Урок географии в 7-м классе на тему "Физико-географическое положение Евразии"

Разделы: География


Тема: Физико-географическое положение Евразии.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели и задачи:

  • Закрепить понятие географического положения материка и умение составлять характеристику географического положения.
  • Изучить очертания Евразии, размеры и историю освоения материка.
  • Выявить имена русских путешественников, принимавших участие в открытии и исследовании материка.

Средства обучения: карты (физические мира и Евразии), глобус, атласы, картины.

Методы и формы обучения: путешествие, игра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение изученного

Работа на физической карте мира. Определить о каком материке идет речь:

  • Материк, покрытый слоем льда. (Антарктида)
  • Материк, отделенный от Антарктиды самым широким проливом. (Юж. Америка)
  • На каком материке расположена Большая Песчаная пустыня? (Австралия)
  • Горы Атлас, Драконовы, капские – это … (Африка)
  • Какие континенты разделяет пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны? (Евразию, Северную Америку)
  • Лазарев и Беллинсгаузен открыли … (Антарктиду)
  • Дж. Кук открыл … (Австралию)

3. Изучение нового материала

– Найдите на физической карте Евразию.
Евразия – материк, на котором мы живем. Это величайший материк земного шара. Он занимает одну треть всей суши планеты. По площади Евразия равна Африке и Северной Америке, вместе взятыми.
– С запада на восток материк протянулся на 16 тыс.км,
а с севера на юг – на 8 тыс.км.
– Страница учебника 230, прочитать вступление.
– Из каких двух частей состоит Евразия? (Европа и Азия)
– Сообщение учащихся: «Европа» и «Азия»
Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.
Европа – Настолько древнее слово, сто проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.

Правила проведения урока – учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-моделей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 1

1 задание.

Определите название крайних точек Евразии. Найдите, а каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).

– Северная – …
– Южная – …
– Западная – …
– Восточная – …

2 задание.

Какие океаны омывают Евразию?

– С севера – …
– С востока – …
– С юга – …
– С запада – …

1) К какому океану не имеет выход России?
2) Береговая линия какого океана длиннее?

Дополнительные вопросы:

  • Какой океан открыл Ф.Магеллан?
  • Какое океан был первоначально изучен арабами?
  • Какой океан нужно пересечь, чтобы попасть из Европы в Северную Америку?

3 задание.

Какие моря омывают:

– берега Северного Ледовитого океана – …
– берега Тихого океана – …
– берега Индийского океана – …
– берега Атлантического океана – …

1. Назовите внутренние моря.
2. Воды, каких морей омывают территорию России?

КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 2

1 задание.

1. К какому материку Евразия расположена ближе всех?
2. На территории каких государств расположена граница между Африкой и Евразией?

2 задание.

Какими проливами Евразия отделена:

– от Африки – …
– от Северной Америки – …
– от Океании – …

1) Найдите и покажите на карте Суэцкий канал.
2) Объясните разницу между понятиями пролив и канал.

Суэцкий канал – был открыт в 1869 году. Длинна 161 км, глубина 13 метров, ширина 120–150 метров, без шлюзов. Является основным каналом транспортировки нефти из Азии в Европу.

3 задание.

В каких полушариях расположена Евразия?

КАРТОКА-МОДЕЛЬ № 3

Номенклатура. Найдите и покажите перечисленные географические объекты.

1 задание.

1) Что такое остров?
2) Показать на карте острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Сицилия, Шри-Ланка, Сахалин, Врангеля.

2 задание.

1) Что такое архипелаг?
2) Показать на карте: Шпицберген, Новая Земля, Северная Земля, Курильские острова, Японские острова, Филиппинские острова.

3 задание.

1) Что называют полуостровом?
2) Покажите полуострова: Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский.

Интересные факты:

  • Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания.
  • Самый большой полуостров – Аравийский.
  • Самое большое по площади море – Средиземное.
  • Самое мелкое море – Азовское.
  • Самый большой залив – Бенгальский.
  • «Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.

4. Домашнее задание

Прочитать параграф № 59.
Заполнить таблицу: «Исследование Евразии» по стр, 230–233.

Имена исследователей

Заслуги и достижения