Обобщающий урок по теме "Классификация растений". Биология, 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств.
  2. Продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике.
  3. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, любовь к окружающему нас растительному миру, умения работать в коллективе.

Оборудование:

Гербарии растений различных семейств, дидактический материал на партах, дополнительная литература, мультимедийный проектор и компьютер.

Тип урока: урок-соревнование.

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Обобщение знаний.
  3. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация класса:

Класс поделён на 5 групп (гетерогенные группы) по 4-5 человек. В каждой группе выбран консультант, который отвечает за работу всей группы и в ходе урока ведёт контроль за ответами учащихся в ходе урока и выставляет оценку за их работу в “Листок активности группы”. Можно задействовать жюри для облегчения подсчёта баллов во время урока. Урок проводится в форме путешествия по станциям. В конце урока выявляется самая рейтинговая группа и рейтинговый ученик.

Оформление доски:

  1. Разминка – 2 баллов.
  2. “Узнай-ка” - 8 баллов.
  3. “Выбирай-ка” - 4 балла.
  4. “Четвёртый лишний” - 3 балла.
  5. “Криминальная” - 5 баллов.
  6. “Ай, болит” - 5 баллов.
  7. “Загадка” - 4 балла.
  8. “Узнай семейство” - 5 минут.
  9. “Исследовательская” - 12 баллов.
  10. “Музыкальная” - 5 баллов.

2. Обобщение знаний:

1 станция: “Разминка”.

Учитель называет растение. Группа должна сказать, к какому семейству относится это растение.

1 группа: сурепка обыкновенная, горох посевной.

2 группа: шиповник коричный, белена чёрная.

3 группа: подсолнечник однолетний, пастушья сумка обыкновенная.

4 группа: ландыш майский, томат обыкновенный.

5 группа: рожь посевная, василёк синий.

2 станция: “Узнай-ка”.

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определённом порядке:

  1. Сетчатое.
  2. Мочковатая.
  3. Крестоцветные, розоцветные, паслёновые.
  4. Одна семядоля.
  5. Злаковые, лилейные.
  6. Две семядоли.
  7. Параллельное или дуговое.
  8. Стержневая.

Ученики имеют набор цифр то 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: “У растений класса однодольных корневая система….., у двудольных - ….. . У двудольных зародыш семени имеет….., а у однодольных….. . У растений класса однодольных жилкование листьев……, а у класса двудольных…. . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся…., к классу однодольных…. .”

Ответы: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5. Самопроверка.

3 станция “Выбирай-ка”.

У учащихся на парте перечень признаков растений различных семейств. Им нужно выбрать из них только те, которые характерны для определённого семейства, и на листочке написать цифры, под которыми расположены эти признаки.

  1. Плод зерновка.
  2. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок одинаковой величины, расположенные в 2 круга.
  3. В цветке 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
  4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.
  5. Плод ягода или коробочка.
  6. Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
  7. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок, расположенных свободно.
  8. Соцветие корзинка.
  9. Плод стручок или стручочек.
  10. Стебель соломина с узлами.
  11. Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик.
  12. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.
  13. Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.
  14. Соцветие – только кисть.
  15. Плод семянка.
  16. Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
  17. Околоцветник простой, состоит из 6 листочков.
  18. Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или плёнок.
  19. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков.

Ответ:

1 группа (Крестоцветные) – 3,9,14,16.

2 группа (Паслёновые) – 5,7,12,19.

3 группа (Сложноцветные) – 8,13,15.18.

4 группа (Лилейные) – 2,4,5.17.

5 группа (Злаковые) – 1,6,10,11. взаимопроверка групп.

4 станция “Четвёртый лишний”.

Из гербариев, расположенных на парте или карточки с рисунками или фотографиями растений, выберите лишнее растение, которое не относится к семейству, к которому относятся другие 3 растения.

1 балл – за правильное название лишнего растения.

1 балл – за правильное название семейства, к которому оно относится.

1 балл – за правильное название семейства, к которому относятся оставшиеся 3 вида растений.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

 

4 группа:

5 группа:

 img5.gif (20925 bytes)

5 станция “Криминальная”.

Представьте себе, что вы работаете в уголовном розыске, и вам по перечисленным приметам необходимо найти преступника – в данном случае растение. Перед вами расположено неизвестное растение и определительная карточка. В течение 5 минут вы должны определить это растение, назвать весь ход определения: тезы, антитезы, которыми вы пользовались, и дать объяснение, почему же это растение является преступником

1 группа – Белена чёрная.

