Формирование образности речи старших дошкольников в процессе чтения русских народных сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

Задачу развития образности речи мы решали через ознакомление детей с произведениями разных литературных жанров (сказки, стихи, былины, легенды). Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

После чтения мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму, проводим анализ литературных произведений, при котором дети учатся различать жанры, чувствовать образность сказок, рассказов, басен.

Уникальным примером образности языка является язык русских народных сказок. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Дети не только готовы ещё и ещё слушать знакомую сказку, но и сами охотно рассказывают её.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в “живой” разговорной речи. Например, “конь вороной”, “мороз трескучий”, “стрелец-молодец”, “видимо-невидимо”, “мастер на все руки” и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: “Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса”.

Поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашей работы.

Результатом работы нашей группы по формированию образной речи стала победа в литературной викторине в рамках I интеллектуальной Олимпиады “Мыслитель” среди д/с АНО ДО “Планета детства “Лада” г. Тольятти. Предлагаю вашему вниманию конспект викторины II отборочного тура, проводившегося в нашем детском саду №193 “Земляничка”.

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам

“Сказочная тропинка”.

Цели:

  • Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
  • Прививать любовь к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью.
  • Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа – любовь к сказке.

Ход игры

Язык – есть исповедь народа
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной!

- Здравствуйте, дорогие ребята! Этими замечательными и мудрыми словами я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам волшебных сказок. Эти сказки сочинил народ. Чтобы пройтись по страницам сказок и открыть эту волшебную книгу, нам нужно назвать слова–родственники к слову “сказка”. Родственные слова помогут нам попасть в сказочную страну. Называть слова будем по одному из каждой команды.

Книга открывается, сказки начинаются.

И попадаем мы с вами в волшебную страну, встречает нас сказочный царь.

Царь издал указ о передаче нам книги викториной, книги-путеводителя, которая поведет нас по страницам сказок и волшебного свитка, куда будем записывать итоги викторины.

Главными действующими лицами сегодня станут три команды. А еще царь напоминает правила:

- каждая команда отвечает только на свои вопросы;

- если одна команда не может ответить на вопрос, то на него отвечает другая команда;

- не выкрикивать, до конца дослушивать вопрос;

- если готовы ответить, поднимите руку;

- помогайте своим товарищам.

Ну что же, вы готовы отправиться в путешествие? Желаю вам удачи.

А сейчас капитаны представят свои команды.

Представление команд.

01 гр. – “Всезнайки” (девиз).

02 гр. – “Волшебники” (девиз).

03 гр. – “Сказочники” (девиз).

Представляю вам членов жюри: ____________________________________________

Открывается первая страничка нашей сказочной викториной книги. Посмотрите, а здесь сюрприз – Жар-птица оставила свои перья.

1. “Задание от Жар-птицы”

- Чем сказка отличается от других литературных жанров? От каких? – Вам подскажет перо Жар-птицы.

(Капитаны команд выбирают перо и читают задания)

- Чем отличается сказка от стихотворения?

- Чем отличается сказка от рассказа?

- Чем отличается сказка от басни?

Вариант ответа. В сказке – 3 части: зачин, развитие действия, концовка. В сказке имеются повторы; магическое сакральное число “3” - 3 задания, которые должны быть выполнены, 3 головы змея Горыныча и др. Последний сын, как правило, Иван–дурак. В сказке добро всегда побеждает зло.

Продолжаем путешествие по страницам сказочной книги. Открывается следующая страница.

2. “Узнай сказку”.

Из каких сказок эти фразы?

1) “Коли сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: она за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко…”.

(Жар-птица и Василиса-Царевна)

2) “…….. и усмотрел он в земле дверь за крепким замком, захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать…”.

(“Чудесная рубашка”)

3) “…приезжает, пускает он своего коня, а сам лег богатырским сном спать – лег и заснул. Сейчас Иван начал его сонного лыком вязать…”.

(“Королевич и его дядька”)

1) “…двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет…”.

(“Василиса Прекрасная”)

2) “Отдал царевичу посошок – перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы”.

(“Три царства: медное, серебряное, золотое”)

3) “…крикнул он громким голосом на все синее море…, сползлись раки со всех сторон на берег реки большие и малые”.

(“Жар-птица и Василиса – царевна”)

1) “Если лошадей погонит, то у всякой лошади сделаются хвост золотой, грива золотая, по бокам часты звезды …”.

