Цели урока:
- Познакомить учащихся с реками Калужской области и их обитателями на основе краеведческого материала.
- Учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, наблюдать и описывать природные явления по их непосредственным проявлениям на территории проживания.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Компьютерное обеспечение, проектор, экран, атлас Калужской области, учебник “Мир вокруг нас” (живая природа) под редакцией А.Ф.Малышевского, мультимедийные диски “Природа России”, “Человек, природа, общество”,слайды и фотографии с изображением рек в разное время года, отрывки из стихотворений русских поэтов. Презентация.
Ход урока
1. Организация класса.
(Звучит музыка из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”).
У: Продолжаем путешествовать вместе с Паровозиком. Куда же он нас сегодня привезёт?
В дверь стучат. Входит почтальон и вручает письмо.
2. Объявление темы урока.
У: Какое то письмо нашему классу. Откроем и прочитаем его.
Читает ученик.
“Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Водяной. Поселился я на вашей прекрасной реке: вода в ней чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Всё для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями вашей реки!
Жду вас с нетерпением! ”
У: Ну что, ребята, поможем Водяному? Тогда в путь.
3. Знакомство с реками Калужской области. Слайд 3.
У: Откройте атлас на странице 15 и рассмотрите карту Калужской области. Назовите крупные реки, протекающие в нашей области.
Д: В Калужской области протекают Ока, Угра, Жиздра, Болва. Общая длина каждой - около 200км.
У: На какой реке поселился Водяной?
Д: Водяной поселился на нашей реке, Болве (показывают на карте).
У: Какие реки впадают в Болву?
Д: В Болву впадают Ужать, Неручь, Неполоть.
У: Посмотрите на экран. Рассмотрим реки в разные времена года и прочитаем строки из произведений русских поэтов, которые описывали в своих стихах реки. Слайды 4,5,6,7.
Весна.
Шумят ручьи! Бегут ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Е.Баратынский.
У: Какой бывает река весной?
Д: Река весной ревущая, торжествующая, бушующая, весёлая, радостная…
Лето.
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока.
М.Цветаева.
У: Какая река летом?
Д: Ленивая, сонная, потому что очень жарко, спокойная, тихая…
Осень.
Крот уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А.Майков.
У: Какая река осенью?
Д: Осенью река тихая, нарядная, зеркальная…
Зима.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – зима.
А.Пушкин.
У: Какая река зимой?
Д: Замёрзшая, скованная льдом, заснеженная, белая…
У: Чем отличается летняя река от зимней? Какую реку вы любите больше?
Д: Я люблю летнюю реку, потому что в ней можно купаться , можно плавать на лодке и катамаране.
Д: Я люблю зимнюю реку. Зимой по реке можно кататься на коньках, на лыжах, на санках.
У: Представьте, что вы оказались на берегу реки летом. Очень жарко, парит солнце. Что вам хочется сделать?
Д: Очень хочется искупаться, освежиться.
У: Встаньте свободно и повторяйте за мной.
Физ. минутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз - два-три-четыре -
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно-
Вместе - раз – это брас,
Одной – другой - это кроль.
Все как один плывём.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
4. Животный мир рек.
У: Посмотрите на карту, найдите нашу реку Болву и по условным обозначениям определите, какая рыба водится в ней.
На доске висит картина с изображением реки, но она без обитателей. Дети будут эту картину “заполнять” - оживлять.
Д: В Болве водится рыба- судак. Слайд 8
Ученик рассказывает про эту рыбу и её изображение прикрепляет на картину. Такая работа ведётся по остальным обитателям.
Д: В Болве водятся лещ, усач, щука.
Дети делают сообщения.
У: А, может, не будем щуку в нашу реку запускать, она же злая, поедает мелких рыбок?
Д: Будем, потому что щуку называют речным санитаром. Она поедает больную и слабую рыбу, таким образом, очищая реку.
У: Повсеместно распространены: плотва, окунь, елец, голавль, язь, линь, пескарь, карась, ёрш, щиповка и много другой рыбы. (Эти рыбы демонстрируются на экране.)
5. Работа в парах на компьютерах.
У: Проверим, как хорошо вы знаете рыб. На экранах компьютеров изображены обитателей водоёмов: море- река. Расселите обитателей по месту их обитания.(Используется диск “Природа, человек, общество.”)
1 вариант – из раздела “Природа”, “Что такое природа”, учебное упражнение 6.
2 вариант- из раздела “Природа”, “Живой мир России”, учебное упражнение 2.
У: Молодцы! Все справились с заданием.
Посмотрите по карте , какие животные распространены на реке.
Д: На берегах реки Болвы можно встретить ондатру.
Ученик делает сообщение об этом животном и его изображение прикрепляет на картину.
У: Отгадайте загадку:
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
Д: Это бобры.
Прослушивается сообщения о бобрах . Слайд 9.
У: На реках можно увидеть множество птиц. Расскажем о некоторых из них.
Дети делают сообщения об оляпке, поганке, зимородке.
Изображения этих птиц размещаются на картине.
6. Растительный мир рек.
У: Водные растения разнообразны по своему положению в воде. О свободно плавающих на поверхности воды растениях мы сейчас узнаем из рассказов ребят.
Дети рассказывают о кувшинке жёлтой и белой (лилии).Слайд 10.
У: Среди растений рек есть и такие, которые погружены в воду частично. Их стебли возвышаются над водой. Какие это растения, сейчас узнаем.
Дети рассказывают о рогозе и камыше.
У: Почему мы все должны бережно относиться к растениям рек?
Д: Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в реках; растения служат пищей для животных; подводные заросли – убежище для животных; растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений; растения являются украшением рек.
7. Охрана рек.
У: Водяной очень рад, что у него стало много друзей. Он пригласил нас в гости.
Дети встают и идут на берег импровизированной реки и видят , что в зарослях рогоза лежат чьи то удочки. Рисунок 2.
У: Ребята, смотрите, кто-то оставил удочки. Посмотрим, что на них попалось.
Дети вытаскивают одну, а на крючок попался старый башмак. На другую попалась консервная банка, на третью - старая кастрюля, на четвёртую – какая то железка.
У: Что же это за улов?
Д: Наши реки загрязнены разным мусором.
У: Что же делать?
Д: Нельзя бросать мусор в реку.
У: А как ещё люди загрязняют реки?
Д: Моют машины, велосипеды.
У: Это можно делать?
Д: Нельзя мыть транспорт на берегу рек.
У: Наши заводы сбрасывают неочищенную воду в реку. С полей химические удобрения попадают во время обильных дождей.
Ребята, я вам даю вот таких рыбок, на которых написаны правила охраны рек. Прочитаем и запомним их.
Охраняй реки!
- Не бросать мусор в реку.
- Не мыть на берегу рек транспортные средства.
- Не допускать слива загрязнённой воды с заводов.
- Не допускать попадания химических удобрений с полей и ферм во время обильных дождей.
8. Итог урока.
У: Почему мы должны охранять реки?
Д: Реки - это природа, а природу надо охранять.
У: К чему может привести загрязнение рек?
Д: Погибнут животные и растения рек. Река превратиться в болото.
У: Помните, о чём мы говорили сегодня на уроке. Не загрязняйте рек. Любите природу, которая нас окружает.
На уроке дети получали жетоны за правильные и интересные ответы. В конце урока они подсчитываются и выставляются отметки за работу на уроке.
Домашнее задание.
Подготовить и написать рассказ о реке от имени его обитателей.