2 группа – Табак настоящий.

3 группа – Паслён чёрный.

4 группа – Редька дикая.

5 группа – Чертополох крычочковый.

6 станция “Ай, болит”.

Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях выбранного вами семейства.

1 группа – Крестоцветные.

Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3-4 раза в день пить до еды.

2 группа – Паслёновые.

Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

3 группа – Сложноцветные.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать.

4 группа – Лилейные.

Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натёртого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй по 5-10 минут 3-4 раза в день.

5 группа – Злаки.

В качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 грамм корневищ. Заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.

Дополнение учителя:

Розоцветные.

А вот заросли малины.

Не проходите мимо.

Послушайте, что они говорят:

Не зовите докторов
Вы из поликлиники,
А ищите докторов
Где – нибудь в малиннике.

Ягоды вкусны, ароматны и полезны. Настой из сушёных ягод излечивает кашель и понижает жар. 2 столовые ложки сухой малины заварить стаканам кипятка, дать настояться 20 минут, затем процедить. 2-3 стакана горячего настоя нужно выпить в течение 1-2 часов и вы будете здоровы.

7 станция “Загадка”.

Вам нужно дать ответ на загадку и кратко охарактеризовать систематическое положение этого растения: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.

1 группа:

На плечах Игнашки,
Сорок три рубашки,
Все из ткани отбелённой,
А поверх – пиджак зелёный. (Капуста белокочанная)

2 группа:

Был зелёным плод – не просился в рот.
Положили в лёжку – он сменил одёжку:
Красную надел – для еды поспел. (Томат обыкновенный)

3 группа:

На лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка аптечная)

4 группа:

Из растений, чей потрет, выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете? (Пшеница твердая)

5 группа:

Сидит дед на грядах – весь в заплатках.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук репчатый)

 8 станция “Узнай семейство”.

Учитель показывает слайды, на которых изображены растения. Учащиеся должны назвать, к какому семейству относятся изображённые виды растений, и назвать их.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

 

4 группа:

 

5 группа:

 

9 станция “Исследовательская”.

Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории. Вашей исследовательской группе предложено составить технологическую карту возделывания одной из культур и познакомить присутствующих с рекомендациями по выращиванию этой культуры. (При подготовке задания используется дополнительная литература).

1 группа: Лаборатория зернобобовых культур. Технологическая карта выращивания гороха овощного.

2 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания свёклы столовой.

3 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания огурца.

4 группа: Лаборатория цветоводства. Технологическая карта выращивания гладиолуса декоративного.

5 группа: Лаборатория плодово-ягодных культур. Технологическая карта выращивания яблони садовой.

Технологическая карта выращивания

  1. Происхождение.
  2. Значение.
  3. Систематическое положение: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
  4. Биологические основы выращивания:
  • отношение к свету –
  • отношение к теплу –
  • отношение к влаге –
  • отношение к почве –

5. Агротехника возделывания:

  • подготовка почвы –
  • подготовка семян к посеву –
  • посадка (на какую глубину) –
  • полив и подкормка –
  • борьба с сорняками, вредителями, болезнями –
  • уборка –
  • районированные сорта –

10 станция “Музыкальная”.

Каждая группа должна сочинить и исполнить частушку об определённом семействе растений (выбирают жетончики с названиями семейств по желанию).

1 группа – Крестоцветные.

Как на опытном участке сеял репу Михаил,
Репа выросла большая, целый класс её тащил.

2 группа – Паслёновые.

Баклажаны, помидоры, Коля в поле посадил,
А потом пять суток Коля урожай свой вывозил.

3 группа – Сложноцветные.

В нашем доме день рожденье и пришёл переполох,
Подарил Алёша маме вместо астр чертополох.

4 группа – Лилейные.

Вышел Федя на прополку, да трудился всё без толку,
Вырвал вместо сорняков лук зелёный, да чеснок.

5 группа – Злаки.

Поспевает рожь на поле, наливается зерно,
Пролежал Ванёк на печке, и осыпалось оно.

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся сдают “Листок активности групы” по форме:

п/п.

Ф.И. Этапы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог
1.                        
2.                        
3.                        
4.                        
5.                        

Выявляется самая рейтинговая группа и самый рейтинговый ученик. Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов:

53-43 – “5”; 42-32 – “4”; 31-21 – “3”; меньше 21 – “2”.

Рефлексия: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Что бы вы хотели изменить, сделать по-своему? И т.д.