Цели урока:
- Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств.
- Продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, любовь к окружающему нас растительному миру, умения работать в коллективе.
Оборудование:
Гербарии растений различных семейств, дидактический материал на партах, дополнительная литература, мультимедийный проектор и компьютер.
Тип урока: урок-соревнование.
План урока:
- Организация класса.
- Обобщение знаний.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация класса:
Класс поделён на 5 групп (гетерогенные группы) по 4-5 человек. В каждой группе выбран консультант, который отвечает за работу всей группы и в ходе урока ведёт контроль за ответами учащихся в ходе урока и выставляет оценку за их работу в “Листок активности группы”. Можно задействовать жюри для облегчения подсчёта баллов во время урока. Урок проводится в форме путешествия по станциям. В конце урока выявляется самая рейтинговая группа и рейтинговый ученик.
Оформление доски:
- Разминка – 2 баллов.
- “Узнай-ка” - 8 баллов.
- “Выбирай-ка” - 4 балла.
- “Четвёртый лишний” - 3 балла.
- “Криминальная” - 5 баллов.
- “Ай, болит” - 5 баллов.
- “Загадка” - 4 балла.
- “Узнай семейство” - 5 минут.
- “Исследовательская” - 12 баллов.
- “Музыкальная” - 5 баллов.
2. Обобщение знаний:
1 станция: “Разминка”.
Учитель называет растение. Группа должна сказать, к какому семейству относится это растение.
1 группа: сурепка обыкновенная, горох посевной.
2 группа: шиповник коричный, белена чёрная.
3 группа: подсолнечник однолетний, пастушья сумка обыкновенная.
4 группа: ландыш майский, томат обыкновенный.
5 группа: рожь посевная, василёк синий.
2 станция: “Узнай-ка”.
На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определённом порядке:
- Сетчатое.
- Мочковатая.
- Крестоцветные, розоцветные, паслёновые.
- Одна семядоля.
- Злаковые, лилейные.
- Две семядоли.
- Параллельное или дуговое.
- Стержневая.
Ученики имеют набор цифр то 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.
Текст: “У растений класса однодольных корневая система….., у двудольных - ….. . У двудольных зародыш семени имеет….., а у однодольных….. . У растений класса однодольных жилкование листьев……, а у класса двудольных…. . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся…., к классу однодольных…. .”
Ответы: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5. Самопроверка.
3 станция “Выбирай-ка”.
У учащихся на парте перечень признаков растений различных семейств. Им нужно выбрать из них только те, которые характерны для определённого семейства, и на листочке написать цифры, под которыми расположены эти признаки.
- Плод зерновка.
- Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок одинаковой величины, расположенные в 2 круга.
- В цветке 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
- Многолетние растения с луковицами или корневищами.
- Плод ягода или коробочка.
- Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
- Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок, расположенных свободно.
- Соцветие корзинка.
- Плод стручок или стручочек.
- Стебель соломина с узлами.
- Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик.
- Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.
- Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.
- Соцветие – только кисть.
- Плод семянка.
- Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
- Околоцветник простой, состоит из 6 листочков.
- Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или плёнок.
- Чашечка цветка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков.
Ответ:
1 группа (Крестоцветные) – 3,9,14,16.
2 группа (Паслёновые) – 5,7,12,19.
3 группа (Сложноцветные) – 8,13,15.18.
4 группа (Лилейные) – 2,4,5.17.
5 группа (Злаковые) – 1,6,10,11. взаимопроверка групп.
4 станция “Четвёртый лишний”.
Из гербариев, расположенных на парте или карточки с рисунками или фотографиями растений, выберите лишнее растение, которое не относится к семейству, к которому относятся другие 3 растения.
1 балл – за правильное название лишнего растения.
1 балл – за правильное название семейства, к которому оно относится.
1 балл – за правильное название семейства, к которому относятся оставшиеся 3 вида растений.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
5 станция “Криминальная”.
Представьте себе, что вы работаете в уголовном розыске, и вам по перечисленным приметам необходимо найти преступника – в данном случае растение. Перед вами расположено неизвестное растение и определительная карточка. В течение 5 минут вы должны определить это растение, назвать весь ход определения: тезы, антитезы, которыми вы пользовались, и дать объяснение, почему же это растение является преступником
1 группа – Белена чёрная.
