет. При этом важно так мотивировать изучение геометрии, чтобы оно не превращалось в игру, а вызывало интерес обучающихся за счёт тщательного подбора доступных форм деятельности: Рисования, конструирования, решения разнообразных задач.
При этом в 5 классе применяется, в основном, дискретное конструирование ( изготовление моделей из палочек, спичек, верёвок, пластилина и т. д. ). В возрасте 10-11 лет аппарат восприятия у ребёнка развит больше, чем аппарат мышления, что и обуславливает особую роль наглядности в пропедевтическом курсе.
Содержание курса.
Тема 1. Введение.
Смысл слова “ геометрия”, чем занимается, формирование представлений плоских и пространственных фигур, пересечение фигур.
Тема 2. Отрезки. Измерение величин.
Единство понятий, свойств и способов измерений длины отрезка, площади плоской фигуры, объёма тела.
Тема 3. Конструкции из отрезков.
Формирование представлений неограниченности луча, продолжения отрезка, числового луча, прямой. Конструирование треугольника, треугольники разных видов, неравенство треугольника. Основы навыков рисование предметов в разных ракурсах. Конструирование цилиндров, конусов, пирамиды, параллелепипеда.
Тема 4. Углы.
Рассмотрение модели двугранного, плоского, многогранного углов. Понятие прямого угла, острого, тупого, развёрнутого, классификация треугольников.
Тематическое планирование кружковых занятий “ Наглядная геометрия”
5 класс
( 1 час в неделю, 34 часа в год)
№ занятия | Содержание учебного материала | Количество часов |
Глава 1. Начальные понятия | 4 | |
1 | Какие бывают геометрические фигуры. | 1 |
2 | Точка. Линии. Прямые, кривые и ломаные линии. | 1 |
3 | Плоские, пространственные, замкнутые, незамкнутые, простые и самопересекающиеся линии. | 1 |
4 | Пересечение фигур. | 1 |
Глава 2. Действия с отрезками. Измерения. | 7 | |
5 | Первое знакомство с отрезками. | 1 |
6 | Сравнение отрезков. | 1 |
7 | Измерение отрезков. | 1 |
8 | Площадь плоской фигуры. | 1 |
9 | Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади. | 1 |
10 | Объём тела | 1 |
11 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма. | 1 |
Глава 3. Конструкции из отрезков. | ||
12 | Луч | 1 |
13 | Прямая | 1 |
14 | Ломаная | 1 |
15-16 | Треугольник | 2 |
17-18 | Круг и окружность. | 2 |
19-20 | Цилиндры | 2 |
21-22 | Конусы | 2 |
Глава 4. Действия с углами. | ||
23 | Двугранный угол. | 1 |
24 | Плоский угол. | 1 |
25 | Сравнение углов | 1 |
26 | Виды углов | 1 |
27 | Ещё раз о видах треугольников. | 1 |
28 | Измерение углов | 1 |
Глава 5. Конструкции из углов. | ||
29 | Сумма углов | 1 |
30 | Смежные углы | 1 |
31 | Вертикальные углы | 1 |
32 | Многогранные углы | 1 |
33-34 | Решение задач | 2 |
Требования к подготовке учащихся.
- Учащиеся должны приобрести умения воспринимать изображение.
- Точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач.
- Правильно пользоваться математической символикой и терминологией.
Литература.
- Ходот Т. Г., Болотинская А. Н., Велиховская В. Л. Книга для учителя к учебнику “Геометрия” для 5 класса общеобразовательной школы
- Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л. Наглядная геометрия 5
- Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л. Наглядная геометрия 6
- Газета “Математика” приложение к газете “Первое сентября”