(“Королевич и его дядька”)

2) “Не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься”.

(“Василиса Прекрасная”)

3) “Плывет она по синему морю в серебряной лодочке, золотым веслом попихается”.

(“Жар-птица и Василиса-царевна”)

Слово жюри.

3. Есть такое выражение:

“Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

- Каждая сказка учит нас чему-то. (Верности, добру, честности)

- Какие пословицы и поговорки подойдут к этим сказкам?

Чему же нас научили эти сказки? И вы узнаете, если прочтете волшебную фразу по стрелкам. Для того, чтобы выполнить это задание вы можете посовещаться друг с другом и определить, какая пословица зашифрована в этом лабиринте и к какой сказке она относится.

“Хаврошечка” - Белые ручки, чужие труды любят.

Как проживешь, так и прослывешь.

“Морозко” - Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Мир не без добрых людей.

Как аукнется, так и откликнется.

“Сивка – бурка” - Храброму смерть не страшна.

Волков бояться – в лес не ходить.

Продолжаем путешествие по страницам нашей сказочной книги. Страничка “Детективная”. Но на нашем пути препятствие, кто-то перепутал все сказочные слова.

4. Конкурс “Исправь ошибку”.

1) “Говорит ему богатырский конь: “Возьми золотое перо; возьмешь – счастье узнаешь”.

(“не бери”, “горе” из сказки “Жар-птица и Василиса-царевна”)

2) “На ту пору пролетали мимо орел, сокол и синица, увидали мертвого брата и решились мимо пролететь”. (“воробей”, “помочь ему” из сказки “Чудесная рубашка”)

3) “Ну, Иван-церевич, будешь ты парикмахером, пекарем, шофером, и опять будешь Иван-царевичем”. (“лакеем, пастухом, поваром” из сказки “Королевич и его дядька”)

1) “Куколка покушает, ляжет и уснет, А Василиса отдыхает в холодочке да рвет цветочки”.

(“всякую работу справляет” из сказки “Василиса Прекрасная”)

2) “Попадется тебе золотая птичка, бриллиантовый хохолок, куда она полетит, туда и ты”.

(“серебряная”, “золотой”, из сказки “Три царства:….”)

3) “На своем пути сестрица и братец встретили коровье, поросячье и заячье копытца”.

(“лошадиное”, “козье”)

Наши игроки очень стараются, настало время немного отдохнуть. А жюри подведет итоги.

(Кинезиологические упражнения)

5. Конкурс “Реши кроссворд”.

Ребята, не пропало желание пройти дальше по страницам сказочной книги? Вам интересно?

Перевернем следующую страничку “Кроссвордную”. С помощью кроссворда мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете волшебные сказки.

Что есть в начале каждой сказки?

Что мудренее вечера?

Кто по возрасту был Мороз?

Кого из левого рукава выпустила Елена Прекрасная на пиру у батюшки царя?

Как звали бурку – коня?

Как звали сестрицу козленка?

(Дети читают получившееся ключевое слово)

Да, ребята, вы на самом деле совершаете чудеса, я очень рада за вас.

6. Конкурс “Девятиэкранка”.

Игроки замечательно справились с заданиями. Но сейчас перед вами таблица с названиями волшебных сказок. Капитаны команд по очереди выберут понравившуюся сказку и все дети ответят по ней в течении одной минуты.

“Царевна –лягушка”

1) Куда полетели стрелы братьев? (на боярский двор, на купеческий двор, на болото)

2) Какое 1-е задание царь дал женам сыновей? (испечь хлеб)

3) Как зовут лягушку – царевну? (….)

4) Какое 2-е задание дал царь? (сшить рубашку)

5) Какое 3-е задание дал царь? (явится на пир)

6) Какие слова сказал Иван-царевич, когда на пиру все услышали стук, гром?

(“Это моя лягушонка в коробчонке едет”)

7) Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей? (сжег)

8) Где находилась смерть Кощея?

“Три царства: медное, серебряное, золотое”.