2 группа – Табак настоящий.
3 группа – Паслён чёрный.
4 группа – Редька дикая.
5 группа – Чертополох крычочковый.
6 станция “Ай, болит”.
Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях выбранного вами семейства.
1 группа – Крестоцветные.
Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3-4 раза в день пить до еды.
2 группа – Паслёновые.
Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
3 группа – Сложноцветные.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать.
4 группа – Лилейные.
Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натёртого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй по 5-10 минут 3-4 раза в день.
5 группа – Злаки.
В качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 грамм корневищ. Заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.
Дополнение учителя:
Розоцветные.
А вот заросли малины.
Не проходите мимо.
Послушайте, что они говорят:
Не зовите докторов
Вы из поликлиники,
А ищите докторов
Где – нибудь в малиннике.
Ягоды вкусны, ароматны и полезны. Настой из сушёных ягод излечивает кашель и понижает жар. 2 столовые ложки сухой малины заварить стаканам кипятка, дать настояться 20 минут, затем процедить. 2-3 стакана горячего настоя нужно выпить в течение 1-2 часов и вы будете здоровы.
7 станция “Загадка”.
Вам нужно дать ответ на загадку и кратко охарактеризовать систематическое положение этого растения: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
1 группа:
На плечах Игнашки,
Сорок три рубашки,
Все из ткани отбелённой,
А поверх – пиджак зелёный. (Капуста белокочанная)
2 группа:
Был зелёным плод – не просился в рот.
Положили в лёжку – он сменил одёжку:
Красную надел – для еды поспел. (Томат обыкновенный)
3 группа:
На лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка аптечная)
4 группа:
Из растений, чей потрет, выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете? (Пшеница твердая)
5 группа:
Сидит дед на грядах – весь в заплатках.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук репчатый)
8 станция “Узнай семейство”.
Учитель показывает слайды, на которых изображены растения. Учащиеся должны назвать, к какому семейству относятся изображённые виды растений, и назвать их.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
9 станция “Исследовательская”.
Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории. Вашей исследовательской группе предложено составить технологическую карту возделывания одной из культур и познакомить присутствующих с рекомендациями по выращиванию этой культуры. (При подготовке задания используется дополнительная литература).
1 группа: Лаборатория зернобобовых культур. Технологическая карта выращивания гороха овощного.
2 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания свёклы столовой.
3 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания огурца.
4 группа: Лаборатория цветоводства. Технологическая карта выращивания гладиолуса декоративного.
5 группа: Лаборатория плодово-ягодных культур. Технологическая карта выращивания яблони садовой.
Технологическая карта выращивания
- Происхождение.
- Значение.
- Систематическое положение: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
- Биологические основы выращивания:
- отношение к свету –
- отношение к теплу –
- отношение к влаге –
- отношение к почве –
5. Агротехника возделывания:
- подготовка почвы –
- подготовка семян к посеву –
- посадка (на какую глубину) –
- полив и подкормка –
- борьба с сорняками, вредителями, болезнями –
- уборка –
- районированные сорта –
10 станция “Музыкальная”.
Каждая группа должна сочинить и исполнить частушку об определённом семействе растений (выбирают жетончики с названиями семейств по желанию).
1 группа – Крестоцветные.
Как на опытном участке сеял репу Михаил,
Репа выросла большая, целый класс её тащил.
2 группа – Паслёновые.
Баклажаны, помидоры, Коля в поле посадил,
А потом пять суток Коля урожай свой вывозил.
3 группа – Сложноцветные.
В нашем доме день рожденье и пришёл переполох,
Подарил Алёша маме вместо астр чертополох.
4 группа – Лилейные.
Вышел Федя на прополку, да трудился всё без толку,
Вырвал вместо сорняков лук зелёный, да чеснок.
5 группа – Злаки.
Поспевает рожь на поле, наливается зерно,
Пролежал Ванёк на печке, и осыпалось оно.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся сдают “Листок активности групы” по форме:
№ п/п. |
Ф.И. | Этапы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог | ||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. |
Выявляется самая рейтинговая группа и самый рейтинговый ученик. Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов:
53-43 – “5”; 42-32 – “4”; 31-21 – “3”; меньше 21 – “2”.
Рефлексия: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Что бы вы хотели изменить, сделать по-своему? И т.д.