Урок развивающего обучения по географическому краеведению "Мой город"

Разделы: Физика


Тема: Климат нашего города. Сезонные изменения климата.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с сезонными климатическими условиями города Выксы Нижегородской области.

Задачи:

  • Образовательные: формировать знания об особенностях климата, растительности, животного мира по сезонам.
  • Воспитательные: формировать умения учащихся анализировать причинно-следственные связи сезонных изменений и оформлять полученные результаты в таблицу.
  • Развивающие: содействовать бережному отношению к природе и окружающей среде.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, кижная выставка по родному краю; ат лас: Нижегородская область; диаграммы: осадки, высота солнца над горизонтом, теллурий.

Музыкальное сопровождение: А.Вивальди «года».

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, дети! Надеюсь, у вас хорошее настроение, вы здоровы и готовы к уроку, в течение которого оно будет только улучшаться, и вы получите новые интересные знания. На прошлых уроках мы выяснили основные факторы, определяющие климатические особенности нашего города. Давайте вспомним определение климата?

Ответ: Многолетний режим погоды в определенное время в определенной местности.

Учитель. Наши климатические условия отличаются от других районов, какие основные причины это обуславливают?

Ответ: Наш город лежит на широте 55о 18' в умеренном климатическом поясе вдали от океанов. Территория равнинная. Ветры дуют с Атлантического и Северного Ледовитого океанов и оказывают влияние на климат.

Учитель. Почему климатические условия меняются в течения года?

Ответ: Наша Земля вращается вокруг Солнца по своей орбите, так проходит смена погодного режима в течение года – это называется сменой времен года!
Тепло неодинаково поступает и в течение года. Зимой повсюду холоднее, чем летом. А происходит так потому, что ось Земли, т. е. воображаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюсы, наклонена к плоскости земного экватора под углом 66?33. Поэтому Земля, вращаясь вокруг Солнца, обращена к нему либо Северным полюсом, либо Южным. Наклон солнечных лучей, падающих на земную поверхность, изменяется в течение года: зимой он больше, летом меньше. А чем отвеснее лучи, тем больше они несут с собой энергии. Не случайно греческое слово «климат» означает в переводе «наклон».
Именно в умеренном поясе четкие сезонные изменения климата.
Ясно можно видеть зиму, осень, лето, весну по сравнению Африкой, Австралией и др.

Учитель. Дети, какова тема нашего урока?

Ответ: Тема нашего урока: «Сезонные изменения климата».

Учитель. Записываем в тетрадь число, тему.

Учитель. Цель сегодняшнего урока?

Ответ: Определить климатические условия каждого сезона. Выделить особенности растительного, животного мира нашей местности по временам года.

Учитель. У каждого на парте находятся таблицы с планом работы по теме, в течение урока необходимо ее заполнить с помощью атласа Нижегородской области и учебников по геокраеведению. Вам так же помогут это сделать ответы учащихся. В конце урока тетради сдадите на проверку. С какого времени года начнем работу?

Ответ: Так как сейчас на улице зима, есть смысл начать с этого сезона года.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

(Ф.И.Тютчев.)

Учитель. Определим местоположение Земли и нашей местности зимой по отношению к солнцу с помощью теллурия?

Ответ: Ученик вращает теллурий и устанавливает его местоположение. Зимой освещено больше южное полушарие. Максимальная высота солнца над городом Выкса Нижегородской области составляет 13о. 22.12 солнце в зените над южным тропиком.

Презентация о зиме под музыку Вивальди «Времена года» – зима (см. Приложение).

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на Солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин.)

Зима в районе длится около 5 месяцев. Первый снег выпадает в октябре, а в ноябре устанавливается снежный покров, который держится до начала апреля. Снег на севере области держится до 160 дней, а на юге 150 дней. Зимой, особенно в феврале, бывают обильные снегопады, метут метели, разыгрываются вьюги. «Вьюги, метели под февраль полетели», как говорят в народе, – это усиливается циклоническая деятельность на перелом к весне. Небо зимой большей частью бывает облачным. Тучи укрывают землю, уменьшая потерю тепла в мировое пространство и защищая от переохлаждения. Наиболее сильные морозы бывают именно в те зимнее дни, когда небо безоблачно. Помните, у А. С. Пушкина: «Мороз и солнце – день чудесный…» Средняя температура – 11,3 ?С, минимальная зафиксирована
– 45?С.Преобладающие направления ветров юго-западные и западные. Лиственные деревья и кустарники в стадии покоя. Хвойные леса стоят зеленые под покровом снега. Животные впали в зимнюю спячку. Многие звери поменяли окраску и мех в зимний: заяц, белка и др. Птицам и животным очень трудно с поиском пищи.

Учитель. Отвечаем письменно на пункты плана нашей таблицы. Сравниваем с таблицей на экране. Проводим самоконтроль.

Учитель. Фронтальная беседа с классом.

  • В каком году была самая холодная зима в Выксе?
  • Почему осадков выпадает меньше, чем в другие сезоны?
  • С какого океана дует холодный ветер?
  • Как надо помогать зимой птицам и животным?
  • Чем опасна бесснежная зима?

Учитель.

К нам Весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами...

– Следующий сезон — это Весна! Определите местоположение Земли весной по отношению к Солнцу с помощью теллурия!

Ответ: Оба полушария освещены равномерно, Высота солнца над горизонтом 35о. 21 марта — день весеннего равноденствия, Солнце в зените над экватором, Постепенно с каждым днем дни становятся все длиннее.

Презентация о весне под музыку Вивальди «Времена года» – весна (см. Приложение).

Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало...

Весна протекает у нас сравнительно быстро, в течение двух месяцев – апреля и мая. За начало весны принято считать, когда средняя температура, переходит через 0?С. В марте, низкое серое небо голубеет. Снег покрывается слепящей ломкой корочкой, потом садится, подтаивает и, источенный лучами солнца, совсем сходит к 10–15 апреля.

Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака…

В мае нередко льют теплые дожди и разражаются первые грозы, когда «весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом» (Ф.И.Тютчев). Весной бывает осадков меньше, чем в другие сезоны. Над еще недостаточно прогревшейся землей в воздухе мало влаги. В это время в районе почти ежегодно наблюдается возврат холодов.

Смолою пахнет от лесов
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг…

Средняя температура воздуха +7,3оС, количество осадков 76 мм. Ветры дуют юго-западные и юго-восточные. У растений происходит активное движение сока. Появляются молодые побеги, раскрываются почки, бутоны. Земля покрывается молодым травянистым покровом. Перелетные птицы возвращаются в родные края, это скворцы, сойки, соловьи, цапли и др. Звери просыпаются от зимней спячки и входят в привычный образ жизни.

Учитель. Заполняем таблицу.

Вопросы для беседы:

1. Почему весной осадков выпадает меньше всего?
2. Когда погоду можно назвать весенней?
3. Куда стекает вся талая вода?
4. Как правильно собирать березовый сок?
5. Чем страшны весенние заморозки?
6. Почему важно развешивать скворечники?

Учитель. Сверяем заполненные таблицы с экраном, делаем поправки: Кто выполнил верно!? Проводим самоконтроль.
Весне конец, Здравствуй, лето! Работаем с теллурием.

Ответ: Солнце в зените 22.06 над северным тропиком. Северное полушарие освещено больше. День длиннее ночи. Высота солнца над горизонтом на территории г. Выксы 58о.

Презентация о лете под музыку Вивальди «Времена года» – лето  (см. Приложение).

Чем жарче, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам…

Лето, не календарное, а настоящее, теплое, когда средняя температура суток достигает +15оС, наступает в первой половине июня.

А наше северное лето –
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет…

Самая жаркая погода обыкновенно наступает в середине июля, когда «солнце пошло на зиму, а лето на жару» и температура в тени временами поднимается до +30оС (максимальная +39оС). Начиная с июня увеличивается количество дождей.
Летние дожди чаще всего бывают кратковременными, но сильными ливнями, как результат мощных восходящих токов влажного воздуха. Ливни, которые за короткое время дают до 30 миллиметров осадков, отмечаются каждый год. Иногда же при ливнях за сутки выпадает до 60 миллиметров осадков, то есть столько, сколько за месяц. Это значит, что выливается воды по 30–60 литров на 1 квадратный метр.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…

(Ф.И. Тютчев)

Наблюдается пышный рост растений многие, из которых плодоносят. Луга пестреют цветущими коврами. У животных и птиц активный образ жизни. Они заботятся о своем потомстве.

Учитель. Заносим данные по лету в таблицу.

Вопросы для беседы:

1. Где в Нижегородской области самое теплое лето?
2. Чем опасно сухое лето?
3. Можно ли собирать грибы в сухое лето?
4. Почему в основном именно летом выпадает самое большое количество осадков?
5. Как нужно вести себя летом в лесу?

Учитель.

Вот и лето прошло!
Словно как ни бывало...
Наступила осень!

Работа с теллурием.

Ответ. Осенью солнце в зените на экваторе 23.09. Оба полушария освещены равномерно. Высота Солнца над горизонтом 35о. День становиться постепенно короче ночи.

Учитель.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…

Презентация об осени под музыку Вивальди «Времена года» – осень   (см. Приложение).

И вот сентябрь! Замедляя свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зеркале зыбком вод
Неверным золотом трепещет…

Осень у нас длится примерно два месяца – с сентября до начала ноября, когда средняя суточная температура опускается ниже нуля, и наступает продолжающееся недели три предзимье.
Уже в конце августа желтеет листва и трава, в сентябре деревья начинают постепенно сбрасывать листья, а в октябре «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу, смело топчу я ногой вешнюю леса красу» (А. Н. Майков). Осенью, особенно в октябре, обычно стоит пасмурная погода, часто идут затяжные моросящие дожди.

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…

Средняя температура воздуха +6,8оС, осадков выпадает около 104 мм. На улице не видно ласточек и скворцов, не слышно гомона грачей. Только изредка синица просвистит свое «пинь-пинь» да воробей прочирикает. Звери в лесу готовятся к зиме, делая, запасы семян и наедают жировую прослойку.

Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора…

Вопросы к беседе:

1. Куда осенью улетают птицы?
2. На какой высоте находятся слоистые кучевые облака?
3. Что происходит с животными осенью?
4. Прилетают ли к нам птицы с севера?
5. Необходимо ли убирать опавшую листву с поверхности земли?

Учитель. Итак, вы заполнили таблицы. Посмотрите внимательнее, как вы думаете, какой пункт плана мы выпустили из вида? Что еще необходимо было рассмотреть?

Ответ: Деятельность человека по временам года?

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: Влияние сезонных изменений климата на жизнь человека.

Учитель.  Дети, что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?

Ответы.

Учитель. Сегодня оценки на уроке получили учащиеся:

– кто готовил сообщения о временах года;
– кто работал с теллурием;
– активно отвечал на вопросы учителя;
– и все учащиеся за 2 заполненных столбика в таблице по временам года – лето и осень.

– Молодцы! Спасибо за урок! До свидания!