1) Как звали царя и царевну? (Горох и Анастасья Прекрасная)

2) Где жила матушка Ивана -царевича? (у Ворона Вороновича)

3) Какую птичку увидели Иван-царевич и его братья? (серебряную с золотым хохолком)

4) Сколько времени спускался в яму Иван-царевич? (3 года)

5) Какое 1-е царство увидел Иван-царевич? (медное)

6) Что 1-ая девица дала Ивану-царевичу? (клубочек)

7) В каком царстве жила матушка Ивана-царевича? (в жемчужном)

8) Какую девицу полюбил Иван-царевич? (младшую сестру)

“Чудесная рубашка”

1) Какие птицы в сказке? (орел, сокол, воробей)

2) Сколько раз оставался Иван – купеческий сын в гостях у птиц? (3 раза)

3) Что лежало в сумках у коня по обеим сторонам седла? (золото и самоцветные камни)

4) Что подарил орел Ивану? (коня со сбруей и камнями)

5) Что подарил воробей? (чудесную рубашку)

6) Где была мудрость у Ивана? (в чудесной рубашке)

7) Что называл Иван первоначально местом своей мудрости? (веник, рога быка)

8) Что еще подарили птицы Ивану? (золотой песртень)

“Василиса Прекрасная”.

1) Что дала мать Василисе, умирая? (куколку)

2) Сколько у мачехи было дочерей? (две)

3) Какую фразу говорит Василиса куколке? (“на куколка, покушай, моего горя послушай”)

4) Сколько раз Василиса Встретила всадников? (3 раза)

5) Как в сказке описываются день? (“скачет всадник: сам белый, идет в белом, конь белый, сбруя на коне белая, …”)

6) Какие задания выполняла Василиса Прекрасная? (пряла, ткала, сшила сорочки)

7) Что дала Баба-Яга Василисе? (череп с горящими глазами)

8) Как встретили Василису мачеха и ее дочки, когда она вернулась с черепом? (впервые ласково)

“Сивка–бурка”

1) Как звали младшего сына старика? (Иван – дурак)

2) Сколько было у старика сыновей? (3 сына)

3) Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

4) Каким животным был Сивка – бурка? (конем)

5) Сколько ночей ходили сыновья в дозор? (3 ночи)

6) Какой шерсти был конь? (одна шерстинка золотая, другая серебряная)

7) Как звали царевну? (Елена Прекрасная)

8) Какое задание должен был выполнить тот, кто жениться на Елене Прекрасной? (снять портрет)

“Жар-птица и Василиса Царевна”

1) Что нашел стрелец – молодец? (перо Жар-птицы)

2) Что еще пришлось добыть стрельцу для царя? (Жар-птицу и царевну)

3) Кто помог стрельцу? (богатырский конь, рак)

4) Какие сова говорил богатырский конь стрельцу-молодцу, когда тот успокаивал его? (“это еще не беда, беда впереди…”)

5) Какое злаковое растение царь приказал разбросать по полю? (белоярую пшеницу)

6) Что приказала достать и привезти Василиса Царевна? (подвенечное платье)

7) Вторая упрямая просьба Василисы - царевны? (бросить стрельца – молодца в кипяток)

8) Какую фразу повторял царь стрельцу – молодцу? (мой меч, голова с плеч)

7. Конкурс “Как сказать по-другому”.

Василиса – прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Конь у стрельца – богатырский, … (сильный, быстрый, смелый)

Василису мачеха отправила в лес дремучий, … (густой, темный)

Иван-царевич – бесстрашный, … (смелый, отважный, сильный)

Мороз – крепкий, трескучий, … (жгучий)

Кусочек для куколки лакомый, … (сытный, вкусный, аппетитный)

8. Страничка “Ребусная”.

Каждая команда отгадает, какие слова зашифрованы в этих ребусах.

К каким сказкам относятся эти слова?

9. Придумай рифмованную характеристику героям:

Ивану – царевичу: храбрец – удалец

Хаврошечке: трудолюбочка - …..

Морозко: волшебник - …..

10. Конкурс “Объяснялки”.

Добры молодцы и красны девицы, а знаете ли вы, что означают эти выражения?

- объясните эти устойчивые выражения и скажите по-другому:

- откуда ни возьмись

- ниже плеч голову повесил

- словно в воду канул

- ни в сказке сказать, ни пером написать

- видимо – невидимо

- не покладая рук

- чужедальняя сторона (иноверная земля)

- бить баклуши

- клич кликать

Последняя страничка нашей книги “Артистичная”

11. Конкурс “Пантомима”. (Домашнее задание)

В этом конкурсе дети показывают домашнее задание - сценку из сказки.

Слово жюри. Подведение итогов, награждение победителей.

Вот и закончилось наше путешествие по страницам волшебных сказок. Мы выполнили все царские задания. Поблагодарим команды–участницы. Впереди нас еще ждут сказочные путешествия.