Пояснительная записка
Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Влияние любого вида искусства, в т. ч. и такого как художественное чтение, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цели программы – развитие творческих, духовно- нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства.
Задачи программы - развитие творческого мышления, развитие художественно-творческих способностей учащихся; развитие навыков общения, создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве, воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре, воспитание эстетической культуры учащихся.
Вся организация работы в детском объединении должна помощь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у юных артистов стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995.
Отличие данной программы от типовых состоит в изменении структуры подачи материала, более глубокого изучения основ актерского мастерства и изменение режима временных параметров осуществления деятельности.
Возраст участников 12-15 лет, срок реализации 3 года.
Хотя программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.
В детское объединении принимаются все желающие. Число участников каждой группы 9-10 человек. Группы занимаются по три академических часа, три раза в неделю. Занятия могут проводится со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 324 часа. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра.
Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.
Ожидаемый конечный результат – участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно. Грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением. Умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.
Главным критерием в оценке деятельности участника детского объединения художественного чтения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, или выступление в качестве ведущего концертной программы.
Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.
Программа.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теория | Практика | ||
1. Введение в специальность 2. Основы актерского мастерства 3. Основы техники речи 4. Основы художественного чтения Итого: |
36 72 108 108 324 |
18 9 18 15 60 |
18 63 90 87 264 |
1. Введение в специальность
Теория.
1. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического и театрального искусства. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий.
Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); театр кукол; радио- и телетеатр. Уважение к труду работников театра, культура поведения в театре
2. Страницы истории театра. Театр Древней Греции. Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.
3. Страницы истории художественного чтения на Руси. Повествователи. Драматизаторы. Первые исполнители в жанре художественного чтения. А. Я. Закушняк, П. П. Гайдебуров
Практика.
1. Экскурсия в Дом культуры. Сцена, одежда сцены.
2. Просмотр кукольного спектакля в театре “Кулиска”, просмотр спектакля-сказки в ДК “Дорожник”, просмотр спектакля в ДК “Октябрь”
3. Викторина “Путешествие по театру”
Театральный словарь: Актер. Амфитеатр. Антракт. Арлекин. Афиша. Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный. Бутафория. Декорация. Диалог. Задник (горизонт). Занавес театральный. Кулиса. Ложа. Марионетка. Монолог. Партер. Премьера. Падуга. Портал. Программка. Репетиция. Рецензия. Роль. Скоморохи. Сцена. Зеркало сцены. Планшет сцены. Театр и зритель. Театр Петрушки. Хронометраж. Фантазия. Фойе.
2. Основы актерского мастерства
Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Практика.
1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах:
а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах;
б) действия с воображаемыми предметами.
Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры
Пример: шарады.
в) упражнение на развитие образных представлений.
г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла.
4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”.
3. Основы техники речи
Теория.
1. Введение. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата.
Дыхание и голос. Дыхание и звук.
2. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.
3. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
Практика.
1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.
2. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.
3. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.
4. Творческая игра “Калейдоскоп талантов”.
4. Основы художественного чтения
Теория. Вводная беседа. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления. Логика речи.
Практика.
1. Идейно-тематический разбор произведения. Основные сведения об авторе произведения. Основная мысль произведения; художественные образы; последовательность развития сюжета; определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения)
2. Логика речи. Выполнение исполнительских задач
3. Многообразие форм выступления. Прослушивание и просмотр записей
выступлений профессиональных артистов.
4. Конферанс. Значение конферанса в концерте. Принципы композиционного построения концерта. Работа с ведущими концертов. Работа над произведениями. Конкурс исполнителей стихов и сказок. Подготовка к участию в городском конкурсе художественной декламации.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теория | Практика | ||
1. Введение в специальность 2. Основы актерского мастерства 3. Основы техники речи 4. Основы художественного чтения Итого: |
36 72 90 126 324 |
15 12 18 18 63 |
21 60 72 108 261 |
1. Введение в специальность
Теория.
1. Общественное назначение художественного чтения как самостоятельного жанра сценического искусства.
2. Знакомство с общими структурными элементами сценического произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Конфликт – движущая сила драматического произведения.
3. Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет и др. ). Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора.
4. Страницы истории художественного чтения. Театр воображения. Д. Н. Журавлев.
Практика.
1. Экскурсия в КСЦ “Газодобытчик”. Механизмы сцены. Просмотр спектакля в театре “Кулиска”, просмотр спектакля в театре танца, просмотр спектаклей профессиональных театров. Просмотр конкурса спортивного бального танца “Уренгойский вальс”
2. Участие в городской “Театральной неделе” для школьников.
Театральный словарь: Авансцена. Анонс. Бутафория. Декорация. Драматург. Жест. Импровизация. Комедия. Конфликт. Маска. Мизансцена. Музыка в театре. Пантомима. Перевоплощение. Пластичность. Режиссер. Реквизит. Ремарка. Сценография. Сценическое действие. Сюжет. Текст. Трагедия. Художник в театре.
2. Основы актерского мастерства.
Теория.
1. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия.
