Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"

Разделы: Математика


Тип урока: урок обобщения.

Цель урока:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Решение дробно- рациональных уравнений”;
  • активизация деятельности учащихся за счет вовлечения их в игру, решения разноуровневых заданий;
  • воспитание трудолюбия, умения достигать поставленной цели; воспитание умения делать правильный выбор сообразно своим возможностям.

Задачи урока:

  • повторить правила сложения и вычитания алгебраических дробей;
  • обобщить и систематизировать знания по теме;
  • закрепить практические навыки решения рациональных уравнений;
  • закрепить навыки решения задач с помощью рациональных уравнений.

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Структура урока:

  • организационный момент;
  • мотивационная беседа;
  • актуализация знаний;
  • индивидуальная или парная работа по картам - схемам;
  • подведение итогов;
  • рефлексия.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • электронный учебник- справочник “АЛГЕБРА 7 - 11 КЛАСС”, КУДИЦ-1999
  • проектор;
  • учебник “Алгебра 8” под ред. С. А. Теляковского.

Раздаточный материал:

  • карты-схемы с заданиями;
  • оценочные листы;
  • контрольные карты с решениями задач для самопроверки.

Прогнозируемый результат: закрепление умений и навыков решения дробных рациональных уравнений; формирование умения планировать свою работу; достижение каждым учащимся того уровня умений и навыков, который ему необходим:

I уровень - решать простейшие рациональные уравнения; решать уравнения по заданному алгоритму;

II уровень - решать рациональные уравнения, самостоятельно выбирая метод решения;

III уровень - применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Мотивационная бесед.

Сегодня у нас урок обобщения по теме “Решение дробных рациональных уравнений”. Перед нами стоит задача закрепить навыки решения рациональных уравнений и задач с помощью уравнений. Я предлагаю вам пройти через “Лабиринт уравнений и задач” и если вы сумеете добраться до выхода с необходимым для вас количеством баллов, то получаете соответствующее вознаграждение. На экран проецируется схема

Перед вами схема лабиринта. Вы внимательно ее, изучив, выбираете путь, по которому хотели бы пройти через лабиринт. Если ваш выбор пал на красную дорожку, то вы должны пройти через коридор компьютерных задач, ошибаться на этой дорожке нельзя. Преимущество состоит в том, что на этой дорожке вы можете набрать наибольшее количество баллов и дойти до 3 уровня, минуя 2 и 1 уровни. Если вы выбрали желтую дорожку, то вы имеете право перейти на следующий уровень с одним штрафным очком, т. е. допустить одну ошибку. Если выбрали зеленую дорожку, то имеете право на две ошибки. В случае если допускаете большее количество ошибок, то получаете дополнительное задание или возвращаетесь назад и идете по другой дороге. Так же вы можете выйти из лабиринта на любом из уровней, если считаете, что набрали достаточное для вас количество баллов (при решении задач самого уровня ошибки допускаются, но снимаются баллы).

3. Актуализация опорных знаний.

Для входа в лабиринт необходимо вспомнить некоторые теоретические положения и ответить на следующие вопросы:

- Как сложить или вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

- Как сложить или вычесть две дроби с разными знаменателями

- Запишите формулы для нахождения корней квадратного уравнения. Объясните, когда уравнение не имеет корней, имеет один корень, имеет два корня.

- Какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете? Как они решаются?

- Какие уравнения называются дробными рациональными уравнениями?

- Как решаются дробные рациональные уравнения?

Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, то воспользуйтесь учебником “Алгебра 8” под ред. С. А. Теляковского, п.3, п.4, п. 19, п. 21., п.24.

Работа по актуализации знаний ведется в парах, осуществляется взаимоконтроль, результаты заносятся в оценочный лист.

После учащимся, которые ответили на вопросы, раздаются карты - схемы с заданиями и сообщается, что проверка правильности выполнения каждого задания будет осуществляться по контрольным картам, которые учитель дает ученику, как только тот выполнит задание. При решении уравнений учащиеся могут пользоваться картами - информаторами по данной теме.

3. Работа по картам-схемам.

Учащимся можно предложить по желанию объединится в пары или группы, желательно чтобы в одной группе был ученик, способный помочь при решении примеров, проконсультировать.

Если такого желания нет, то можно работать индивидуально. В любом случае задача учителя обеспечить оптимальную и комфортную деятельность для ребенка на данном этапе. Каждый учащийся должен иметь возможность проконсультироваться с учителем или с товарищем, получить необходимую помощь. Но помощь должна быть дозированной, учитель не должен подавлять самостоятельность ребенка, право на выбор. Ученик сам выбирает уровень сложности заданий и темп, в котором он может работать.

Оценка “5” выставляется за 20 баллов

“4” - до 8 баллов

“3” - до 5 баллов

4. Подведение итогов.

Оценочный лист