Задачи:
- В ходе урока сформировать у учащихся представление о последовательном и параллельном соединениях проводников.
- Закрепить и углубить теоретические и практические знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей.
- Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, инициативу, активность, самостоятельность в процессе учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: демонстрационные амперметры и вольтметры, реостат, ключ, соединительные провода, нарисованные схемы с изображением вида соединения.
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель:
Поставим пред собою цель,
Чтоб после этого урока
Мог каждый другу рассказать,
Как вычислить сопротивление
И силу тока, и конечно, напряжение
И получить при этом “5”!
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня с Вами наш опрос мы проведем в виде “Аукциона знаний”. На продажу выставляется
- 1 лот – Электрический ток. Первоначальная цена – определение (условия существования тока, действия тока).
- 2 лот – Сила тока (определение, формула, прибор, ученый, обозначение в цепи, в какие законы и формулы входит это понятие)
- 3 лот- Электрическое напряжение (определение, формула, прибор, ученый, обозначение в цепи, в какие законы и формулы входит это понятие)
- 4 лот – электрическое сопротивление (определение, формула, единица измерения и т.д.)
- 5 лот – Закон Ома для участка цепи (определение, формула, границы применимости)
- 6 лот - Электрическая цепь (определение, элементы цепи)
А) Дана простейшая схема эл. цепи. Необходимо указать резистор, вольтметр, амперметр, источник питания.
Б) Найти и устранить ошибку.
III. Изучение нового материала.
2 ученика выходят к доске и делают сообщения на базе имеющихся знаний по схемам последовательного и параллельного соединения, еще 2 ученика собирают схемы демонстрации работы этих соединений и рассказывают о его применении. По мере рассказа остальные учащиеся класса заполняют таблицу в тетрадях
Вид соединения | Схема | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Последовательное cоединение | ||||
Параллельное соединение |
IV. Закрепление.
1. Решение комбинированной задачи с комментариями. Один ученик решает у доски, остальные учащиеся на местах.
Задача: Определите общее сопротивление цепи, если резисторы R1 ,R2, R4, R5 = 1 Ом,
R3 = 8 Ом, R6= 10 Ом.
2. Работа в парах. 1 ряд работает в парах по карточкам:
рассчитать сопротивление участка цепи, состоящего из двух электрических лампочек, соединенных
а) последовательно
б) параллельно
Затем они обмениваются карточками и производят взаимопроверку.
3. Дифференцированные индивидуальные задания. 2 и 3 ряды выбирают сами карточки с индивидуальными заданиями 1, 2, 3, 4 уровней и решают их.
- Контроль знаний (физический диктант)
- Какова общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно?
- Каково общее сопротивление проводников, соединенных последовательно, параллельно?
- Какова связь между соотношением напряжений на проводниках, соединенных последовательно, и отношением их сопротивлений?
- Какова общая сила тока в проводниках, соединенных параллельно?
- Какова связь между отношением токов в проводниках, соединенных параллельно, и отношением их сопротивлений?
- Каково общее напряжение на проводниках, соединенных параллельно?
(взаимообмен карточками, проверка и выставление оценки )
V. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
Параграфы 54, 55, подготовиться к лабораторной работе № 4.