Тема: Физико-географическое положение Евразии.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели и задачи:
- Закрепить понятие географического положения материка и умение составлять характеристику географического положения.
- Изучить очертания Евразии, размеры и историю освоения материка.
- Выявить имена русских путешественников, принимавших участие в открытии и исследовании материка.
Средства обучения: карты (физические мира и Евразии), глобус, атласы, картины.
Методы и формы обучения: путешествие, игра.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученного
Работа на физической карте мира. Определить о каком материке идет речь:
- Материк, покрытый слоем льда. (Антарктида)
- Материк, отделенный от Антарктиды самым широким проливом. (Юж. Америка)
- На каком материке расположена Большая Песчаная пустыня? (Австралия)
- Горы Атлас, Драконовы, капские – это … (Африка)
- Какие континенты разделяет пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны? (Евразию, Северную Америку)
- Лазарев и Беллинсгаузен открыли … (Антарктиду)
- Дж. Кук открыл … (Австралию)
3. Изучение нового материала
– Найдите на физической карте Евразию.
Евразия – материк, на котором мы живем.
Это величайший материк земного шара. Он занимает
одну треть всей суши планеты. По площади Евразия
равна Африке и Северной Америке, вместе взятыми.
– С запада на восток материк протянулся на 16
тыс.км,
а с севера на юг – на 8 тыс.км.
– Страница учебника 230, прочитать вступление.
– Из каких двух частей состоит Евразия? (Европа и
Азия)
– Сообщение учащихся: «Европа» и «Азия»
Азия – в переводе с арабского «асу» –
восток, часть света, входящая в состав континента
Евразия. Занимает наибольший участок Евразии,
лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия
манила европейцев. Именно из Азии торговцы
привозили драгоценные камни, тропические фрукты,
тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех).
Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.
Европа – Настолько древнее слово, сто
проследить его истоки крайне сложно. Название
могло произойти от семитского «эреб» или «ириб»,
что означает «запад» или от финикийского «Ереп»
– заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции
слово «Эребос» обозначает мрак, темноту,
подземное царство мертвых. Европа – часть света,
западная часть материка Евразия.
Правила проведения урока – учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-моделей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.
КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 1
1 задание.
Определите название крайних точек Евразии. Найдите, а каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).
– Северная – …
– Южная – …
– Западная – …
– Восточная – …
2 задание.
Какие океаны омывают Евразию?
– С севера – …
– С востока – …
– С юга – …
– С запада – …
1) К какому океану не имеет выход России?
2) Береговая линия какого океана длиннее?
Дополнительные вопросы:
- Какой океан открыл Ф.Магеллан?
- Какое океан был первоначально изучен арабами?
- Какой океан нужно пересечь, чтобы попасть из Европы в Северную Америку?
3 задание.
Какие моря омывают:
– берега Северного Ледовитого океана – …
– берега Тихого океана – …
– берега Индийского океана – …
– берега Атлантического океана – …
1. Назовите внутренние моря.
2. Воды, каких морей омывают территорию России?
КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 2
1 задание.
1. К какому материку Евразия расположена
ближе всех?
2. На территории каких государств расположена
граница между Африкой и Евразией?
2 задание.
Какими проливами Евразия отделена:
– от Африки – …
– от Северной Америки – …
– от Океании – …
1) Найдите и покажите на карте Суэцкий
канал.
2) Объясните разницу между понятиями пролив и
канал.
Суэцкий канал – был открыт в 1869 году. Длинна 161 км, глубина 13 метров, ширина 120–150 метров, без шлюзов. Является основным каналом транспортировки нефти из Азии в Европу.
3 задание.
В каких полушариях расположена Евразия?
КАРТОКА-МОДЕЛЬ № 3
Номенклатура. Найдите и покажите перечисленные географические объекты.
1 задание.
1) Что такое остров?
2) Показать на карте острова: Исландия, Ирландия,
Великобритания, Сицилия, Шри-Ланка, Сахалин,
Врангеля.
2 задание.
1) Что такое архипелаг?
2) Показать на карте: Шпицберген, Новая Земля,
Северная Земля, Курильские острова, Японские
острова, Филиппинские острова.
3 задание.
1) Что называют полуостровом?
2) Покажите полуострова: Пиренейский,
Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский,
Камчатка, Корея, Индокитай, Индостан, Аравийский,
Малая Азия, Балканский.
Интересные факты:
- Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания.
- Самый большой полуостров – Аравийский.
- Самое большое по площади море – Средиземное.
- Самое мелкое море – Азовское.
- Самый большой залив – Бенгальский.
- «Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.
4. Домашнее задание
Прочитать параграф № 59.
Заполнить таблицу: «Исследование Евразии» по
стр, 230–233.
Имена исследователей |
Заслуги и достижения |