2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.
3. Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.
Практика. Освоение принципов сценического поведения. Повторение материала первого года обучения.
1. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений (см. примеры в соответствующем разделе программы первого года обучения).
2. Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.
3. Этюды на умение оправдывать свое поведение. Особенности сценического воображения. Этюды на изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств.
3. Основы техники речи.
Теория.
1. Дыхание. Голос. Дикция. Междометия, виды междометий, их функции. Знаки препинания. Понятие “диапазон”, “регистр”, “тональное выражение знаков препинания”.
2. Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи.
3. Орфоэпия. Виды словарей.
Практика.
1. Упражнения на расширение диапазона дыхания.
2. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи.
3. Образовательная работа со словарем.
4. Основы художественного чтения
Теория.
1. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование.
2. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.
Практика
1. Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.
2. Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые.
3. Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции. Работа над композицией. Работа над произведениями. Работа с ведущими школьных концертов.
4. Конкурс исполнителей стихов и прозы. Участие в городском конкурсе художественной декламации.
Учебно-тематический план 3-го года обучения.
Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теория | Практика | ||
1. Введение в специальность 2. Основы актерского мастерства 3. Основы техники речи 4. Основы художественного чтения Итого: |
36 72 81 135 324 |
12 12 15 21 60 |
24 60 66 114 264 |
1. Введение в специальность
Теория.
1. Чтец и актер. К. С. Станиславский об искусстве художественной речи. Драматург, режиссер, художник, актер в театре.
Профессия режиссера. Мизансцена как одно из выразительных средств режиссуры.
2. Актерская выразительность (характер, характерность, перевоплощение). Сценические средства выражения характера героя. Внешняя характерность. Костюм. Грим. Пастиж. Обстановка действия. Декорационное оформление. Музыка в спектакле. Значение света и цвета. Правда и условность на сцене.
3. Комическое в жизни и в искусстве. Оттенки комического. Юмор, ирония. Комедия – популярный театральный жанр. Великий Аркадий Райкин.
4. Страницы истории художественного чтения. Г. В. Артоболевский, В. В. Максимов.
Практика.
Встреча с режиссером и сценографом театра “Кулиска”, экскурсия в ДК.
Знакомство с работой осветителя, звукорежиссера, гримера, костюмера, реквизитора.
3. Просмотр спектакля профессионального детского театра в рамках “Недели театра”
Конкурс творческих работ “Лучший спектакль сезона”.
Театральный словарь. Аллегория в сценическом представлении. Аншлаг. Басня. Жанр. Завязка. Инсценировка. Комедия. Комическое. Конфликт. Кульминация. Подтекст. Ракурс. Развязка. Сатира. Сатирическая условность Финал. Характер. Характерность. Эксцентрика. Юмор.
2. Основы актерского мастерства.
Теория.
1. Проявление индивидуальности человека. Сценическая выразительность.
2. Проявление характера персонажа в общении. Внешнее проявление характерности (зрительный образ).
3. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера-чтеца.
Практика.
1. Построение взаимодействий с партнером. Этюды с заданием (параметры общения); оборонительность и наступательность (инициативность), деловитость и претенциозность, сила и слабость, дружественность и враждебность и т. д.
2. Проявление характера персонажа в логике и особенностях речи.
3. Характер и характерность. Этюды с применением знаний технологии действия для создания характерного образа. Представление установленного психологического рисунка роли. Практическое применение законов зрительного восприятия. Выполнение ролевых установок. Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.
3. Основы техники речи
Теория. Повторение материала изученного в первом и втором годах обучения.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений по повторяемым темам.
Образовательная работа по работе со словарем.
4. Основы художественного чтения
Теория. Вводное занятие. Художественное чтение как средство воздействия на слушателя. Строй исполнения – характерный.
Практика
1. Выбор произведения. Идейно-тематический разбор произведения. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью
2. Образ исполнителя. Соответствие внешнего облика исполнителя и сверхзадачи образа идее автора. Мелодекламация. Влияние музыки на исполнение.
3. Монолог. Виды монологов. Особенности работы над монологом. Сатирические и юмористические рассказы-монологи. Особенности работы над ними. Серьезность исполнения. Театрализация – как допустимая необходимость при исполнении юмористических монологов.
4. Конферанс. Работа с ведущими концертов. Просмотр видеозаписей концертов для практического знакомства с видами конферанса и выступлениями артистов разговорного жанра.
5. Работа с исполнителями над произведениями. Конкурс чтецов. Участие в городском конкурсе художественной декламации.
Список литературы для учащихся
1. Барро Ж. Размышление о театре. М. , 1963.
2. Богуславская Н. Е. , Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
3. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М. , 1997.
4. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М. , 1997.
Список литературы для педагогов
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М. : Искусство, 1972.
2. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М. : Просвещение. 1978.
3. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М. , 1984.
4. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная пресса. – 2000.
5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. , 1978.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М. : Просвещение. 1995.
7. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. , 1981.
8. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М. : Просвещение. 1963.
9. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.
10. Станиславский К. С. Этика. М. : Искусство. 1962.